Виктория Стрельцова
«Как разрешить конфликт?» Конспект беседы для детей 7–13 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Государственное казенное учреждение социального обслуживания Краснодарского края «Отрадненский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних»
«Как разрешить конфликт?»
Форма работы: беседа -практикум
Форма и методы работы: беседа-практикум, словесные, наглядные, практические.
Цель: формирование у детей конструктивных навыков решений конфликтных ситуаций.
Задачи:
Публикация «„Как разрешить конфликт?“ Конспект беседы для детей 7–13 лет» размещена в разделах
- Беседа. Проведение бесед
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Конфликт. Предупреждение и разрешение конфликтов
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2017
1. Познакомить с понятием «конфликт».
2. Развивать умение работать в группе, анализировать ситуацию и самостоятельно принимать решения в конфликтных ситуациях.
3. Способствовать воспитанию уважительного отношения к сверстникам.
Технологии: здоровьесберегающие, технологии коллективно-мыслительной деятельности, игровые, интерактивные.
Оборудование: мультимидийная доска, проектор, карточки, магнитная доска, фломастеры, слайд - презентация по теме, видеоролик, карточки облака, солнце.
Ожидаемый результат: на занятии учащиеся познакомятся с понятием «конфликт», его видами и причинами возникновения, научатся находить конструктивные способы решения конфликтных ситуаций.
План:
Ритуал начала. Игра «Комплименты».
Вводная часть. Видеоролик «Битва»
Знакомство с понятием «конфликт».
Основная часть:
1. Разбор ситуаций.
Определение причин конфликта.
2. Тренинговое упражнение «Облака».
Физкультпауза
3. Способы решения конфликта.
4. Раздача памяток.
Заключительная часть.
Притча «Два друга»
Рефлексия «Воздушные шарики».
Ход занятия
Ритуал начала.
Воспитатель: Добрый день, уважаемые гости и ребята! Как у вас настроение? К работе готовы? Тогда начнем. Но, прежде чем перейти к основной работе, давайте с вами немного поиграем.
Игра «Комплименты».
Сидя в кругу, все берутся за руки. Глядя в глаза соседу, надо сказать ему несколько добрых слов, за что-то похвалить. Принимающий комплимент кивает головой и говорит: «Спасибо, мне очень приятно!» Затем он произносит комплимент своему соседу.
Ребята садятся по микрогруппам (две микрогруппы).
Вводная часть.
Воспитатель: Ребята вначале нашего занятия я предлагаю вам посмотреть видеоролик, а затем мы с вами его обсудим.
Видеоролик «Битва»
Анализ ситуации.
Как можно объяснить ситуацию.
Что произошло?
А) Из-за чего возник конфликт?
Б) Какую цель преследовал каждый из мальчиков?
В) Почему же все-таки возник конфликт?
Г) Главное, чего не смогли сделать мальчики? (Понять друг друга и договориться).
Воспитатель: Как мы можем обозначить тему нашего сегодняшнего занятия?
Дети: Как разрешить конфликт.
Слайд 1
Воспитатель: Верно! Очень часто в силу каких-либо причин, людям приходится ссориться, выяснять отношения, конфликтовать. После конфликтов многие люди жалеют о том, что вовремя не промолчали, не сменили тему разговора или не уступили собеседнику. Как вы считаете, тема конфликта актуальна для вас? Нужно ли говорить об этом? Тогда скажите, пожалуйста, а как вы вообще понимаете слово конфликт? Что оно обозначает?
Дети: Может быть это ссора или столкновение мнений.
Воспитатель: Да, безусловно, вы правы. Давайте посмотрим с вами научное определение конфликта. Конфликт – это столкновение отдельных людей или социальных групп, выражающих различные, а нередко и противоположные цели, интересы и взгляды.
Слайд 2
Основная часть.
Правильно, мир сложен и противоречив. Противоречия очень часто приводят к конфликтам, в которых страдают люди. Все конфликты не только в классе, школе, но и в мире происходят от того, что люди не знают способа выхода из них. Можно научиться предотвращать конфликты и правильно себя вести в конфликтной ситуации.
