Антонина Макогина
Рекомендации для родителей и педагогов «Как развивать саморегуляцию у детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Рекомендации для родителей и педагогов
Что такое саморегуляция?
Саморегуляция – это основа адаптивности человека. Она включает в себя регуляцию эмоций, когнитивных (познавательных) процессов и поведения. При этом выделяют два компонента: «эмоциональная регуляция» и «когнитивный контроль». Термин «эмоциональная регуляция» или «горячая регуляция» обычно используется для описания эмоциональных и мотивационных аспектов саморегуляции. Термин «когнитивный контроль» используется для «холодных», регуляторных процессов, обеспечивающих контроль и реализацию познавательных функций: планирование, организацию и решение задач.
Публикация «Рекомендации для родителей и педагогов „Как развивать саморегуляцию у детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
В связи с «холодными» аспектами саморегуляции используется термин регуляторные функции – это совокупность когнитивных процессов, задействованных в произвольном контроле мыслей и действий. Базовые регуляторные функции включают в себя рабочую память, когнитивную гибкость (способность к переключению) и сдерживающий контроль (торможение). Сдерживающий контроль (торможение) помогает удерживать внимание, мысли и поведение в соответствии с задачей и не отвлекаться на нерелевантные стимулы, внутренние или внешние. Например, поднять руку и ждать очереди, сдерживая порыв вскочить со своего места и выкрикнуть правильный ответ – задача, которая требует высокого уровня развития торможения у ребенка. Когнитивная гибкость позволяет переключаться между разными правилами при выполнении задачи, а в целом – между активностями и задачками. Когнитивная гибкость лежит в основе адаптивности ко внешней среде, поскольку позволяет, например, быстро и адекватно менять свое поведение в разных обстоятельствах.
Развитие саморегуляции и регуляторных функций
Дошкольный возраст является сенситивным периодом для развития саморегуляции.
Другими словами, это активный этап развития саморегуляции и именно в это время ребенок наиболее восприимчив к развивающим действиям.
В этом возрасте, как правило ребенок, поступает в дошкольные образовательные учреждения – это форма первой структурированной среды, предъявляющая высокие требования к саморегуляции ребенка. Разные регуляторные функции развиваются в своем темпе и на дошкольном возрасте процесс развития не останавливается. Торможение претерпевает относительно быстрое и раннее развитие в дошкольном возрасте, которое замедляется позднее к подростковому возрасту. В отличие от торможения, траектория развития рабочей памяти линейна от дошкольного возраста до подросткового возраста. Когнитивная гибкость – относительно более сложная функция, которая надстраивается над рабочей памятью и торможением: чтобы переключиться на что-либо другое, необходимо погасить/затормозить текущую деятельность и загрузить в рабочую память представление о том, на что переключаться. Поэтому, когнитивная гибкость продолжает развиваться далее в подростковом возрасте.
На что в будущем влияет саморегуляция? Для чего ее стоит развивать?
Развитие саморегуляции помогает ребенку подготовиться к школе. Дошкольники, которые не могут направлять свое внимание, контролировать свое поведение и справляться с задачами могут столкнуться с трудностями в школьном классе. В долгосрочной перспективе, саморегуляция влияет на способность общую способность управлять собой, своими эмоциями и поведением, работать продуктивно, поддерживать карьерное развитие. Немаловажной является связь регуляторных функций с психологическим благополучием, субъективным качеством жизни и успешностью социальной адаптации в будущем. Так, нарушение саморегуляции обнаруживается в разных формах психических расстройств.
Игра как средство развития саморегуляции
Игра является доминирующим типом активности в дошкольном возрасте. В связи с этим, разные типы игры полезны в развитии саморегуляции в целом, так и отдельных ее сторон. Игры с правилами направлены на развитие какого-либо компонента регуляторных функций. Игры с правилами варьируются по степени сложности инструкции или правил, которым должны следовать играющие, т. е. предъявляют разные требования к когнитивным навыкам ребенка. Например, разные игры задействуют разные типы торможения: простая остановка моторного поведения (например, остановиться на сигнал, контроль моторной интерференции (не делать запретное движение, а делать что- то взамен) или контроль вербальной интерференции (не говорить запретное слово, а говорить разрешенное слово). Игры с правилами требуют от ребенка регуляции поведения в соответствии с правилом или внешним стимулом. Например, от ребенка требуется идти, а не бежать, двигаться в соответствии с темпом или степенью громкости музыки. Таким образом, игры с правилами, могут использовать самые разнообразные компоненты саморегуляции в разнообразных сочетаниях и формах. Кроме того, игры с правилами обладают мотивационными характеристиками игры: в таких играх обычно есть победители и проигравшие, дети играют в них весело и азартно, а главное – взаимодействуют со сверстниками. Важность сюжетно-ролевой игры: принятие роли (исполнение роли персонажа, игровое замещение и взаимодействие со сверстниками, неразрывно связаны с развитием регуляторных функций у дошкольников.