Елена Афанасьева
Конспект беседы для детей старшей группы «Мы в мире, дружбе будем жить»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: воспитание патриотизма и любви к «малой Родине», толерантное отношение к представителям других национальностей, гуманистическую направленность поведения; формирование у дошкольников интереса к народным традициям и к историческому прошлому
Задачи:
Образовательные:
• дать детям общее представление о Республике Мордовии,
• формировать представления о народах, населяющих Мордовию,
• воспитывать у детей уважение к обычаям и традициям мордовского народа.
• воспитывать у детей уважение к культуре другого народа, познавательный интерес к родному краю.
Публикация «Конспект беседы для детей старшей группы „Мы в мире, дружбе будем жить“» размещена в разделах
- Беседа. Проведение бесед
- Дружба. Учимся дружить
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
• Способствовать развитию любознательности, мышления
Развивающие:
Развивать диалогическую речь: учить участвовать в беседе,передавать свое отношение средствами поэзии, понятно для слушателя отвечать на вопросы. Обогащать словарь детей : мордва, русский, мордовский, татарский, украинский.
Воспитательные:
Воспитывать у детей уважение к культуре другого народа, познавательный интерес к родному краю.
Интеграция образовательных областей:
ОО «Познавательное развитие» : развивать любознательность, Обогащать свои познания в области народного творчества.
ОО «Речевое развитие» : обогащать словарный запас, разучивание песен, стихотворений, народных подвижных игр.
ОО «Физическое развитие» : развитие физических качеств и двигательных умений. Способствовать развитию эстетического выполнения движений.
ОО «Художественно-эстетическое развитие» : знакомство детей
с народной музыкой, песнями и танцами.
Словарная работа: Расширение и активизация словаря по теме.
Предварительная работа:
ОО «Познавательное развитие» : расширение кругозора дошкольника, представление об окружающем мире.
ОО «Речевое развитие» : разучивание и чтение стихов о дружбе, о единении.
ОО «Физическое развитие» : разучивание народных игр.
ОО «Художественно-эстетическое развитие» : знакомство детей с обычаями, культурой, традициями народов, проживающих на территории Мордовии, разучивание движений мордовского танца, разучивание песен на мордовском (эрзя) языке.
Методические приё мы:
Словесный: организационный момент, вводная беседа, чтение стихов, уточнения, выводы.
Наглядный: видео-презентация на тему «Виды Саранска»
Практический: самостоятельное выполнение детьми заданий, исполнение танцевальных движений.
Место проведения: групповая комната.
Мотив детской деятельности: беседа.
Предварительная работа: рассматривание альбомов о Мордовии,
о Саранске, экскурсии по улицам г. Саранска. Знакомство с устным народным творчеством мордовского народа, беседа о мордовском народном творчестве,
рассматривание национальной одежды: вышивка, узоры.
Оборудование и материалы: : традиционные национальные костюмы: русский, мордовский: эрзянский и мокшанский, татарский, украинский; музыкальный центр; аудиозаписи мордовских песен, песен о дружбе; мультимедийный проектор, презентация с видами Саранска.
Ход беседы
Воспитатель: Мы все с вами живём в одной большой стране- Россия. Мы –Россияне. Наша родина Россия самое большое государство мира.
Много людей живут в нашей стране, много народов, но все они живут единой семьёй, помогают друг другу.
Пальчиковая гимнастика «Игра на пальцах»
Дружат в нашей группе девочки и мальчики,
(пальцы обеих рук соединены в замок)
Мы с тобой подружим маленькие пальчики.
(ладони прижаты друг другу)
Раз, два, три, четыре, пять, начинай считать опять.
(подушечки пальцев постукивают друг о друга)
Раз, два, три, четыре, пять, мы закончили считать.
(руки вниз, встряхивают кистями)
Страна Россия – это большая Родина. В большой стране у каждого человека есть свой маленький уголок- деревня, улица, дом. Отечество, отчий край! Место, где мы с вами родились и выросли. Есть такая малая родина и у нас с вами.
А скажите, ребята, как она называется? (ответы детей)
- А как называется город в которой мы с вами живём? (ответы детей)
- Ребята, а почему наш с вами город называется Саранск? (ответы детей)
Ребята, а давайте посмотрим какой красивый наш город. (показ презентации)
Сегодня мы поговорим о народах проживающих на территории Мордовии и в городе Саранск.
