Елена Барабанщикова
Рекомендации для родителей «Какая ты, водичка? Опыты и эксперименты с водой дома»
▼ Скачать + Заказать документы
Наш общий дом, наша планета Земля на две трети покрыта водой. Её называют голубой планетой. Но только три процента всего запаса воды в природе пресная и пригодна к употреблению. Очень важно сохранить этот бесценный дар, ведь вода это жизнь для всего живого.
Вопрос воспитания экологической культуры у детей, бережного и заботливого отношения к воде актуален. Чтобы помочь детям понять, чем так важна для нас вода, почему её необходимо беречь, нужно узнать её свойства. И в этом нам помогут простые эксперименты и опыты с ней. Известный психолог Павел Петрович Блонский писал: «Пустая голова не рассуждает: чем больше опыта, тем больше способна она рассуждать». В процессе экспериментирования ребенок получает возможность
Публикация «Рекомендации для родителей „Какая ты, водичка? Опыты и эксперименты с водой дома“» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Опыты и эксперименты с водой
- Консультации для родителей
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Консультации для родителей
- Темочки
удовлетворить присущую ему любознательность (почему? зачем? как? Что будет, если, почувствовать себя ученым, первооткрывателем. При этом взрослый –не учитель-наставник, равноправный партнер, соучастник деятельности, что позволяет ребенку проявлять собственную исследовательскую активность.
Несложные опыты и эксперименты можно организовать дома. Для этого не требуется больших усилий, только желание, немного фантазии и конечно, некоторые знания. Любое место в квартире может стать местом для эксперимента.
Совет: никогда не пренебрегайте мнениями ребенка по какому-либо обсуждаемому вами вопросу, даже если его мнение вам кажется наивным. Все имеют права на свою точку зрения, даже неправильную. Важно найти истину вместе с ребенком или же вдвоем доказать обратное.
Цель экспериментирования - вести детей вверх ступень за ступенью в познании окружающего мира. Ребенок научится определять наилучший способ решения встающих перед ним задач и находить ответы на возникающие вопросы.
Для этого необходимо соблюдать некоторые правила:
1. Установите цель эксперимента : для чего мы проводим опыт.
2. Подберите материалы: список всего необходимого для проведения опыта.
3. Обсудите процесс: поэтапные инструкции по проведению эксперимента.
4. Подведите итоги: точное описание ожидаемого результата.
5. Объясните почему? Доступными для ребенка словами.
Эксперименты, которые можно провести дома с детьми :
1. Какую форму принимает вода?
Вода не имеет формы и принимает форму того сосуда, в который она налита. Пусть дети нальют ее в емкость разной формы и разного размера. Вспомните с детьми, где и как разливаются лужи.
2. Есть ли у воды вкус?
Спросите перед опытом : «Какого вкуса вода?»
После этого дайте детям попробовать питьевую воду. Затем в один стакан положите немного соли, в другой сахар, размешайте и дайте детям попробовать. Спросите: «Какой вкус приобрела теперь вода?» Объясните, что вода приобретает вкус того вещества, которое в него добавлено. Объясните, что вода отличный растворитель. И не всегда её можно пробовать на вкус, так как она растворяет и вредные вещества.
3. Чем пахнет вода?
Перед началом опыта задайте вопрос : «Чем пахнет вода?» Дайте детям три стакана из предыдущих опытов (чистую, с солью, с сахаром). Предложите понюхать. Затем капните в один из них (дети не должны это видеть — пусть закроют глаза, например, раствор валерианы. Пусть понюхают. Что же это значит? Скажите ребенку, что вода начинает пахнуть теми веществами, которые в нее положены, например яблоком или смородиной в компоте, мясом в бульоне.
4. Зачем нужна вода растениям?
Сделать его можно как с листами пекинской капусты, так и с белыми цветами, например, с тюльпанами или розами.
Все просто. Если цветы или капусту поставить в крашеную воду, то очень скоро они окрасятся в тот же самый цвет, который был использован нами для окрашивания воды. Уже через час будут видны первые результаты. А через два – цвет станет еще более насыщенным.
Очень важное замечание! Капуста не будет окрашиваться, если для цвета добавить в стакан гуашь, акварель и даже тот сухой краситель в таблетках, который используется для окрашивания яиц на Пасху! Подойдут только кондитерские пищевые красители, лучше всего жидкие. Очень интересные результаты можно получить, если разрезать основание листа капусты на две части и погрузить в воду разных цветов. Тогда вы увидите, как красители будут «бороться» за свою территорию на листе
Вывод эксперимента. Вода питает цветок, проникая через капилляры во все части растения и передавая ему все качества жидкости.
5. Вода не имеет цвета.
