Получи документы

Конспект проведения занятия для детей младшего и среднего школьного возраста «К нам Масленица, пришла!»

Татьяна Стрелец
Конспект проведения занятия для детей младшего и среднего школьного возраста «К нам Масленица, пришла!»
▼ Скачать + Заказать документы

"Конспект проведения занятия для детей младшего и среднего школьного

возраста».

Тема: «К нам Масленица пришла.

Публикация «Конспект проведения занятия для детей младшего и среднего школьного возраста „К нам Масленица, пришла!“» размещена в разделах

Программные задачи: познакомить с традициями народного праздника-Масленица. Дать представление о русских народных играх; расширить знания о традициях и обрядах. Приобщать детей к русской традиции. Учить уважительному отношению к истокам русской культуры.

Словарная работа: боярыня-Масленица, госпожа, уста, широк двор, потешиться, гостьюшка годовая, саночки расписные, коники вороные, баба-кривошейка, чучело.

Материал для занятия : канат, чучело масленицы, угощение для детей и взрослых-блины.

Ход занятия.

Воспитатель: Слышали ли вы, ребята, о таком празднике – Масленице? (ответы детей) Иногда этот праздник называют проводами зимы и встречей весны. Приходится он на конец февраля – начало марта и длится целую неделю.

Масленица – один из самых любимых праздников русского народа, самый весёлый, и ожидался он всеми с большим нетерпением. Масленицу называли честной, широкой, весёлой. Величали её и боярыней-масленицей.

Все люди ждут Масленицу с большим нетерпением. Каждый день особенный!

Понедельник - день встречи Масленицы. Пекут маленький блин и дают детям. Блин на солнышке грели и приговаривали такие слова: "Уходи, зима сопливая, приходи, лето красное, с сохою, с бороною, с «колосочками», мастерили чучело Масленицы.

С Масленицей разговаривали как с живым существом. Она то «дорогая гостья», то «баба кривошейка», то «красавица девица». А чтобы было удобнее разговаривать с ней, то во многих областях России делали чучело из соломы, наряжали его в девичий наряд, возили его по улицам. Потом чучело ставили где-нибудь на видном месте, где и проходили все масленичные развлечения, вокруг чучела Масленицы. В последний день праздника чучело сжигали и разбрасывали пепел по земле: чтобы был хороший урожай. Поэтому у чучела не делали лица – считалось, что имея лицо, чучело имеет и душу, и тогда его нельзя сжигать.

А пока чучело стояло на видном месте, дети и взрослые катались с гор, ездили на санях, запряжённых тремя лошадьми – наперегонки, строили снежные крепости и городки, защищали их или брали их у «неприятеля». Все эти развлечения на улице сопровождались шутками, весёлыми песнями, озорными частушками.

Послушайте некоторые из них:

Как на масляной неделе

Из трубы блины летели.

Ой, блиночки мои,

Подрумяненные!

Шила платье из капусты,

Огурцом отделала.

Рассердилась, платье съела,

Что же я наделала?

Я на Масленку катался,

Трое саней изломал,

Ворона коня замучил,

И милашку покатал.

Здравствуй, Масленица годовая,

Наша гостьюшка дорогая!

Приезжай к нам на конях вороных,

Да на саночках скорых расписных.

Чтобы слуги в санках были молодые,

Нам подарочки везли бы дорогие:

И блины, и оладьи, и калачи,

К нам в печку да в окошко их мечи!

Вторник - "Заигрыш". В этот день строили крепости, горки, качели вешали.

Проводится русская народная игра «Горшки».

Одна группа детей садятся в кружок и назначаются «горшками». Другие становятся «хозяевами» и встают каждый у своего «горшка», сзади. Если играют дети более-менее одного возраста, то «горшки» садятся на корточки.

Выбранный считалкой водящий - «покупатель» – ходит по кругу и, подходя по очереди к каждой паре, ведет с «хозяином» диалог. «Покупатель» спрашивает: «Кум, (кума, не продашь ли горшок?». «Хозяин» может отказаться. В этом случае он говорит: «На продажу не держу!» Тогда водящий идет к следующей паре. Если хозяин готов «продать горшок», диалог получается другой.

«Покупатель» : «Кум, (кума, не продашь ли горшок?»

«Хозяин» : «Купи, что дашь?»

«Покупатель» : «Дам шильце, да мыльце, да золотое зеркальце!»

«Хозяин» : «По рукам!»

После этих слов, «хозяин» и «покупатель» ударяют по рукам и бегут в разные стороны по кругу. Задача каждого из них – поскорее занять свободное место около «горшка». Нужно добежать и положить руки на плечи «горшку». Тот, кто успел первым, становится «хозяином», а опоздавший – водящим.

Конечно, «горшкам» в такой игре отводиться очень пассивная роль. Поэтому, если играют дети одного возраста, можно изменить правила. Пусть проигравший состязание в беге становиться «горшком», бывший «горшок»«хозяином», а победитель – водящим - «покупателем».

Можно «назначить» горшками и неодушевленные предметы: кегли, мячи, нарисованный на земле небольшой круг.

Среда - "Лакомка" («Сладкоежка»). В этот день или лакомились блинами и другими масленичными яствами. Круглая форма и золотистый цвет блинов считался символом солнца. Его ждали после долгой зимы с нетерпением.

О блинах сложено много поговорок:

- Без блинов не Масленица, без пирогов не именины.

- Блин добро не один.

- Блин брюха не портит.

Четверг - "Широкая Масленица". Еда вся - блинная. Разноцветные пекли блины: с морковкой - оранжевые, из гречневой муки, со свеклой - красные, зеленые - с сушеной крапивой. А ещё четверг слыл разгульным, и назывался «разгуляй – четверг». На этот день приходилась середина веселья и гульбы.

