Любовь Брагина
Консультация «Как научить ребёнка слышать с первого раза?»
▼ Скачать + Заказать документы
1. Прежде, убедитесь, что вас внимательно слушают.
Бывает, что ребенок поглощен игрой или творчеством и действительно не слышит. Только убедившись, что вы переключили внимание человека, начинайте говорить.
Вы когда-нибудь разговаривали с маленьким ребенком, который хочет сказать вам нечто важное, который захлебывается словами, чтобы рассказать вам все, что рвется наружу? Чтобы удержать внимание, ребенок в таком случае обычно даже фиксирует голову взрослого двумя руками. Да-да, крепко обхватывает ладошками, чтобы взрослый не смог отвернуться. Отвернется – и не услышит важную важность.
Публикация «Консультация „Как научить ребёнка слышать с первого раза?“» размещена в разделах
Можно держать за плечи. В принципе достаточно установить зрительный контакт. Если меня увидели, то вероятность, что меня услышат, существенно возрастает. Когда вы что-то говорите глаза в глаза, это трудно пропустить мимо ушей.
Еще очень важно обращаться по имени. Сказанное без обращения – это чаще всего обращение в никуда, и эффект от этого никакой. По опыту педагогической деятельности могу сказать, что безликое «Убираем игрушки» пролетает мимо гораздо чаще, чем «Ребятки, глазки свои на меня поднимите! Подошло время обеда. Начинаем убирать игрушки».
2. Убедитесь, что ребенок вас действительно услышал.
Слушал и услышал – это не одно и то же. Визуально человек вроде бы и слушал, и в глаза смотрел, и, может быть, даже кивал или «угукал», а сам мыслями был где-то очень далеко. На всякий случай лучше переспросить: «Ты меня услышал? О чем я сейчас попросила?»
Это только первое время кажется, что слишком много всяких «реверансов». Потом это входит в привычку и всеми нормально воспринимается.
Как говорится, слушайте и не говорите, что не слышали.
3. Договоритесь о последствиях
«Я говорю, говорю, а как об стенку горох…» Конечно. Если «говорю, говорю», то можно и дальше говорить, говорить, говорить. Зачем слышать с первого раза, если будет и третий, и пятый? Чтобы научить слышать с первого раза, нужно говорить один раз. И предупреждать о последствиях: «Я не буду накрывать на стол дважды. Тот, кто вовремя не придет к столу, останется голодным».
Тот, кто не услышал, что надо убрать игрушки, вечером будет сидеть без игрушек. В детском саду общее правило: «Кто не убирает за собой, тот и не играет».
Тот, кто не услышал : «Несите мне грязные вещи, я запускаю стирку», будет сам руками стирать свои брюки.
Тот, кто не услышал : «Надо быстро одеться. Если через десять минут не выйдем, опоздаем в кино», действительно опоздает в кино. Или вообще не пойдет.
Конечно, чтобы это сработало, надо, чтобы оговоренные условия всегда исполнялись и последствия наступали.
ВНИМАНИЕ!
Очень важные дополнения по применению алгоритма обязательны к прочтению:
1) Учить детей личным примером. То есть надо обязательно слышать своего ребенка с первого раза
2) Требования, предъявляемые ребенку, должны быть сопоставимы с его возрастом. Например, неразумно требовать: «Чтобы через десять минут все было убрано», если ребенок еще не умеет определять время и понятия не имеет, что такое десять минут.
3) Не применять третий пункт без первых двух. Это негуманно.
4) Последствия должны быть именно последствиями, а не шантажом. То есть тем, что естественным образом наступит после. Тем, для чего есть объективные причины. «Если ты не придешь за стол, то останешься голодным» – это естественные последствия. А вот «Если ты не придешь за стол, я вылью тебе суп на голову» – шантаж.