Пусть дети положат кристаллы марганцевокислого калия или краски в стаканы и тщательно перемешают, чтобы они полностью растворились. А также покажите им чай, кофе, компот, кисель. Пусть ребята убедятся, что вода окрашивается в цвет того вещества, которое положено в воду. Кроме того, покажите им, что интенсивность цвета зависит от количества вещества. Например, два кристалла марганцевокислого калия дают розовую окраску, а десять — фиолетовую.
6. Вода смачивает и очищает предметы
Возьмите бумажную салфетку и осторожно положите ее в широкий сосуд на поверхность воды. Объясните, что вода проникает в волокна ткани и смачивает ее.
7. “Делаем облако”.
Наливаем в банку горячей воды 3см, на противень кладем кубики льда и ставим на банку, воздух внутри банки поднимается вверх, охлаждается. Водяной пар концентрируется, образуя облако. Так происходит в природе круговорот воды.
8. Взаимодействие воды с другими веществами.
Добавив в воду немного масла, закрываем сосуд крышкой и хорошо-хорошо взбалтываем. Только, как бы мы ни старались, масло все равно с водой не смешается и окажется сверху и будет красиво расстилаться на поверхности крашеной воды.
Спросите ребенка, почему так произошло.
Вывод уже легко напросится ему сам – масло легче воды.
Объясните, что масло покрывает воду непроницаемой пленкой, перекрывая доступ кислорода. Если сливать жирные отходы, бензин в реки, все живое в них погибнет. Вот почему нельзя мыть машины у водоемов.
9. Проверяем, как взаимодействуют воздух и вода.
Предложите ребенку «смешать» воздух с водой. Как это сделать? Все просто – для этого надо будет «вдувать» воздух в стакан с водой через трубочку. Любой ребенок с удовольствием с этим справиться. Но наша задача не только устроить бурю в стакане, но и обратить внимание ребенка на то, что дальше происходит с воздухом, попавшим в воду. Как выглядит воздух в воде? (Это пузыри) Остается ли воздух на дне в стакане или поднимается вверх? Почему?
Вывод. Воздух поднимается, потому, что он легче воды.
Это лишь малая часть занимательных опытов с водой. Главное начать этот увлекательный и познавательный процесс!
Прочитайте с детьми рассказ и подумайте над вопросами.
Рассказ «Как люди речку обидели»
Жила-была голубая Речка с чистой, прозрачной водой. Она была очень веселой и любила, когда к ней приходили гости. "Посмотрите, какая я чистая, прохладная, красивая. Как много жильцов в моей воде: и рыбы, и раки, и птицы, и жуки. Я приглашаю вас в гости, приходите искупаться, отдохнуть. Я буду вам рада", - говорила Речка. Однажды к ней в гости пришли папа, мама и мальчик Костя. Семья расположилась на берегу и стала отдыхать: загорать и купаться. Сначала папа развел костер, потом наловил много-много рыбы. Мама нарвала огромный букет красивых белых кувшинок, но они быстро увяли, и пришлось их выбросить. Костя вытащил из реки много ракушек, разбросал их по берегу, а некоторые разбил камнем, чтобы выяснить, что у этих ракушек внутри. Потом он поймал лягушку и убил ее, потому что не любил лягушек. И еще он раздавил большого черного жука, который неосторожно оказался рядом. Когда семья собралась уходить домой, папа выбросил все пустые банки в речку, мама спрятала в кустах грязные пакеты и бумажки. Она очень любила чистоту и не терпела мусора в своем доме.
Когда гости ушли, голубая Речка посерела, стала грустной и больше никогда никого не звала к себе в гости.
Вопросы для обсуждения.
1. Какой была Речка до прихода Костиной семьи? Опишите ее.
2. Почему она посерела и погрустнела после того, как папа, мама и Костя отдохнули на ее берегу?
3. Как папа, мама и Костя обидели Речку и ее жителей? При обсуждении ответов на эти вопросы подчеркните, что и папа, и мама, и Костя могли обидеть речку не потому, что очень хотели этого. Скорее всего, как и многие люди, они просто не знали правил поведения на отдыхе и не задумывались над тем, что к реке надо бережно относиться. Например, мама была аккуратной дома, но считала, что на берегу реки можно выбрасывать мусор. Если все люди будут знать, что речку нельзя обижать и почему именно, то речки останутся голубыми.
1. Как вы считаете, а почему нельзя так поступать?
2. Что бы вы сделали на месте Кости?
___
Н. А. Рыжова Наш дом – природа. Волшебная вода. Москва, 1997.
Мне хотелось бы, чтобы вы, родители, следовали мудрому совету В. А. Сухомлинского: «Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребенку захотелось еще и еще раз возвратиться к тому, что он узнал».