В этот день гуляли с утра до вечера, пели частушки, плясали, водили хороводы. Масленице пели и песни :

«Едет Масленица дорогая,

Наша гостьюшка годовая,

На саночках расписных,

На кониках вороных»

Нередко во время гулянья раздавались шутливые дразнилки – не для того, чтобы обидеть, а чтоб повеселиться:

- Николай. Николай, сиди дома, не гуляй, в балалаечку играй!

- Маринка-корзинка, прыгала, скакала, в болото упала!

- А у Ваське на носу съели кошки колбасу!

- Андрей-воробей, не гоняй голубей, гоняй галочек из-под палочек!

Пятый и шестой день – пятница и суббота – были «гостевыми днями» и посвящались хождению по родне.

Пятница - "Тещины вечерки". Вся семья на блины к бабушке шла.

Суббота - "Заловкины посиделки" - к тётям и дядям шли на блины.

Воскресенье - седьмой и последний день Масленицы-был днём «проводов зимы» : чучело, сделанное из соломы, выносили на улицу и сжигали. Так вот прощались с Масленицей…

- Ты прощай, прощай

Наша Масленица :

Ты не в среду пришла, и не в пятницу,

Ты пришла в понедельник,

Всю неделю веселье!

проводится русская народная игра «Гори, гори ясно»

А ещё этот день назывался «Прощенным воскресеньем". В этот день люди друг у друга просят прощения за те обиды, которые причинили.

В старину люди, когда у них просили прощения, отвечали: "Бог простит".

Мы с вами тоже скоро будем праздновать Масленицу. Как вы думаете, как мы с вами будем веселиться?

Воспитатель: водить мы будем хороводы, брать крепость, сжигать чучело и угощаться блинами. А когда придет прощённое воскресенье - будем прощение просить за обиды у своих близких. Вот какие чудесные наши русские традиции.

После Масленицы начинался Великий пост, когда нельзя было есть блины, мясо, масло, молоко, сыр, пироги, а ели только постную пищу: грибы, овощи, орехи. Пост длился до Пасхи.

Публикации по теме:

Конспект занятия по конструированию из бумаги и картона «Динозавры» для детей младшего школьного возрастаКонспект занятия по конструированию из бумаги и картона «Динозавры» для детей младшего школьного возраста Ход занятия Педагог: Здравствуйте ребята! Сегодня мы поговорим о далеком прошлом нашей Земли. Вы на уроках часто говорите о том, что надо.

Конспект занятия «1 марта — День кошек» для детей младшего школьного возрастаКонспект занятия «1 марта — День кошек» для детей младшего школьного возраста Цели: - познакомить детей с историей праздника. - рассказать интересные факты связанные с кошкой; - нарисовать свою кошку. Беседа. Здравствуйте.

Конспект занятия «Транспорт» для детей младшего школьного возраста (9–11 лет)Конспект занятия «Транспорт» для детей младшего школьного возраста (9–11 лет) Тема занятия: Транспорт. Цель: Познакомить с историей возникновения транспорта и видами транспорта. Изготовить модель автомобиля из картона.

Конспект занятия «Открытка к 23 февраля» для детей младшего школьного возрастаКонспект занятия «Открытка к 23 февраля» для детей младшего школьного возраста Тема: «Открытка к 23 февраля». Цель: изготовить поздравительную открытку к 23 февраля. Задачи: Образовательные: Продолжать знакомить с.

Конспект занятия по теме: «День земли» для детей младшего школьного возраста.Конспект занятия по теме: «День земли» для детей младшего школьного возраста. Конспект занятия по теме: «День земли» для детей младшего школьного возраста. Данный материал будет интересен для проведения занятий по.

Конспект занятия «Робот» для детей младшего школьного возрастаКонспект занятия «Робот» для детей младшего школьного возраста Цель занятия: сконструировать робота из картона. Задачи: Образовательные: учить детей конструировать робота из картона, соблюдая симметрию.

Конспект занятия «Весенние букеты» для детей младшего школьного возрастаКонспект занятия «Весенние букеты» для детей младшего школьного возраста Цель: создать весенние букеты в технике бумажное моделирование Задачи : Знакомство учащихся с жизненным путем Валентины Терешковой. Развитие.

Конспект занятия «Звучит великий Моцарт» для детей младшего школьного возрастаКонспект занятия «Звучит великий Моцарт» для детей младшего школьного возраста Цели: познакомить учащихся с биографией В. А. Моцарта, сделать скрипку из картона. Здравствуйте ребята! 27 января отмечается день рождения.

Конспект занятия «Валентинка — закладка для книг» для детей младшего школьного возрастаКонспект занятия «Валентинка — закладка для книг» для детей младшего школьного возраста Цель: Узнать историю праздника и изготовить валентинку - закладку для книг. Задачи: Обучающие задачи: - развить навыки работы с материалами.

Творческая мастерская «Сувенир к празднику «Масленица» для детей младшего школьного возрастаТворческая мастерская «Сувенир к празднику «Масленица» для детей младшего школьного возраста Цель: изготовление сувенира к празднику Масленица Задачи: - учить создавать сувенир своими руками; - развивать моторику рук; - воспитывать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект проведения занятия для детей младшего и среднего школьного возраста «К нам Масленица, пришла!»
Опубликовано: 9 марта 2021 в 23:17
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект проведения занятия для детей младшего и среднего школьного возраста «К нам Масленица, пришла!»» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Стрелец (УИ 820057) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
24 декабря 2024 вторник
25 декабря 2024 среда
Праздник флага, герба и гимна России!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД