Алла Мирон
Консультация «Взаимодействие ДОУ с семьей по сохранению и возрождению семейных обычаев и традиций»
▼ Скачать + Заказать документы
Человек изначально, с момента своего рождения, помещён в мир культуры. В этом мире накоплен и зафиксирован гигантский человеческий опыт. Способы его фиксации самые разные: это и феномены об-щественного сознания (верования, традиции, установки, культурные приоритеты и т. п.); это и многообразие символики и мифологии; это и предметы искусства, и тексты; это и языковые значения, понятия, знания и даже фиксированные умения, и т. д. и т. п.
Публикация «Консультация „Взаимодействие ДОУ с семьей по сохранению и возрождению семейных обычаев и традиций“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Семейные традиции, обычаи, ценности
- Семейные традиции. Консультации для родителей
- Семья. Все материалы по теме семьи
- Семья. Консультации для родителей
- Темочки
Человек - субъект культуры: в своей деятельности, поступках, мыслях, переживаниях он опирается на общечеловеческие духовные и нравственные ценности. Культура, как онтологические корни, которые питают и взращивают личность, обеспечивает человека образами и средствами решения личностных задач. Сознание человека развивается внутри культурного целого, в котором кристаллизован опыт деятельности, общения и мировосприятия. Человеку необходимо не только усвоить этот опыт, но и преобразовать на его основе свои естественные возможности и способности так, чтобы состоял ось "второе рождение" - рождение собственного жизненного пути.
Говоря иначе, культура задаёт систему ценностных представлений, регулирующих индивидуальное и социальное поведение человека, служит базой для постановки и осуществления познавательных, практических и личностных задач. Культура переводит человека в другой способ бытия, который лежит вне отдельного человека и является более осмысленным и упорядоченным.
Однако присвоение культурного опыта - от орудийных действий до нравственных норм - не происходит автоматически и не является спонтанным; оно требует произвольных осознанных усилий, специально организованной деятельности.
Разнообразие видов деятельности объединяет то, что у детей формируются важнейшие личностные новообразования дошкольного возраста - произвольность поведения и деятельности, способность к самоконтролю, овладение средствами и эталонами познавательной деятельности и переход от эгоцентризма к децентрации.
Достоевскому Ф. Принадлежат слова "Человека делают человеком светлые воспоминания детства". И хорошо, если эти воспоминания не отрывочные (купили куклу, ел вкусное мороженое.). Хорошо, если ребёнок вынес из детства и сохранил на всю последующую жизнь стойкие семейные традиции. Он их, конечно, постарается перенести в свою семью.
Семья крепка своими традициями, которые крепнут год от года
становятся нормой поведения и добрыми привычками. В народе говорят: "Привычка - вторая натура". И это, конечно, так.
Добрые традиции делают насыщенной и интересной семейную жизнь, в том числе и детскую.
Семья является важнейшей сферой, определяющей развитие личности ребёнка в дошкольные годы. Наряду с такими особенностями, как структура, характер отношений, позиция ребёнка в семье, огромное влияние на развитие личности дошкольника оказывает культура семьи.
Культуру семьи составляют нормы и правила поведения, идеи материальные предметы, используемые членами семьи.
Важнейший элемент культуры семьи - семейные традиции, под семейными традициями понимаются обычаи, духовные ценности, нормы, правила поведения, принятые в данной семье и передающиеся от, поколения к поколению.
Семейные традиции охватывают духовную сферу жизни семьи,
формируют эмоциональную близость всех её членов, чувство единения. Для семейных традиций характерно постоянство, они укрепляются с годами и могут быть унаследованы новыми поколениями.
В семьях было традиционным чтение вслух любимых книг, на которое собирались все члены семьи, совместное пение, досуг всегда был наполнен каким-либо духовным содержанием - будь то семейный вечер для маленьких или настольные игры. Популярной формой проведения досуга был домашний театр, подготовка костюмов, декораций, репетиции объединяли взрослых и детей на несколько месяцев, домашние спектакли демонстрировались родственникам и знакомы.
Существовал ещё целый ряд семейных традиций, который играл важную роль в воспитании личности ребёнка. Соблюдение традиций давало радость духовного общения, воспитывало гордость за свою семью, интерес к её истории и современности.
В годы советской власти большинство традиций было утрачено, многие из них, которые столетиями сохранялись в семье, были объявлены устаревшими, мещанскими, безыдейными.
Знакомясь с жизнью семей своих воспитанников, мы, педагоги, видим, что в современных семьях сохранились лишь элементы традиций прошлых столетий. Большинство таких традиций связано с особым проведением семейных праздников (например, празднование дней рождения детей с приглашением их друзей и организацией веселых игр, конкурсов; встречи Нового года в кругу семьи с приготовлением праздничного ужина, украшением ёлки и квартиры). В некоторых семьях сохранились традиции совместного вечернего чаепития, в других - традиции семейного рукоделия. В отдельных семьях бытует традиция посещать семейный театр, музей и совместно обсуждать увиденное.
Но большинство семей дошкольников своих традиций не имеет или не выделяет, а беседы с детьми выявили, что подавляющее большинство дошкольников (80%) имеет скудные представления о семейных традициях, не понимает, что это такое, не выделяет традиции своих семей, не знает, для чего они нужны.
Традиции, бытующие в семьях современных дошкольников, не отличаются разнообразием и индивидуальностью. Фактически отсут-ствуют традиции, связанные с совместным творчеством родителей и детей, утрачены такие семейные традиции, как домашний театр, совместное чтение книг вслух, семейное пение и др.
Но очень много родителей (исходя из бесед с ними) считают важным приобщение дошкольников к семейным традициям, однако затрудняются в определении доступных для понимания ребёнка традиций, испытывают трудности при выборе методов и форм приобщения своих детей к традициям семьи.
Таким образом, мы пришли к выводу, что работа по приобщению дошкольников к семейным традициям должна начинаться с взаимодействия педагогов и родителей, направленного на возрождение и углубление традиций, наиболее значимых для семей.
Эта работа началась с того, что перед педагогами была поставлена задача привлечь внимание родителей к проблеме семейных традиций, вызвать стремление к возрождению утраченных традиций в своих семьях. Для решения этой задачи с родителями были проведены различные мероприятия:
1. Была организована дискуссия на тему: "Должны ли сохраняться традиции в современных семьях?"
2. Проводились индивидуальные беседы с родителями на темы:
"Традиции семьи : вчера, сегодня, завтра", "А бывает так. " и др.
3. На родительских собраниях мамы и папы нынешних дошкольников делились воспоминаниями о том, какие семейные ритуалы, моменты из жизни своей семьи больше всего запомнились им из детства.
4. Было проведено анкетирование родителей, анкета состояла из двух частей: часть первая - «чем любит заниматься ваш ребёнок?", часть вторая - "чем любит заниматься каждый из вас, взрослых членов семьи?".
Читая ответы на вопросы, мы выяснили, что взрослых волнуют многие вопросы по развитию традиций в своих семьях, это и про ведение праздников, в т. ч. религиозных; и коллекционирование; и рукоделие; и семейное чтение.
Большинство же родителей хотели бы возродить такую семейную традицию, как "домашний театр". В нашем детском саду накоплен достаточно обширный материал по театральной деятельности. Вначале в некоторых группах воспитатели провели консультации на темы :
"Создание домашнего театра", "Домашний театр - с чего начать". "Проведение семейных театрализованных праздников".
Была рекомендована литература по истории театра, по истории костюмов.
Обсуждались театральные постановки, просмотренные по телеви-дению. Важно при этом напомнить, что сопереживание взрослого и ребёнка сближает их, а равнодушие может оттолкнуть.
Мы рассказывали родителям о видах кукольного театра, которые пользуются наибольшей популярностью: театр картинок - он начинается с фланелеграфа, прост в изготовлении и показе, его можно изготовить и дома. Картинки на фланели и декорации - плоские, их показывают на специальной доске, расположенной на столе. Раскрашенные рисунки передвигаются с помощью подставок.
В театре игрушек и петрушек - всё объёмное, в театре игрушек: используются объёмные детские куклы и игрушки. Оформляется спектакль также игрушками, в театре петрушек кукловод надевает на руку петрушку, управляет куклой и говорит за неё, стоя за ширмой.
Родители с большим интересом посещали театральные постановки в детском саду на утренниках и развлечениях. Обсуждая увиденное, родителям задавались вопросы о том, как можно перенести эти постановки в домашние условия. А педагоги давали рекомендации, как лучше провести спектакли в условиях семьи. Конечно, нельзя требовать создания большого, сложного спектакля, это, скорее всего, невозможно, да и ненужно. Но почти в каждой семье среди детских игрушек можно увидеть кукол-петрушек, которые надеваются на руки. Это "актёры" кукольного театра: петрушка, бабушка, кошка, зайчик и др., из которых можно создать небольшой театр кукол в семье.
Когда мамы узнали, как можно сделать костюмы для кукол из лоскутков, бумаги и т. д., то это не показалось им сложной работой, и они, даже с помощью своих детей, стали изготавливать костюмы и декорации.
Мы всегда обращали внимание родителей на мимику, жесты, язык, интонации персонажей, пластику движения.
И вот все эти моменты подготовки, проведения и обсуждения те-атральных постановок в семье и детском саду помогали сближению родителей и детей, педагогов и воспитанников. Иногда ребёнок, да и взрослый раскрывался совсем в новом ракурсе, появлялась уверенность в своих силах и возможностях, укреплялось желание больше общаться друг с другом.
В конце концов, в семье становилось просто интереснее жить, а у ребё нка стали появляться приятные для него обязанности: помочь из-готовить кукольный костюм, выучить стихотворение или текст роли, Пусть всё это происходит в форме игры, но принесет обязательно свои плоды в будущем (интеллект у ребёнка будет выше, появится уверенность в общении с взрослыми и сверстниками, повысится культурный уровень; ре6ёнок приобретёт навыки аккуратности в одежде, в которой он пойдёт на спектакль, и, будьте уверены, что, будучи на спектакле в театре, ребёнок будет вести себя хорошо, будет внимательным зрителем, так как он на собственном опыте знает, как труден актёрский труд).
Большое удовлетворение вызвали у нас сообщения родителей, ба-бушек о том, что уже прижилась в некоторых семьях традиция "домашний театр", и даже показались домашние заготовки в детском саду. От всей души хочется, чтобы по возможности театр или его элементы, вошёл в каждую семью, чтобы спектакли были интересными, яркими, содержательными, и никогда не забывал ось, что домашний театр, театр в детском саду - это первое приобщение дошкольников к искусству.
Вся проведённая ранее и проводимая сейчас работа в детском саду позволила вызвать у родителей желание продолжать свои семейные традиции и создавать новые в своих семьях, т. е. она сделала родителей союзниками педагогов в приобщении детей к семейным традициям,.
Только обязательно нужно, просто необходимо снимать театральные постановки, да и подготовку к ним на пленку, видеокамеру. Ребёнок вырастет быстро, а память на фотографиях в семейном альбоме останется с ним на всю жизнь, да и жизнь его детей,
И, может быть, с благодарностью он и его родители вспомнят о нас, тех, кто воспитывал его в дошкольные годы.