Алина Бондарева
Конспект НОД для старшей группы «Явление природы — Торнадо»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД «Явление природы - Торнадо»
для старшей группы
Цель: Знакомство детей с природными явлениями.
Задачи
Образовательные:
Познакомить детей с природными явлениями (ветер, ураган, торнадо, смерч) формировать интерес к познанию природы.
Учить понимать и оценивать природные явления, их влияние на погоду.
Развивающие:
Развивать образное и ассоциативное мышление, внимание, восприятие, память, наблюдательность, любознательность, способность анализировать.
Воспитательные:
Публикация «Конспект НОД для старшей группы „Явление природы — Торнадо“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Погода и природные явления
- Старшая группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Воспитывать эстетическое восприятие природы, чувство опасности к некоторым явлениями природы.
Предварительная работа: Наблюдения на прогулке, беседы с детьми о природных явлениях, рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы.
Методы и приемы: Игровой, наглядный, рассказ воспитателя, проблемные вопросы, использование художественной литературы.
Материалы: Иллюстрации природных явлений (ураган, торнадо, смерч, презентация, две пластиковые бутылки.
Ход НОД:
Колокольчик озорной,
Ты ребят в кружок построй.
Собрались ребята в круг
Слева – друг и справа – друг.
Вместе за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся.
Ребята сегодня у нас очень интересное занятие, а про что мы сегодня поговорим вы узнаете, когда отгадаете мою загадку
Дует грозный и могучий,
Разгоняет злые тучи.
Деревца колышет, гнет,
Воет, иногда поет!
Он сильнее всех на свете.
Догадайтесь, это… (Ветер)
Педагог: Правильно ветер, ветер бывает разной силы, какой он бывает?
Ответы детей
Педагог: Да, правильно, бывает слабый, бывает умеренный, еще не сильный, но уже не слабый, а бывает сильный. Сильный ветер может стать очень опасным, чем опасен?
Педагог: Да, может начаться буря и даже ураган. А еще в тучах бывает такой сильный ветер, который как пылесос собирает все с земли и поднимает до небес. Посмотрите на изображение. Этот ветер похожий на воронку или трубу называется смерч. Массы воздуха находятся в постоянном движении, формируют собой воронку, затягивающую любой объект на своем пути. Ветер, вихревыми потоками, прихватывает все на своем пути с земли и поднимает в воздух, и деревья и дома и даже может высосать из пруда воду и рыб, а затем вылить в другом месте.
Больше всего это явление происходит на североамериканских территориях. Именно оттуда бедствия берут свое название. На испанском языке «торнадо» имеет значение «вращающийся». Вихри ветра стали называться торнадо испанскими колонистами, прибывшими покорять новые территории. На территориях России явление называлось привычным смерчем. Слово происходит со старорусского «смърчь» или «смьрчь», что означает облако. Таким образом, понятия «торнадо» и «смерч» являются синонимами. Они описывают одно и то же явление.
А ведь и огромный торнадо и маленькая воронка в ванной - это явления одного порядка, происходящего по одним и тем же законам. Давайте проведем опыт.
Опыт №1
Давайте я вам силу водного Торнадо покажу.
Педагог показывает опыт в умывальнике с игрушкой-лодкой. Он затыкает крышкой слив в раковине и наливает из крана воду больше середины уровня раковины. Педагог выпускает лодку в воду и убирает крышку из слива в раковине.
Что случилось с лодкой? (она кружится)
Что кружит её? (вода)
Хотите узнать как и что это делает так? (да)
Воспитатель: хотите, ребята? (да)
Опыт №2
Предварительная работа для подготовки экспериментального сосуда :
Зачистите наждачной бумагой вершины двух винтовых колпачков на бутылках, а затем склеить крышки вместе. Дайте высохнуть. Обмотайте изолентой по окружности две крышки, чтобы обеспечить дополнительную надежность соединению. Проделайте отверстие около 1 см в диаметре через обе крышки в центре.
Заполните одну из бутылок на две трети водой, добавьте пять капель пищевого красителя и серебряные блестки. Прикрутите склеенные колпачки на эту бутылку, а пустую бутылку прикрутите сверху.
Педагог переворачивает устройство для создания торнадо вверх тормашками, так чтоб окрашенная вода с блестками переливалась в пустую бутылку. Закручивает полную бутылку против часовой стрелки до образования воронки торнадо.
Воспитатель:
Что происходит?
Вода вращаясь переливается вниз в пустую бутылку, образуя торнадо.
Воспитатель:
Почему это работает?
Педагог:
Я бутылки перевернул, что вода сделала (текла, капала, струилась, лилась, бежала)
В этом опыте ты наблюдаешь действие двух сил. (Сила – это то, что способно изменить форму или движение предмета.) Одна из этих сил - сила притяжения, действующая на все объекты. Сила притяжения заставляет любой объект, в том числе и воду, падать на Землю. Благодаря ей вода льется из верхней бутылки в нижнюю.
Педагог: Что я делал руками, а вы всё видели своими глазами? (крутили бутылку) Вращение бутылок заставляет воду двигаться. Вода, двигаясь по спирали вниз из верхней бутылки в нижнюю помогает создать Водное торнадо.
Воспитатель:. Вы что-то видите, ребята в середине Водного Торнадо?.(В середине водного смерча имеется пустое место.)
Дети
Эта «дырка» проходит от верха водяного столба до отверстия между бутылками. Благодаря ей воздух из нижней бутылки может перемещаться в верхнюю одновременно с движением воды в обратном направлении.
Воспитатель: Ребята, а вы хотите попробовать сами воспроизвести Торнадо?
Приглашается 2-3 ребёнка для опыта.
Воспитатель:
Что может вода делать, когда происходит Торнадо (крутиться, литься)
А кто этим руководит? (Торнадо)
Что помогает ему крутить воду? (сила)
Большая сила у этого Водного Торнадо, правда, ребята?
Вот мы и увидели торнадо, а сейчас предлагаю нарисовать торнадо. Но сначала предлагаю размяться.
Физкультминутка «Ветер»
Осторожно ветер
За калитку вышел,
(махи руками вверху вправо-влево)
Постучал в окошко,
(постучать пальчиками по столу)
Пробежал по крыше,
(перебирать пальчиками по столу)
Покачал тихонько
Ветками черемух,
(махи руками вверху вправо-влево)
Пожурил за что-то
Воробьев знакомых.
(погрозить пальчиком)
И, расправив гордо
Молодые крылья,
Полетел куда-то
Вперемешку с пылью.
(махи руками)
Ну а теперь приступаем к рисованию.
Итог:
Посмотрите какие интересные рисунки у вас получились. О каких природных явлениях мы сегодня говорили?
Что нового и интересного вы узнали?
Какие моменты вам больше понравились и почему?