Папки-передвижки

Конспект общешкольного мероприятия «Как бывало в старину»

Лидия Муринцева
Конспект общешкольного мероприятия «Как бывало в старину»
▼ Скачать + Заказать документы

Как бывало в старину».

Познавательная цель: - Расширить представление детей о культуре и обычаях, обрядах с устным народным творчеством русского народа.

Воспитательная цель: Воспитывать любовь к своей Родине, к родному краю, его истории и культуре.

Развивающая цель: развивать творческие способности, эстетическую культуру детей.

Оформление:

Стол, накрытый белой скатертью. На столе самовар, посуда с бубликами.

Разная домашняя утварь, атрибуты к сказке.

Оборудование: - Компьютер,

мультимедийный проектор,

Публикация «Конспект общешкольного мероприятия „Как бывало в старину“» размещена в разделах

Музыкальное оформление: музыкальная запись песен –песня с клипом -«Во горнице»

Мелодия песни Е. Шавриной «Ромашковая Русь»клип.

Действующие лица: -

Ведущие: Демьяненко О. Н, Муринцева Л. И. одеты в русские народные костюмы

Ход праздника:

1 Звучит песня «В горнице моей светло» видео –клип 3 мин.

После клипа звучит 2 русская народная плясовая под музыку входят в пляске ведущие.

1 ведущий

Добрый день, народ славный! Рады приветствовать вас в нашей горнице. (кланяются)

Поудобнее садитесь,

Не спешите, соберитесь.

В теплу избу приглашаем,

Видеть всех мы вас желаем.

Как в старинку, наши предки

Собирали посиделки,

Так бывало на Руси

С шуткой ели калачи.

Народ посмотреть и себя показать

Хороводы водить, не складушки петь,

Веселые потешки -прибаутки сказывать,

2 ведущий-Хозяйка.

На завалинках, в светёлке,

Иль на бревнышках, каких.

Собирались посиделки

Пожилых и молодых.

При лучине ли сидели,

Иль под светлый небосвод –

Говорили, песни пели

Да водили хоровод.

Добрым чаем угощались

С мёдом, явно без конфет.

Как и нынче мы, общались, -

Без общенья жизни нет.

А играли как? В горелки!

Ах, горелки хороши,

Словом, эти посиделки

Были праздником души.

Быт людей отмечен веком

Поменялся старый мир.

Нынче все мы по “сусекам”

Личных дач, своих квартир.

Наш досуг порою мелок

И чего там говорить,

Скучно жить без посиделок,

Их бы надо возродить.

Если вы в “своей тарелке”

И пришли к нам не на час,

Предлагаем посиделки

Провести вот здесь сейчас.

Отдых – это не безделки –

Время игр и новостей,

^ Начинаем посиделки!

Открываем посиделки!

(Слышится смех,разговор. Хозяйка-ведущая открывает дверь)

Дети средней группы (Слепичев Лёша, Надя, Шайтанова Люда)

.-Здравствуйте, пустите к себе в избу на посиделки?

.Хозяйка.

-Мир вам, гости дорогие, вы явились в добрый час

Песней русской да народной мы встречаем нынче вас.

3 Звучит песня «У нас нынче субботея»

Входят девочки. В руках каждой угощение (печенье, ставят на стол и поют куплет песни 4 «А я чайничала 1 куплет» (минус). После песни

5 Под песню «У нас нынче субботея» гости рассаживаются на лавках.)

(Стук в двери.)

Ведущий :

А к нам ещё гости пришли,заходите с чем вы к нам пожаловали?

Дети мл. группы. (Юрченко А, Юрченко С., Романишкин И. ,Ненашева Наташа)

Андрей Ю

.Вы послушайте, ребята,

Нескладуху будем петь

На дубу свинья пасется

В бане парится медведь!

Дети: Чепуха, чепуха,

Чистая чепуха!

Чипа- чипа, а - ха – ха-

В самом деле, чепуха!

Романишкин Илья

На заборе чепуха

Варила варенье.

Увидала паука-

Потеряла зренье!

Дети: Чепуха, чепуха…

Юрченко А

На столе лежит арбуз,

На арбузе - муха!

Муха злится на арбуз, Что не лезет в брюхо!

Дети: Чепуха, чепуха…

Романишкин Илья

На горе верблюд пасется

В белых вышитых штанах.

