Наталья Рукосуева
Камешки марблс как средство развития мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
1 Слайд Добрый день, уважаемые коллеги, гости, участники конференции.
Как вы думаете, что можно сделать из разноцветных камешков? (ответы)
Говорим и отдыхаем
Камешки перебираем
Разные-разные, голубые, красные,
Желтые, зеленые, легкие, тяжелые.
Громко четко говорим
Говорим и не спешим.
Камешки в руках сжимаем
До 5 с тобой считаем…
-Задумывались ли вы над вопросом. Почему камешки «Марблс» так популярны сегодня? А я задумалась и постараюсь сегодня на это ответить.
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Марблс. Игры с камешками
- Мелкая моторика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Средняя группа
- Темочки
Камешки марблс – это созданные человеком разноцветные стеклянные шарики или плоские камешки. Они имеют разнообразную цветовую гамму. Положительно влияют на тонкую мускулатуру пальцев и кистей рук ребенка. Камешки вызывают у детей чувства радости, стремление трогать, щупать, перебирать и играть с ними.
2 слайд. О чудесных свойствах мелкой моторики знали еще наши мудрые предки. Ученые, изучавшие психику детей, также отмечают большое стимулирующее влияние функции руки на развитие головного мозга.
3 слайд Среди наиболее важных задач в современной педагогике является формирование мелкой моторики. Это отражено в ФГОС ДО, представлено в целевых ориентирах на этапе завершения дошкольного образования.
4 слайд Я считаю эту тему актуальной, потому что психическое, интеллектуальное и речевое развитие ребенка тесно связано с развитием мелкой моторики.
Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению.
5 слайд В своей практике, наблюдая за детьми, я обратила внимание, что у детей нет интереса к таким видам деятельности, которые связаны с мелкой моторикой рук. Будь это игры с мелкими игрушками, продуктивная деятельность либо пальчиковые игры. Но это не только мои наблюдения.
6 слайд Изучив теоретическую литературу по данному вопросу, мною была проведена диагностика «Обследование мелкой моторики рук по методике, которая представлена на слайде.
7 слайд В результате были получены данные, согласно которым во 2 младшей группе преобладали дети с низким, средним уровнем развития мелкой моторики.
8 слайд Я стала искать пути решения. Также в процессе наблюдения обратила внимание, что большая часть детей предпочитает яркие, необычные, креативные предметы. В просторах интернета, участвуя в конкурсах различного уровня, я увидела то, что обязательно заинтересуют детей. И это камешки "Марблс".
И я считаю, что камешки «Марблс» таят в себе большие возможности для создания дополнительных условий по развитию мелкой моторики рук.
10 слайд И поэтому перед собой поставила цель: Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста посредством камешков «Марблс».
11 слайд Для достижения цели, мною были поставлены следующие задачи.
Для реализации этих задач, я предприняла следующие шаги:
На родительском собрании показала результат диагностики по обследованию мелкой моторики рук, поделилась с родителями своей идеей. Родители меня поддержали. Совместно стали создавать условия для реализации данной (идеи) практики. Приобрели камешки разных размеров, цветов, текстуры, чем пополнили предметно-пространственную развивающую среду группы.
12 слайд С детьми разработали правила в виде рисунков «Как безопасно играть с камешками «Марблс»
13 слайд Цвет, форма, фактура камней позволили подобрать большое количество игр и упражнений, поскольку развитие движения маленьких пальчиков происходит в интеграции с сенсорным развитием. Игры и упражнения с камешками «Марблс» я подбирала, исходя из результатов диагностики, ориентируясь на возраст и способности детей. Дети играли в такие игры и упражнения, как золушка, змейка, мозаика, выложи по образцу и др. Для детей с низким уровнем развития мелкой моторики давала более легкие задания, такие как «Узнай на ощупь», «Найди спрятанную игрушку» и др.
14 слайд Использовала следующие игры на классификацию: «Разложи по цвету», по форме», по размеру», «Прозрачный - непрозрачный», «Темный - светлый», «Гладкий – негладкий». Что способствует развитию мелкой моторики.
15 слайд Также мною была подобрана и распечатана необходимая картотека иллюстраций.
Картотека иллюстраций была разноцветной и яркой, на разные темы: «Цветы», «Транспорт», «Сказочные сюжеты», «Игрушки», дети с удовольствием дополняли их камешками.
Занятия начинала с простых заданий. Так, например, в игре «Яблонька», дети выкладывали камешки только одного цвета (красные и желтые). Постепенно задание усложнялось. Так в игре «Цветы» использовались камешки двух цветов (желтые и зеленые, которые нужно было распределить в соответствии с предложенной схемой (цветок выложить желтыми камешками, а листья – зелеными).
Затем давала задания на усложнение.
Предполагая, что помимо развития мелкой моторики рук, использование камешков также вносит элемент сюрприза, волшебства, я стала их использовать в образовательной деятельности по всем образовательным областям. Это мне способствовало значительно повысить интерес детей к деятельности.
16 слайд Во 2 младшей группе дети с удовольствием выполняли разные игровые действия с камешками. Такие, как экспериментирование, деление на группы, использовали камешки как раздаточный материал (счет, проводили физ. минутки с использованием камешков, подбирали предметы по цветам камешков и. т. д.
17 слайд В конце учебного года была проведена повторная диагностика, результаты которых представлены на слайде. Это дало сделать вывод, что игры и игровые упражнения с камешками «Марблс» дают
положительные результаты для развития мелкой моторики детей дошкольного возраста.
18 слайд В средней группе мы, совместно с детьми стали разрабатывать свои игры, как всей группой, так и подгруппой. Это такие игры, как, составь узор, рисунок, нарисуй геометрическую фигуру и обведи по контуру камешками, заполни фигуру, выкладывание дорожки разной длины и другое. Разрабатывая игры, я использовала дифференцированный подход.
Для усложнения задач в копилку к цветным иллюстрациям добавила черно-белые раскраски, также на различные темы. Это дало воспитанникам полную самостоятельность в выборе цвета и формы камней для рисования. В игре «Собери букет» дети сами определяли какого цвета они будут.
Использовали карты с контурами геометрических фигур. С детьми были организованы игры «Обведи по контуру», «Выложи по порядку», «Повтори» и другие.
Также я обратила внимание, что дети стали индивидуально, самостоятельно придумывать свою игру с камешками. Например маленькой ложечкой доставали из контейнера определенного цвета камешки и выкладывали их по схеме, которую нарисовали сами (змейка, полоск. геом. фигура, выкладывали спиральки из камешков определенного цвета, сами придумывали способы и сортировали камешки.
Была повторно проведена диагностика, результаты которых представлены на слайде.
Критериями эффективности реализации нашей образовательной практики можно считать следующие результаты:
Что же изменилось с применением практики? Используя практику, я увидела следующие результаты:
1 Количество вовлеченных детей в игры и упражнения с камешками «Марблс» в свободной деятельности во 2 младшей группе составило 10%, в средней 60 %;
2 Отсутствие травм и несчастных случаев при работе с камешками «Марблс»;
3 У 25% детей повысилось качество выполненных работ. Дети легко выполняют задания по образцу и придумывают свои игры и упражнения с камешками;
4 По результатам итоговой диагностики дети во 2 младшей группе достигли высокого уровня развития мелкой моторики рук на 15%, а в средней – на 30%;
5.100% родителей одобрили данную практику и включились в ее реализацию. Шесть семей приобрели камешки «Марблс» для игр в домашних условиях.
.
Перспектива:
Продолжать использовать камешки в образовательной деятельности, как одно из дополнительных условий по развитию мелкой моторики рук детей дошкольного возраста.