Воспитатель: Скажите, а вы сами часто являетесь участниками конфликтов? А как вы думаете, люди в равной степени склонны к проявлению конфликтности, или есть те, кто в большей или меньшей степени?
Дети: Есть разные люди которые по разному ведут себя в подобных ситуация.
Воспитатель: Правильно, ребята, есть люди, которые стремятся к тому, чтобы по возможности избегать конфликтных ситуаций, но есть среди нас и такие, для которых даже небольшой раздражитель будет являться причиной или поводом для конфликта.
Сейчас я предлагаю вам поразмышлять о причинах возникновения конфликтов. Для этого вам необходимо выполнить следующее задание. В конвертах, которые лежат у вас на столах, находятся ситуации. Внимательно прочтите их и попробуйте объяснить факторы, которые могут спровоцировать возникновение конфликтов.
Детям предлагается разделиться на две микрогруппы, прочитать задания по карточкам и разыграть данные им ситуации, другая микрогруппа должна проанализировать ситуацию, определить причины её возникновения.
А) Карточка № 1 для 1 группы.
Слайд 3
«– Петя, я сломал твою ручку, - тихо и робко сказал Сережа.
- Что ты наделал! И вообще, ты мне больше не друг! – закричал Петя и убежал.
А Сережа даже не успел ему сказать, что взамен сломанной ручке, он купил новую и хотел отдать ее другу».
- Проанализируйте и определите, по какой причине возникла конфликтная ситуация между мальчиками? (Ответы детей)
Слайд 4
Б) Карточка № 2 для 2 группы.
На соревнованиях мальчики проигравшей команды стали выкрикивать грубые слова выигравшим. Те ответили тем же. Затем в ход пошли кулаки.
- Как вы считаете, почему возник конфликт? В чем причина?
(Ответы детей).
Вывод.
После совместного разбора ситуаций ребятами определяются
основные причины возникновения конфликтов :
- неумение слушать,
- непонимание;
- неумение договориться;
- несдержанность.
Данный перечень причин выставляется на экране.
Слайд 5
Воспитатель: Тренинговое упражнение: «Облака». (слайд 5)
Предлагает детям закрыть глаза (чтобы не давило мнение окружающих) и поднять руку тем, кто никогда никого не обзывал обидным словом. Воспитатель просит рассказать ребят, что они чувствовали, когда их обзывали, и что они делали в ответ.
Слайд 6
- Давайте вместе с вами попытаемся узнать, можно ли разрешать конфликты и как это делается?
Ведущий раздает всем детям листки, вырезанные в форме облака, на котором ребенок пишет обидное слово, сказанное ему.
Воспитатель собирает облака и прикрепляет их на большой оранжевый кружок, символизирующий солнце.
(музыка «Гроза»)
Воспитатель: Ребята посмотрите на доску «Что вы видите, что может сейчас произойти?».
Дети: Облака закрыли солнце, превратились в тучу, может разразиться гроза и пойти дождь.
Слайд 7
- Как вы думаете, только что-то плохое предвещает эта туча?
Дети: не совсем из тучи может пойти дождь, а может наоборот туча рассеится и выглянет солнце
Правильно, туча символизирует то что из нее может разразиться громом, с молнией, но также может из-за тучи выглянуть яркое солнышко. Так и конфликты могут разрешиться положительно и отрицательно. В конфликтных ситуациях все зависит от вашего умения находить способ их решения. От вас зависит, как может закончиться конфликт дракой ссорой или же примирением и умением договориться.
Физкультпауза.
Воспитатель проводит разминку «Кошки-собаки». Условия: дети встают в круг. По кругу они передаю два маркера (в левую сторону-красный, в правую – синий, соответственно кошка и собака). При этом тот, кому передают маркер спрашивает: «Кто это?». А передающий отвечает «Кошка» или «Собака».
Воспиатель: Ребята я предлагаю вам найти выход из данной ситуации, и сделать так чтобы погода стала вновь ясной и тучи на небе рассеялись. Теперь, когда вы знаете, что такое конфликт, умеете анализировать и определять причины конфликтов, то, наверное, сможете назвать и способы их разрешения.
Для этого я предлагаю вам разделиться на две группы, и прикрепить на доску под знаком «+» слова, обозначающие положительные способы разрешения конфликтов, а под знаком «-» - отрицательные. Затем представитель каждой группы должен прокомментировать свой выбор.