А за ним блоха несется

На высоких каблуках!

Дети: Чепуха, чепуха…

Ю. А

: Мы частушки вам пропели

Хорошо ли, плохо ли,

А теперь мы вас попросим,

Что бы нам похлопали.

Хозяйка: Спасибо, мальчики, за частушки потешные! Хозяйка просит младшую гр. Присесть.

Ведущая: Есть у нас для вас загадки:

Не горьки, не кислы, не сладки.

Кто сейчас все отгадает,

Тот весь год забот не узнает.

Хозяйка

Загадки присутствовали на всех вечеринках, празднествах, посиделках. Люди любили складывать и отгадывать их. Попробуйте и вы отгадать некоторые из них. За правильно угаданную загадку получаете конфетку.

1.

Загадка первая!

И колковато и ноздревато, и мягко,

И ломко и всех милей! (Хлеб).

2 загадка вторая, самая смешная.

«Овца в корове» (Носок в сапоге).

3. В брюхе - баня,

В носу решето, на голове пуговица.

Всего одна рука, да и та на спине! (Чайник)

4. В печь несут – жидко,

Из печи несут – твёрдо! (Каша).

5 Маленький, кругленький, а за хвост не поднимешь. (Клубок).

6 Пять чуланов – одна дверь. (Перчатка)

7Новая посудина, а вся в дырках. (Решето)

8 Всё прячет сам на виду. (Сундук)

9 Маленький, горбатенький, всё поле перерыл. (Плуг)

Загадки для взрослых и детей.

Вед.

Кто из нас не любит блинов – пышных, румяных, круглых. А кто скажет, почему блины круглые?

Ответ: Они пеклись на масленицу по подобию солнца.

Вед

Для чего в старину на подушках вышивали цветы?

Ответ: Чтобы снились хорошие сны.

Вед

Почему на полотенцах вышивали петухов?

Ответ: Это символ утра. Чтобы утром вставать с пеньем петухов.

Вед.

Далеко за пределами России были известны наши умельцы. Тульские мастера даже блоху подковали. Кто помнит, в каком произведении об этом написано?

Ответ: «Левша» Лескова

Вед.

Многие из нас может быть имеют дома палехские шкатулки. Почему они так называются?

Ответ: Её делали мастера из Палеха.

Вед.

Известны мастера стеклянной посуды. Есть такой город в России, где издавна занимались дутьём стеклянных изделий. Как называется этот город?

Ответ: Гусь-Хрустальный.

Вед.

Деревенские ладьи, ложки, миски, радуют глаз яркой окраской, нежным рисунком. Из какого города эта посуда?

Ответ: Это хохломская роспись из г. Семёнов Нижегородской области. Д

Две девочки читают частушки перед исполнением пляски Ненашева Наташа, Харченко Юля)

Наташа

– Эх топни, нога

Топни правая

Я плясать пойду

Хоть и малая.

Юля

– Пойду плясать

По соломушке

Раздайся народ

По сторонушке!

6 Ненашева Наташа танцует русский перепляс.

1

Ведущий

А сейчас вам загадаем загадку.

Алый шёлковый платочек,

Яркий сарафан в цветочек.

Упирается рука в деревянные бока.

А внутри секреты есть:

Может три, а может шесть.

Разрумянилась немножко …

Это русская …. (Матрёшка)

В 19 веке жил - был один русский художник С. В. Малютин.. Путешествуя по Японии, он видел много забавных игрушек и подобную куклу, только одетую по японски. Кукла так понравилась ему что представил её в русском костюме. А когда вернулся в Россию, то пошё л к народным умельцам спросил: «Можно ли выточить вот такую забавную куклу?». Выточили, расписали и назвали русским именем Матрёшка. И начали на Руси с тех пор выделывать эти удивительные игрушки, да в каждой местности по-своему. Особенно увлеклись игрушкой в Нижегородском крае.

Ведущая : А сейчас СОСТЯЗАНИЕ «НАРЯДИ МАТРЁШКУ»

Ведущая

В состязании принимают участие 2 команды по 5 человек.

Получите, вырезанный из картона силуэт матрёшки. Ваша задача – нарядить матрёшку. 1- й человек держит матрёшку, просунув лицо в вырез, 2-й - прикрепляет платочек, 3-4 – рукава, 5-й – фартук.

Внимание! Приготовились! Начали!

00000 (Звучит музыка. Начинается состязание)

Ведущий

Русские пословицы, как и русские изделия, славятся на весь мир.

Пословица – душа и ум народа.

В ней к Родине любовь.

В ней мудрый опыт многих поколений.

Хвала к труду в ней и презренье к лени.

Пословица – к слову молвится.

Добрая пословица не в бровь, а в глаз.

Ведущий.

Следующее задание: Я называю два слова из пословицы. А вы называете всю пословицу. Правильно назвали – конфету получили.

1. Труд –пруд (Без труда не вытащишь рыбку из пруда.)

2. Слово – воробей. (Слово не воробей – вылетит, не поймаешь.)

3. Журавль – синица (Лучше синица в руках, чем журавль в небе.)

4. Волк – лес. (Волков бояться - в лес не ходить.)

5. Красавица – умница. (Дом держится не красавицей, а умницей.)

6. Не храним – плачем. (Что имеем – не храним, потерявши – плачем.)

7. Снову – смолоду. (Береги платье снову, а честь смолоду.)

8. Роток – платок. (На чужой роток не накинешь платок.)

Ведущий А сейчас мы поиграем и со взрослыми.

Многие зарубежные пословицы очень схожи с нашими по смыслу.

Я буду вам говорить зарубежную пословицу, а вы мне в ответ - русскую.

Вьетнамская: «Прежде чем сказать, поверни язык семь раз»

«Семь раз отмерь - один раз отрежь»

Афганская: «Укушенный змеёй, боится пёстрой ленты»

«Кто обжёгся на молоке - дует воду».

Финская: «Шуму много, а шерсти мало – сказал чёрт, остригая кошку».

«Много шуму из ничего»

Африканская: «Сын леопарда тоже леопард».

- «Яблоко от яблони недалеко падает».

Ведущая

Жива традиция.

Жива –

От поколенья старшего

Важны обряды и слова

Из прошлого из нашего.

Ведущий

Велика и хлебосольна наша Русь-матушка. Умеет работать на земле русский человек: трудится он во время страды от рассвета до заката.

Сегодня мы вам покажем народный праздник—«Хлебный спас»-праздник первого снопа. Праздновали его в старину 29 августа. Старинное название августа «ЖИВЕНЬ» или сер-пень так, как убирают в августе хлеб-жнут. А жали серпами. Вот и месяц назвали сер-пень или живень. Праздник хлеба был самым главным праздником в жизни наших предков.

Сценка средняя группа (ШайтановаЛ. ,Слепичев Лёша, Ловянников Д).(пока дети готовятся)загадки

Железный нос в землю врос, роет, копает, землю разрыхляет. (Плуг)

• Кривоногий взлохматит, зубатый причешет. (Соха и борона)

• Маленький Дорофейко подпоясан коротенько. (Сноп)

• Ни окошек, ни дверей — полна стайка лебедей. (Огурец)

• Где вода столбом стоит? (Колодец)

• Сито вито о четырех углах, о ста ногах, о семи горбах. (Крестьянская изба)

• Мать толста, дочь красна, сын храбер под небеса ушел. (Печь, огонь, дым)

• Мочили, колотили, рвали, крутили и на стол клали. (Скатерть)

• Был я на пожаре, был я на кружале, сто голов кормил, сделался стар — пеленаться стал, выбросили за окно — и собакам не надобно. (Горшок)

Бежала лиска около лесу близко: не догнать, не увидеть. (Солнце)

• Как зайдет в дом — не выгонишь колом, а пора приходит — он и сам уходит. (Луч солнца)

• С высокой дороги глядит бычок круторогий. (Месяц)

• Дед мост мостил без топора, без долота. (Лед)

• Шел долговяз — в сырую землю увяз. (Дождь)

• Двенадцать орлов, пятьдесят две галки снесли одно яйцо. (Год)

• Черная корова весь свет поборола; белая встала — весь свет поподнимала. (Ночь и день)

• Всех кормит, а сама есть не просит. (Земля)

• Кровь мою пьют, кости мои жгут, моими руками один другого бьют. (Береза)

• Не разобьешь горшочка — каши не поешь. (Орех)

• Что любишь, того не купишь, а чего не любишь — не продашь. (Молодость и старость).