На территории Мордовии дружной семьё й живут и трудятся люди разных национальностей: русские, мордва: эрзя и мокша, татары и другие народы. У каждого народа была своя национальная одежда, свой национальный костюм.
Посмотрите, какую красивую одежду носили в старину : (выходит девочка в русском национальном костюме) : белоснежная рубашка, сарафан с вышитым узором, а на голове кокошник.
- Какой цвет преобладал в костюме?
- Красный.
Этот наряд считался праздничным. Красный цвет означает красивый. Из красной ткани шили праздничные костюмы. (Девочка уходит)
В нашем городе также живут мордва: эрзя и мокша. (выходят девочка и мальчик в мордовских костюмах).
Эрзяне и мокшане могут гордиться своими костюмами.
Рассмотрим из чего состоит мордовский костюм: Мордовская рубаха- панар. Он украшен вышивкой.
- Какой цвет преобладает на мордовской вышивке? (красный и чёрный)
- Из каких геометрических фигур составлен орнамент? (Из треугольников, квадратов, ромбов)
Рубашка подвязывали –набедренной повязкой - которая называется- пулай.
Мы немножко посидим и послушаем мордовскую песню.
Мордовское попурри
Также на территории Мордовии проживают – татары. Они чтят и помнят свои традиции, национальные праздники. (выходят девочка и мальчик, одетые в национальную татарскую одежду)
Воспитатель: Наши дети одеты в национальные татарские костюмы. Татарский национальный костюм украшен мелкими оборками и воланами, рюшками, а на голове калфак и тюбетейки- маленькие шапочки.
У татарского народа существует свой орнамент. -«Цветочно- растительный». Мотивы волнообразных побегов (в виде виноградной лозы) цветов: тюльпана, ромашки, фиалки.
Такими видами орнамента украшались фартук, платья, обувь, головные уборы.
Народные умельцы отдавали предпочтение насыщенным цветам:
-Каким?
Дети: Зелёному, жёлтому, фиолетовому, голубому, синему, бордовому.
Исполняется татарский танец.
Воспитатель: Снова мы друзей хороших в гости позовём. (выходят девочка и мальчик одетые в украинскую национальную одежду)
Традиционный украинский костюм, ребятки- это яркие краски, пышные сборки, богатые вышивки, цветы, ленты, украшения.
-- Основу женского костюма составляет длинная рубашка- кошуля, сорочка. Отличительная особенность украинской женской рубахи- богатая вышивка не только по груди и рукавам, но и по подолу.
Мужчины носили вышитые рубашки, вот такие штаны- шаровары, а рубаха подпоясывалась кушаком- это длинный пояс.
Воспитатель: Давайте ещё раз посмотрим на наших гостей.
Ребята, вам понравились костюмы наших гостей? Красивые костюмы?
Воспитатель: Очень дружно мы живём,
вместе пляшем и поём,
Помогаем мы друг другу,
и не станем ссориться,
за друзей стоим горой,
вместе дело спориться.
Стихотворение «Единство»
Очень много слов на свете, как снежинок у зимы.
Но возьмём, к примеру, эти: слово «Я» и слово «МЫ».
«Я» на свете одиноко, в «Я» не очень много прока.
Одному или одной трудно справиться с бедой.
Слово «МЫ» сильней, чем «Я».
Мы –семья, и мы- друзья.
Мы- народ, и мы ЕДИНЫ.
Вместе мы непобедимы!
Дети встают в хоровод.
Воспитатель: Давайте сейчас соединим наши руки в знак большой дружбы и устроим большой хоровод.
Ребята, а как вы думаете, людям нужно дружить друг с другом? (ответ детей) И хотя вы еще дети, но уже можете внести свой вклад в то, чтобы жизнь была у нас мирной, дружной? Как вы думаете, что вы можете для этого сделать?
(ответы детей)
Воспитатель: Вот теперь- то я довольна!
Вижу,дети, вы дружны!
Ведь в Мордовии не надо слёз, раздоров и войны.
У Мордовии у нашей хватит ласки и любви.
Дружите, дети, друг с другом и будьте счастливы!