Индербиева Марха Анваровна
Консультация «К вопросу о воспитании дошкольников в духе чеченских традиций и обычаев»
▼ Скачать + Заказать документы
«К вопросу о воспитании дошкольников в духе чеченских традиций и обычаев»
К чеченским традициям воспитания проявляли интерес еще дореволюционные историки. Знаменитый русский кавказовед А. Берже утверждал, что чеченцы никогда не бьют своих сыновей, поскольку боятся, что те вырастут трусами. Говорили, что чеченец должен бояться только позора (или в дословном переводе «почернения лица»). Система воспитания исключала подавление, телесное наказание, унижавшие достоинство личности ребенка. Даже грубый окрик в случае непослушания ребенка осуждался общественным мнением и воспринимался как оскорбление и того, кто кричит, и того, на кого кричат.
Публикация «Консультация „К вопросу о воспитании дошкольников в духе чеченских традиций и обычаев“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Консультации для родителей
- Темочки
Когда рождается ребенок, в поздравлениях родителям все желают, чтобы у родившегося было семеро братьев. Не богатство, а наличие семи братьев считалось предпочтительнее в чеченской среде.
Воспитанием детей в чеченской семье занималась мать. Но главным в семье считался отец. Общались отец с и дети через мать, соблюдая дистанцию. Дети и отец никогда не кушали за одним столом. Дистанция соблюдалась до такой степени, что в присутствии главы семьи дети уважительно стояли, а не сидели.
Согласно традициям чеченцы никогда на людях не хвалят своих детей, при старших молодая мать или отец не брали своих детей на руки, это считалось неприличным. А по отношению ко всем другим детям это допускается свободно. Когда младший здоровается со старшим по возрасту, он должен обнять старшего так, чтобы попасть под руку старшего, как бы под его «крыло», из уважения к возрасту. Иногда случается наблюдать смешную картину, когда здоровенный детина сгибается перед низенькой старушкой, чтобы попасть под её «крылышко».
Гостеприимству чеченцы приучали своих детей с детства. Педагогическая ценность этой традиции в том, что наглядным путем передаются навыки и умения принимать гостей. Считалось достоинством иметь друзей среди представителей другой нации. Детям давали имена Галго (ингуш, Турко (турок, Арби (араб, Гумки (кумык, Ноги (ногаец, Сюли (аварец). Из уважения к священным книгам девочкам давали имена Товрат (Тора, Дзабура (Псалтырь, Инжила (Библия, Хава (Ева, Марьям (Мария) и др. Имена пророков также давались детям: Иса (Исус, Муса (Моисей, Сулейман (Соломон, Ибрагим (Авраам, Ноха (Ной, Адам, Джабраил (Гавриил, Авил (Авель) и др.
Семья у чеченцев – это не только мать, отец, дети. Семья – это еще дедушка, бабушка, тети, дяди. Не вставать при появлении стариков или же сесть без их приглашения расценивалось как большой недостаток в воспитании, как нарушение обычая.
Дети иногда могут не выполнить просьбу матери. Но считается совершенно не допустимым, если они ослушаются дедушку, бабушку, других старших родственников или соседей.
Считается правилом хорошего тона не обращать внимания на детские обиды, ссоры, слезы. Одна из чеченских пословиц в дословном переводе звучит так: двое соседей вступили в конфликт из-за своих детей и убили друг друга, когда их хоронили, то дети (виновники конфликта) уже снова играли вместе, то есть считалось недопустимым вступать в конфликт из-за детей, обращать внимание на детские конфликты. Если кто-либо из старших становился свидетелем конфликта (ссоры, драки) между детьми на улице, то он сначала (без разбирательства кто-прав, кто виноват) наказывал своего ребенка или родственника и только потом приструнивал чужих детей
Очень важным считалось воспитание здорового соперничества. Старшие различными способами старались воспитать это в ребенке. Они дают такие наставления: " Ни в коем случае ты не должен быть хуже (слабее) своих товарищей. Ты должен быть среди сверстников лучшим». Для ребёнка это было как бы руководством к действию. Систему воспитания можно изложить так : до семи лет обращайся с ребенком как с ангелом, с семи до пятнадцати-обращайся с ним как с работником, как со слугой, нагружая его работой, а с пятнадцати - обращайся с ним как с равным, как с помощником.
При всех различиях у нас много общего в народной педагогике с другими народами: воспитание уважения к старшим, воспитание трудолюбия, гостеприимства, щедрости, любови к родине. Бог создал нас в виде разных народов. Наши религии учат нас похожему: не убивать, не лгать, не пьянствовать, почитать старших. Наша задача донести до детей эти духовные ценности наших народов.