Лежит колода посреди болота: не гниет, не сохнет. (Язык)

• Через межу брат брата не видит. (Глаза)

• Возле бочки катаются клубочки. (Свинья и поросята)

• На том свете живет, я на этом мрет. (Рыба)

• Лес секу — лес вянет, на том месте город встанет. (Сенокос)

• Летят гуски дубовые носки, летят и говорят:

«То-то я! То-то я!» (Молотьба цепами)

• Баба-яга, вилами нога; весь свет кормит, а сама голодная. (Соха)

• Чем больше верчусь, тем больше толстею. (Веретено)

• Бежала свинка, золотая спинка, льняной хвостик. (Иголка)

• В воде родится, а воды боится. (Соль)

• Не лает, не кусает, а в хату не пускает. (Замок)

• Сам голый, а сорочка за пазухой. (Свечка)

• Сам худ, а голова с пуд. (Безмен)

Ведущая;

Главным для русского народа была: земля, солнце и труд.

Сейчас мы свами посмотрим небольшую инсценировку «О труде, солнце, и земле.» в исполнении старшей группы (РусаковаК, Ерёмин А. ,Бунин В, Темергиреев Аскер., Жилин Д. ,Будагян Г., Акимов М.)

6 Презентация «Ромашковая Русь»

Но пока дети одеваются к сказки мы продолжим загадывать загадки•

Меня не едят, и без меня мало едят. (Соль)

• Не бьет, не ругает,

А плакать заставляет. (Лук)

• Красная девица Сидит в темнице, А коса — на улице. (Морковь)

• На бору, на яру Стоит старичок, Красненький колпачок. (Гриб-боровик)

• Кланяется, кланяется,

Придет домой — растянется. (Топор)

• Два стоят, два лежат, Пятый ходит, шесту водит, Седьмой песенки поет. (Двери)

• Бегут бегунчики, везут

Везунышки колоть лохматого, Точить рогатого. (Конь, сани, сено, вилы)

• Не крапива, а жжется, не солнце, а печет. (Печка)

• Четыре братца под одной крышей стоят. (Стол)

• Поля стеклянные,

А межи деревянные. (Окна)

• Не человек, а рассказывает. Не рубаха, а сшита. (Книга)

• Из нее берешь, она больше становится. (Яма)

• На чужой спине едет, на своей груз везет. (Седло)

• Два сына, два отца, поделили три яйца. Как поделили, Что ни одного не разбили? (Дед, отец, сын)

• У семерых братьев по одной сестрице. Много ли сестриц? (Одна)

• Сидят три кошки. Против каждой кошки — две кошки. Много ли всех? (Три)

• Ехал старик с досками, и доски его съели. (Из ели)

• На балконе (на бал кони) ходят? (Нет)

• Когда звонят во все колокола? (В овсе — никогда)

Ведущая

Какие же традиции и обычаи русского народа без сказок. Сказки слагал народ,писали писатели. И сегодня мы посмотрим сказку А. С. Пушкина

«Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях.» в исполнении младшей группы.

Ведущая пока дети готовятся мы продолжаем отгадывать загадки.

Презентация Русь православная -3 минуты

Детские загадки про бытовые предметы, про мебель, еду, предметы первой необходимости, про мебель, про одежду. Все загадки с ответами.

* * *

Кругом хаты

Синие лопаты. (Окна)

Поле хрустальное,

Межи деревянные. (Оконная рама и стекла)

Всем, кто придет,

Всем, кто уйдет,

Руку подает. (Дверная ручка)

Маленькая собачка

Свернувшись лежит,

Не кусает,

Не лает,

А в дом не пускает. (Замок)

Хвост во дворе,

Нос в конуре.

Кто хвост повернет,

Тот и в дом войдет. (Ключ в замке)

Каждый ходит по мне

Летом и зимой,

А ездить нельзя. (Лестница)

В маленьком амбаре

Лежит сто пожаров. (Спички)

Жевать — не жую,

А все поедаю. (Огонь)

Стоит столб,

Горит свет,

А углей нет. (Свеча)

Тело бело,

Душа льняная,

Маковка золотая. (Свеча)

Висит груша —

Нельзя скушать. (Лампочка)

Шуба в избе,

Рукав на улице. (Печь и труба)

Что за зверь:

Зимой ест,

А летом спит,

Тело теплое,

А крови нет,

Сесть на него сядешь,

А с места не свезет? (Печь)