( Детям раздаются карточки со словами: (Уступать, разгневаться, промолчать,простить, договориться, ударить, упрямиться, понять).
Дети объясняют свой выбор и делают вывод о положительных и отрицательных способах разрешения конфликтов.
- Ребята, как вы думаете, есть ли еще другие способы поведения, положительно разрешающие конфликтную ситуацию? (Ответы детей)
Воспитатель: Молодцы, вы самостоятельно смогли сформулировать правила выхода из конфликтов. Тучи на нашем небе рассеялись и появилось вновь солнце.
Слайд 8
Давайте назовем еще раз как правильно предотвратить подобные конфликты.
1. Чаще говорите вежливые слова.
2. Говорите всегда правду. Ложь не красит человека.
3. Будьте естественны в общении.
4. Не бойтесь правды, высказанной в ваш адрес.
5. Не перебивайте старших.
6. Не загрязняйте свою речь нецензурными словами.
7. Никогда не оправдывайте себя. (Меня не понимают, не ценят).
8. Помните, по своей природе общение - это ежедневный труд.
Слайд 9
Вопитатель: Данные правила я поместила вот в таких памятках которые помогут вам когда у вас возникнет подобная ситуация.
Воспитатель раздает памятки «Как предотвратить конфликт?»
Заключительная часть.
Чтобы подвести итог нашего занятия послушайте притчу: «Два друга»
Презентация
Слайды 10-16
Как-то два друга много дней шли в пустыне.
Однажды они поспорили, и один из них сгоряча дал пощёчину другому. Его друг почувствовал боль, но ничего не сказал Однажды они поспорили и один из них дал пощёчину другому. Последний, чувствуя боль, но ничего не говоря, написал на песке:
- Сегодня мой самый лучший друг дал мне пощёчину.
Они продолжали идти и нашли оазис, в котором решили искупаться. Тот, который получил пощёчину, едва не утонул, и его друг его спас. Когда он пришёл в себя, он написал на камне: «Сегодня мой самый лучший друг спас мне жизнь». Тот, кто дал пощё чину и который спас жизнь своему другу спросил его:
- Когда я тебя обидел, ты написал на песке, а теперь ты пишешь на камне. Почему?
Друг ответил:
- Когда кто-либо нас обижает, мы должны написать это на песке, чтобы ветры могли стереть это. Но когда кто-либо делает что-либо хорошее, мы должны выгравировать это на камне, чтобы никакой ветер не смог бы стереть это.
Воспитатель просит детей высказать мнение о том, чему учит данная легенда.
Подведение итогов: Таким образом, сегодня мы сегодня узнали?
Дети: Мы узнали, что такое конфликт, выяснили причины возникновения конфликтов, а самое главное рассмотрели способы, которые помогают человеку достойно выйти из конфликта. Скажите, информация, которую получили на занятии, была для вас полезна?
Рефлексия: «Воздушные шарики»
Слайд 17
В завершении, мне хотелось бы узнать: с каким настроением вы покините занятие. Для этого вам необходимо выбрать воздушный шар такого цвета, значение которого подходит вашему настроению.
Красный - плохое настроение, желание отдохнуть, безразличие;
Желтый – хорошее настроение, легкое чувство усталости, удовлетворенность работой
Зеленый – отличное настроение, интерес, активность, стремление к общению
Вижу, что у всех хорошее настроение, а теперь давайте поделимся отличным настроением с нашими гостями и поблагодарим их за внимание.
Спасибо за внимание, до новых встреч!
Слайд 18
Список литературы:
1. Воронин, Г. Л. Конфликты в школе / Г. Л. Воронин// Социол. ис-след. — 1994. — 3.
2. Добрович, А. Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения//А. Б. Добрович. — М. : Просвещение, 1996.
3. Драгунова, Т. В. Проблема конфликта в подростковом возрасте/Т. В. Драгунова // Вопр. психологии. — 1972. — 2. —С. 25-39.
4. Журавлев, В. И. Основы педагогической конфликтологии : Учебник / В. И. Журавлев. — М. : РПА, 1995.