Полина Сидорова
Конспект занятия в подготовительной группе «Извержение вулкана»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Развитие познавательной активности по средствам экспериментально исследовательской деятельности
Задачи:
Создать условия для познавательной, поисково- исследовательской деятельности, при которой дети получат представления о вулканах, опасностях которые они представляют, а также их пользе.
Сформировать опыт соблюдения правил техники-безопасности во время проведения опытно-экспериментальной деятельности.
Закрепить знание детей о профессии — вулканолог, значением его труда Обогащать сознание детей новым содержанием, способствующим накоплению представлений об окружающем мире;
Публикация «Конспект занятия в подготовительной группе „Извержение вулкана“» размещена в разделах
- Вулкан. Извержение вулкана, эксперименты с детьми
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2022
Развивать у детей собственный исследовательский поиск, поощрять за самостоятельное формирование выводов по итогам эксперимента с опорой на полученные ранее знания.
Воспитывать стремление у детей умение активно вступать во взаимодействия со сверстниками и взрослыми;
Оборудование: Макет с изображением вулканов, письмо, лабиринты на каждого человека, сундук, камень пемза, реактивы, пробирки, подставка под пробирки, глобус, спец-одежда, тарелка, стакан с водой, макет вулкана для опыта, лупа, камень морской, два мольберта, 2 смайлика добро и зло, карточки 12 штук на магните.
Интеграция образовательных областей: познание, коммуникация, здоровье, безопасность.
I. Вводная часть.
Игра - энергизатор «Хорошее настроение»
Воспитатель: Здравствуйте ребята. Я очень рада вас видеть, и приглашаю на интересное мероприятие. У меня сегодня отличное настроение (Показываю). Потому что ярко светит солнце, оно дарит мне весеннее настроение, в группе приветливые лица. И я хочу подарить вам, ребята. Тоже хорошее настроение.
- имя ребенка. Покажи, какое у тебя настроение (Показывает). Мое хорошее настроение плюс твое хорошее настроение — это уже два хороших настроения.
-А как тебя зовут? А у тебя какое настроение? Присоединяется к нам и т. д.
-Посмотрите, у нас с вами получилась замечательная команда. Я надеюсь, что сейчас вы станете настоящими моими помощниками.
- А теперь давайте подарим всем сидящим в этом зале свое настроение под мой счет: «Раз, два, три, настроение подари» (дуют на ладошки.) Молодцы!
Воспитатель: Ребята знаете ли вы как называется полуостров, на котором мы живем?
Ответы детей: Камчатка
Воспитатель: А как называется край в котором мы живем?
Ответы детей : Камчатский край
Воспитатель: Чем богат Камчатский край?
Ответы детей: Рыбой, реками, озерами и тд.
Воспитатель: Ребята как вы думаете, что называют «Полыхающей горой Камчатки?
Ответы детей: Полыхающей горой Камчатки называют Вулкан.
Воспитатель: Правильно на нашем полуострове много вулканов. А какие вулканы вы знаете?
Дети: Ответы детей.
Воспитатель: Вы задавали мне много вопросов, интересовались, почему же извергается вулкан? Для того чтобы ответить вам на этот вопрос, я обратилась за помощью в Институт Вулканологии.
Воспитатель: Ребята, кто работает в институте вулканологии?
Дети: Вулканологи, ученые.
Воспитатель: Чем они занимаются?
Дети: Вулканологи изучают вулканы, как они устроены, почему они извергаются.
Воспитатель: Вулканолог Иванов Сергей Петрович,откликнулся на мою просьбу и прислал нам небольшой подарок чтобы мы подробно изучили вулканы. Проходите, садитесь на стульчики.
II Основная часть.
1. Беседа с детьми. (работа с макетом Вулкан)
Воспитатель: Ребята что же это такое?
Ответы детей: Вулканы….
Воспитатель : Это не просто вулканы, а макет наших домашних вулканов. Знаете ли вы что такое макет?
Ответы детей: это модели, представляющие собой уменьшенные объекты.
Воспитатель: Как вы думайте, что такое вулкан?
Ответы Детей: Гора, с отверстием на вершине, через которое изливается лава, поднимается дым, и летят камни.
Воспитатель: Правильно, это огнедышащая гора.
Воспитатель:. А теперь я вам предлагаю посмотреть на внешнее и внутреннее строение вулкана. Как называется вершина вулкана?
Ответ детей: Кратер
Воспитатель :На самой вершине вулкана находится кратер. Кратер – это огромная чаша с крутыми склонами,
Воспитатель: А кто-нибудь из вас знает, что такое Жерло вулкана?
Ответ детей: жерло похоже на трубу, уходящую глубоко в землю.
Воспитатель: Как называется огненная жидкость, выходящая из вулкана?
Ответы детей: Лава –
Воспитатель: А что такое лава?
Ответ детей:это магма, вырвавшаяся наружу из недров земли. Она течёт вниз по склону и вытекает очень далеко от вулкана. По пути она сжигает траву и деревья, уничтожает всё живое на пути, превращая в пепел.
Воспитатель: Кто может нам рассказать о строении вулкана по схеме?
Ребенок работает у доски по схеме строение вулкана.
Воспитатель: Что происходит с лавой когда вытекает наружу?
Ответы детей: Лава застывает и превращается в камни.
Воспитатель: Обращается к ребенку и просит показать на макете застывшую лаву.
Воспитатель: А вы слышали такое название вулканические бомбы?.
Ответы детей: Это выброшенный сгусток лавы при извержении.
Покажите их на макете
Воспитатель: Как называется вулкан который извергается?
Ответ детей : действующий.
Воспитатель: А если вулкан длительное время не извергался как называют такой вулкан?
Ответ детей : Спящий.
Воспитатель: Как называют вулкан который не извергался более десяти тысячи лет, его магма остыла и он вряд ли уже проснется?
Ответ детей: потухший.
Воспитатель: Сколько вулканов на макете?
Ответы детей: три
Воспитатель: Имя ребенка покажи на макете спящий вулкан.
Ребенок выходит и показывает
Воспитатель: Имя ребенка покажи на макете потухший вулкан.
Ребенок выходит и показывает
Воспитатель: Имя ребенка покажи на макете действующий вулкан.
Ребенок выходит и показывает
Воспитатель: молодцы ребята, теперь мы знаем как выглядит действующий вулкан, спящий, потухший. Ой ребята а здесь письмо.
(Воспитатель зачитывает письмо)
Письмо от Сергей Петровича:
2. Квест задания найди материалы для опытов.
Уважаемые ребята группы «Солнышко», к сожалению у меня не получилось к вам приехать меня срочно вызвали на исследование вулкана «Шевелуч». Но для того чтобы исследовать вулкан, я оставил для вас необходимые компоненты для проведения опытов в лаборатории.
Воспитатель удивляется : Ой а здесь нет компонентов странно где же они, но в письме есть что-то еще.
Воспитатель достает из конверта подсказку (графический диктант)
Воспитатель:Ребята а здесь еще какое-то зашифрованное послание, давайте его расшифруем и посмотрим чем оно нам может помочь? Давайте пройдем к столу и выполним графический диктант по схеме.
Выполняют графический диктант по схеме и находят подсказку окно.
Воспитатель: Как вы думаете чтобы это могло значить?
Ответ детей: Нужно посмотреть что есть на окнах.
Подходят к окну и находят сундук с вулканическими камнями.
Воспитатель: Ребята что это за камни?
Ответ детей: Вулканические.
Воспитатель: Давайте возьмем их с собою в лабораторию они могут нам понадобиться для проведения опытов. Ой посмотрите в нутри сундука что то написано!
Воспитатель зачитывает загадку
Я держу в ладонях страны,
Горы, реки, океаны.
Догадались в чем тут фокус?
Просто взял я в руки (Глобус)
Ответ детей: Глобус
Воспитатель: Чем он нам может помочь?
Дети отправляются к глобусу, и находят пробирки для экспериментирования.
3. Работа в лаборатории
Воспитатель : Теперь мы можем смело отправляться в лабораторию. Чтобы пройти в лабораторию нам нужно переодеться в одежду лаборантов.
Дети надевают одноразовые шапочки и нарукавники.
Воспитатель: кем мы с вами теперь стали?
Ответы детей: предполагаемые
Воспитатель: теперь мы настоящие лаборанты, я предлагаю поиграть в игру «Вулкан»
Физкультминутка «Вулкан»
Стихотворение Движения
Вулканы начали "играть"
Из жерла лаву извергать Присесть, постепенный подъем на носочки, руки поднять вверх, потянуться, сделать несколько встряхиваний расслабленными кистями рук, опустить руки вниз.
Вулкан гремит! Вулкан пыхтит!
Как грозен он сейчас на вид! Руки на поясе, поднимаем их вверх с одновременным сжиманием и разжиманием пальцев рук в кулак. -2 раза
Но вот он начал уставать -
Огонь в нём начал угасать.. Медленное опускание рук с одновременным приседанием в низ
Последний раз огнём дыхнул - Дышат как драконы «извергающие огонь»
И на десятки лет уснул. Складывают руки под щеку «засыпают, спят»
Проходят в лабораторию садятся за столы.
Опыт с Вулканическим камнем.
Воспитатель: а вы хотите, чтобы и наш с вами вулкан ожил?
Дети: да, хотим
Воспитатель: в нашей лаборатории уже все готово для проведения этого опыта.
Дети и воспитатель проводят опыт "Извержение вулкана"
Воспитатель по очереди добавляет в макету вулкана соду, жидкость для мытья посуды, краску красную гуашь, уксус.
Воспитатель: что вы наблюдаете?
Дети: как извергается вулкан, и лава вытекает на поверхность
Воспитатель: во время извержения вулкана, на поверхность вытекает не только лава, но и выбрасываются кусочки вулканического пепла, которые застывают и получается камень Как называется этот камень?.
Ответы детей:
Давайте посмотрим на наши найденные камни.
Воспитатель раздает каждому по камню.
Воспитатель: а теперь давайте с вами посмотрим на поверхность этих двух камней и сравним ее. Этот камень какой?
Дети: галька гладкая, а пемза имеет пористую поверхность
Воспитатель: а теперь давайте возьмем лупы и посмотрим на поверхность камней в увеличенном виде
Дети: рассматривают камни, убеждаются в том, что пемза пористыйц камень
Воспитатель: а теперь давайте сравним пемзу с другими камнями (на примере гальки) и проведем опыт «Тонет-не-тонет»
Дети: опускают в стаканы с водой гальку и пемзу. Сравнивают,
Делают вывод: галька тонет в воде, так как это тяжелый камень, а пемза нет так как в она пористая и в ней содержится много воздуха.
Воспитатель: А как вы думаете,опасно ли жить вблизи вулканов?
Дети: размышляют, высказывают предположения
Воспитатель: Посмотрите у вас на столах лежат карточки с изображением пользы и вреда вулканов. Перед вами 2 мольберта с красным и зеленым смайликом, как вы думаете,какой смайлик символизирует добро? А Какой зло? Вам нужно разместить картинки на мольберты, картинку с пользой мы будем размещать на мольберт с зеленым смайлом, а картинку с изображением вреда вреда от вулканов нужно разместить на мольберт с красным смайлом. Это задание будем выполнять по одному. Имя ребенка подходи к мольберту размести свою картинку и объясни почему ты поместила именно на этот мольберт?
Польза вулкана: образуются горячие источники, удобрение, из вулканического пепла делают лекарства, из вулканического пепла делают спички, плодородная почта, из вулканических пород строят дома,
Вред вулкана: Кислородный дождь, пожар, от пыли и газов трудно дышать, разрушение домов, дорог, гибнет урожай, наводнение.
III Рефлексия.
Ну что ребята мы сегодня с вами провели (дописать)