Залезла Варвара

Выше амбара;

Не ест, не пьет,

Все на небо глядит. (Труба)

Шкаф большой,

Дверцы маленькие,

Кладут белое,

Вынимают черное. (Печь, дрова, угли)

Черный конь

Прыгает в огонь. (Кочерга)

На стене висит, болтается,

За него всяк хватается. (Полотенце)

Четыре уха,

Два брюха. (Подушка)

Четыре брата

Под одной шляпой стоят. (Стол)

Есть спина,

А не лежит,

Четыре ноги,

А не ходит,

Но всегда стоит

И всем сидеть велит. (Стул)

Светленько,

Чистенько,

Посмотреть любенько. (Зеркало)

Языка нет,

А правду скажет. (Зеркало)

Бегал бегунок

Да шмыг в уголок. (Веник)

Шумит, гремит, вертится,

Ничего не боится,

Считает наш век,

А не человек. (Часы)

Ведущий.

В небе будто от побелки

Засветился Млечный путь,

Отшумели посиделки

В нашей праздничной светёлке,

Где пришлось нам отдохнуть.

Дни общенья – счастья вехи,

Посиделкам каждый рад.

Делу время, а потехе час

Ведущий

Мы делились новостями,

Мы старались вас развлечь.

Мы прощаемся с гостями,

Говоря: до новых встреч!

Не потухнет, не погаснет,

Если ты не нем, не глух,

Самый светлый, самый ясный

Посиделок русский дух

Ведущая

Посиделки, вечеринки,

Звёзды в праздничной выси –

Это русские картинки

Нашей жизни на Руси.

Жизнь такая – не иная,

Не заморская, чужая,

Это наша сторона.

Всё, что было, вспоминая,

Пусть живёт страна родная.

Очень русская, земная,

В мире лучшая страна!

9 Песня Юрченко Андрей «Русь» с богатырями.

Публикации по теме:

Фотоотчет об интерактивном занятии «Как жили в старину»Фотоотчет об интерактивном занятии «Как жили в старину» В сотрудничестве с работниками Веневского музея в старшей группе было проведено интерактивное занятие «Как жили в старину». Программное.

Конспект НОД «Играем в старину» для детей средней группы О. О. Познавательное развитие. Приобщение детей к русскому народному творчеству. О. О. Речевое развитие. Упражнять в умении говорить внятно,.

Конспект интегрированного занятия «Путешествие в старину» Программное содержание: прививать любовь к традициям русского народа и бережного отношения к национальному достоянию; расширять представления.

Конспект занятия «Путешествие в старину» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение “Детский сад №54” Конспект занятия“Путешествие в старину” В подготовительной.

Сценарий общешкольного мероприятия «День кубанского казачества» Цель: - формирование знаний об истории и культурном наследии казачества; - привитие интереса к истории родного края; - патриотическое воспитание.

Сценарий общешкольного мероприятия «День народного единства» Цель данного мероприятия. Популяризировать праздник народного Единства России. Задачи: - приобщать к историческому прошлому - развивать.

Сценарий общешкольного мероприятия к 9 мая «Возвратись, моя надежда» Сценарий общешкольного мероприятия к 9 мая «Возвратись, моя надежда» Слова под звук метронома: - Тем, кто шел за Родину, выстоял и победил.

Сценарий мероприятия «Как бывало в старину». Посиделки по обычаям и традициям русского народа Сценарий фольклорных посиделок «Как бывало в старину». • Цели:Воспитание у детей интереса и любви к русской национальной культуре, народному.

Сценарий общешкольного мероприятия «Краснодарскому краю — 80 лет» Общешкольное мероприятие, посвящённое 80летней годовщине Краснодарского Края «КРАСНОДАРСКОМУ КРАЮ 80 ЛЕТ» Цель: формирование у обучающихся.

Сценарий общешкольного мероприятия «Памяти павших будьте достойны» Общешкольное мероприятие. «Памяти павших будьте достойны» Цели и задачи: способствовать воспитанию патриотического духа подрастающего поколения;.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект общешкольного мероприятия «Как бывало в старину»
Опубликовано: 8 ноября 2017 в 21:19
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект общешкольного мероприятия «Как бывало в старину»» (включая файлы) размещена пользователем Лидия Муринцева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД