Приложение МААМ

Изучение неживой природы. Простые опыты с водой для детей

Елена Миронова
Изучение неживой природы. Простые опыты с водой для детей
▼ Скачать + Заказать документы

Автор статьи: Миронова Елена Владимировна

Воспитатель

Муниципального бюджетного дошкольного образовательного

учреждения «Детского сада № 141 города Ижевска

Удмуртской республики

Для заботливых родителей и умных педагогов!

«Изучение неживой природы.

Простые опыты с водой для детей»

Китайская пословица гласит:

«Расскажи - и я забуду, покажи - и я запомню,

дай попробовать - и я пойму».

Публикация «Изучение неживой природы, Простые опыты с водой для детей» размещена в разделах

Известно, что экспериментирование имеет большое значение для интеллектуального развития детей дошкольного возраста в усвоении ими представлений о взаимосвязи природы и человека. В процессе эксперимента у детей идет развитие памяти, активизируются их мыслительные процессы. Детям приходится устанавливать причинно - следственные связи, доказывать и опровергать. Все это пригодится детям в школе в учебной деятельности. Для дошколят и их заботливых мам и пап, а так же увлеченных этой темой воспитателей, я подготовила подборку простых опытов для экспериментирования с водой. Почему с водой?

Вода – это простоя, но одновременно удивительное вещество, которое путешествует по всей планете, совершая переходы между жидким, твёрдым и газообразным состояниями. Вода несёт жизнь всему живому. Встретить её можно повсюду : капли дождя, лужи, снег, лёд, роса, туман. Детям всё это знакомо и близко! А несложные, но увлекательные эксперименты помогут ребятам глубже познакомиться со свойствами воды – отсутствием цвета, запаха, вкуса, взаимодействием с другими веществами. Итак, начнём!

Опыт №1 «Какого цвета вода?»

Задачи: помочь детям определить, что вода – бесцветная прозрачная жидкость, растворяет в себе красящие вещества, приобретает их цвет.

Оборудование: пробирки или одноразовые стаканчики, вода, кисточки, гуашь.

Проведение исследования:

- Ребята, как вы думаете, какого цвета вода? (ответы детей)

- Давайте проведём опыт : Опустите в стакан с водой кисточку (или любой предмет). Видно ли её?

- Как вы думаете, почему кисточку видно? (ответы детей). Оказывается, у воды нет цвета – она прозрачная.

Давайте попробуем сделать цветную воду!

- У каждого из вас есть кисточка и гуашь. Предлагаю намочить кисточку, обмакнуть в гуашь и помешать кисточкой прозрачную воду в ваших пробирках. Что произошло с водой? (ответы детей).

- как вы думаете, почему кисточку не видно? (ответы детей)

Вода поменяла свой цвет: у кого-то она стала жёлтой, у кого-то зелёной, красной, синей.

Мы с вами узнали, что вода может менять свой цвет.

Вывод: вода бесцветная, прозрачная, легко растворяет в себе вещества и приобретает их цвет.

Опыт №2 «Есть ли у воды вкус и запах?»

Задачи: определить вместе с детьми вкус и запах воды; подвести к выводу, что собственного вкуса и запаха вода не имеет, но, являясь прекрасным растворителем, вода приобретает вкус и запах растворённых в ней веществ.

Оборудование: пробирки или одноразовые стаканчики, ёмкость для воды, вода, графин с питьевой водой, ложка, соль, сахар, сок лимона, пипетка.

Проведение исследования:

- Ребята, как вы думаете, у воды есть вкус? (ответы)

- Предложить детям налить в стакан из графина немного чистой воды и попробовать её на вкус.

- Какая вода на вкус? (ответы детей). У чистой воды нет никакого вкуса, она «безвкусная».

-Давайте проведём опыт – узнаем, может ли вода изменить свой вкус? В первый стаканчик (пробирку) положим ложечку соли и размешаем, чтобы соль растворилась. Попробуем воду на вкус, при помощи ложечки. Вкус изменился, или остался прежним? (ответы детей)

- Теперь добавим в другой стакан (пробирку) ложечку сахара. Какой вкус приобрела вода? (ответы детей)

- В третий стаканчик капнем немного лимонного сока при помощи пипетки и размешаем. Пробуем. Какой стала вода на вкус? (ответы детей).

Мы с вами узнали, что вкус воды можно изменить на солёный, сладкий и кислый. У чистой воды нет никакого вкуса, она безвкусная. Давайте хором повторим слово "безвкусная".

- А теперь узнаем, есть ли у воды запах? Давайте попробуем понюхать воду в стаканчиках (пробирках). Чувствуете запах? (ответы детей). В стаканчиках, где растворили соль и сахар, вода не имеет запаха, а в стаканчике, где растворили лимонный сок, вода пахнет лимоном. Почему соль и сахар не дали воде запах? (ответы детей). Соль и сахар не имеют запах.

Оказывается, вода – вещество без запаха, но если в ней растворить пахучие вещества она станет ими пахнуть.

Вывод: Вода не имеет своего вкуса и запаха – она пресная. Но если в ней растворить некоторые вещества (в нашем случае соль, сахар, лимонный сок, то вода приобретает их вкус, а если вещество пахучее- то и запах.

Опыт № 3 «Что растворяется в воде?»

Задачи: Определить, какие вещества растворяются в воде, а какие нет,

Оборудование: пробирки или одноразовые стаканчики, ёмкость для воды, воронка, ложка, пипетка. Вода, соль, сахар, мёд. Растворимый и молотый кофе, речной песок, растительное масло, рис, пищевой краситель, жидкое мыло.

Проведение исследования:

- Ребята, давайте узнаем, какие вещества могут растворяться в воде, а какие нет. Для опыта лучше использовать тёплую воду, так как в ней вещества растворяются быстрее.

- дети набирают в стаканы воду. Перед экспериментом с каждым веществом задайте детям вопрос, растворится ли оно в воде? А затем предложите проверить их ответ на практике. После каждого опыта дети самостоятельно делают заключение – растворилось данное вещество в воде или нет.

Дети, проводя опыты, выясняют, что соль, сахар хорошо растворяются в воде. Вода остаётся прозрачной и приобретает их вкус; мёд, растворимый кофе, пищевой краситель и мыло также хорошо растворяются в воде. Мыло придаёт воде свой аромат, пищевой краситель – цвет, а кофе и мёд – и цвет и запах. Рис, молотый кофе и речной песок не растворяются в воде, а выпадают в осадок. Растительное масло так же не растворяется в воде, но так как оно лёгкое, держится на поверхности воды, растягиваясь по ней плёнкой.

Можно предложить детям поставить стаканы с растворимыми веществами в одну сторону, а с не растворимыми – в другую. Побеседовать о проведённом опыте и полученных результатах.

Вывод: Вода хорошо растворяет некоторые вещества, : соль, сахар, пищевой краситель, мыло, растворимый кофе. Некоторые вещества не растворяется, например : рис, молотый кофе, речной песок, масло.

Опыт № 4 «Лед - твердая вода»

Задачи: С помощью опыта показать детям, сто вода на морозе переходит в твердое состояние ; в твёрдом состоянии вода занимает больше места, чем в жидком.

Оборудование: две одинаковые пробирки, мерные стаканчики, фломастер, вода, морозная погода на улице.

Проведение исследования:

- Ребята, как вы думаете, что произойдёт с водой, если её оставить на морозе? (ответы детей)

- Нальём в пробирку воды и отметим фломастером, сколько воды у нас налито. А теперь поставим на мороз и подождём когда она замёрзнет.

- После замерзания воды, определяем, на сколько делений поднялся уровень воды в твёрдом состоянии по сравнению с жидким состоянием. Что же произошло? (ответы детей)

- Оказывается, вода на морозе становится твёрдой, в таком состоянии воду называют льдом. Столбик льда в пробирке поднялся выше отмеченного деления, а это значит, что замёрзшая вода расширяется.

- Ребята, как вы думаете, что будет, если оставить пробирку в тепле? Опустится ли вода до отмеченного нами деления? (ответы детей)

Оставляем пробирку на видном месте. Когда вода в ней растает, отметка, сделанная в начале опыта, снова укажет на имеющийся объём жидкой воды.

Вывод: Вода при замерзании, превращается в лёд; в твёрдом состоянии вода расширяется и занимает больше места, чем в жидком.

Опыт № 5 «Солёная и пресная вода»

Задачи: познакомить детей с отличиями солёной воды от пресной; показать, как наличие соли в воде влияет на плавучесть предметов.

Оборудование: Ёмкости с водой,стаканчики или пробирки, ложка, вода, соль, сырые яйца.

Проведение исследования:

- Ребята, как вы думаете, чем вода в море отличается от речной воды? (ответы детей)

Правильно, в море вода солёная на вкус, а в реках – пресная. А, как же ещё можно отличить солёную воду от пресной? (ответы детей)

- Проведём опыт. Нам поможет обычное сырое яйцо. Наполним стаканчики водой и опустим яйцо в один из них. Что произойдёт, как вы думаете? (ответы детей)

Яйцо опустилось на дно стакана.

- во второй стакан добавим несколько ложек соли и хорошенько перемешаем, пока соль не растворится. Получилась солёная вода, как в море. Опустим яйцо в стакан, что же произойдёт с ним? (ответы детей) Опускаем… Яйцо не тонет в солёной воде, а плавает на поверхности. Как вы думаете почему? (ответы детей)

- Соль сделала воду более плотной, поэтому яйцо не утонуло.

Вывод: Соль, растворённая в воде, помогает ей выталкивать и удерживать предметы.

Опыт № 6 «Тонет – не тонет»

Задачи: Определить опытным путём, предметы из каких материалов тонут в воде, а из каких нет.

Оборудование: Ёмкости с водой, стаканчики или пробирки, воронка, предметы из различного материала (деревянные, металлические, резиновые).

Проведение исследования:

- Ребята, как вы думаете, почему одни предметы тонут в воде, а другие нет? (ответы детей)

- Посмотрите, сколько я приготовила разных предметов для нашего опыта, давайте проверим их на плавучесть. Набираем воду в ёмкости, опустим первый предмет, деревянный. Как вы считаете, утонет ли деревянный предмет? (ответы детей)

Проверяем!

- точно также проверяем все приготовленные предметы.

- Ребята, что мы с вами выяснили после нашего опыта? (ответы детей)

Плавучесть предмета зависит от того, из какого материала они сделаны.

Проверим, так ли это!

- Проведём ещё один опыт. Возьмём два одинаковых кусочка пластилина, из одного скатаем шарик, а второму кусочку придадим форму лодочки. Опускаем готовые предметы в воду. Что произошло? (ответы детей). Шарик утонул, а лодочка плавает на поверхности. Почему так произошло? (ответы детей) Оказывается, кроме материала, на плавучесть предметов влияет и форма предметов.

Вывод: Плавучесть предмета зависит от того, из какого материала они сделаны, и их формы.

Опыт № 7 «как можно очистить воду?»

Задачи: Учить детей решать практические задачи методом экспериментирования. Расширить представления о способах очистки воды, научить простейшему очищению воды через самодельный фильтр.

Оборудование: две ёмкости (пробирки) с чистой и грязной водой, ложка, вата, кусочки водонепроницаемой ткани, почва, речной песок, две воронки, пустые пробирки.

Проведение исследования:

- На столе две пробирки с водой. В одной чистая вода, а в другой грязная (в воде можно растворить 1-2 ложки почвы)

- Как вы думаете как можно очистить загрязнённую воду? (ответы детей). В домах, в промышленности для очистки воды люди используют фильтры из нескольких слоёв.

- Давайте попробуем самостоятельно сделать простой фильтр : положим в воронку кусочек ваты, так чтобы он плотно закрывало отверстие, воронку ставим в пустую пробирку и медленно переливаем загрязнённую воду в неё. От всех загрязнений очистить воду, этот способ, конечно не поможет. Пить такую воду не следует, в ней ещё остались микробы. Но мы видим, что вода стала намного чище.

Есть и другой способ, который использует сама природа – это подземные слои земли, песка и глины. Вода в природе очищается именно так. Просачиваясь сквозь подземные слои, растворяет в себе некоторые минералы и становится полезной.

- Нам понадобится воронка, в неё укладываем ткань, чтобы ничего не высыпалось, насыпаем речной песок и переливаем воду. Вода становится чище.

Вывод: Очистить воду можно через фильтр. Существует два вида фильтров: созданные руками человека и природные фильтры (подземные слои песка, глины, почвы и минералов).

В наше время люди стали использовать на полях различные удобрения для лучшего урожая, обрабатывают поля химикатами от вредителей. Они хорошо растворяются в дождевой воде, просачивается в почву, и попадают в родниковую воду, делая её не пригодной для питья. Людям нужно придумать безопасный способ выращивания урожая, чтобы не загрязнять больше почву и воду.

В заключении хочу сказать, что самое главное понятие о воде, которое мы- взрослые должны дать детям, это то, что Чистая вода – самая большая драгоценность нашей планеты, ведь без неё была бы не возможна жизнь на Земле. Воду нужно беречь!

Публикации по теме:

Картотека опытов и экспериментов для детей младшего возраста «Опыты с водой»Картотека опытов и экспериментов для детей младшего возраста «Опыты с водой» 1. Тема: «Вода прозрачная» Цель: выявление с детьми такого свойства воды, как прозрачность. Оборудование: тазики с водой, 2 стаканчика.

Картотека опытов и экспериментов для детей «Опыты с водой» ОПЫТЫ С ВОДОЙ Опыт № 1. «Окрашивание воды». Цель: Выявить свойства воды: вода может быть тёплой и холодной, некоторые вещества растворяются.

Картотека «Опыты с водой» Картотека игр с водой во второй младшей группе Играть с водой интересно и полезно. И в холодное время года – не помеха. Зимой для игр с.

Опыты и эксперименты с детьми старшего дошкольного возраста. Часть первая. Опыты с водойОпыты и эксперименты с детьми старшего дошкольного возраста. Часть первая. Опыты с водой Цель: 1. Помочь детям лучше узнать мир природы. 2. Создать благоприятные условия для сенсорного восприятия, совершенствование таких жизненно.

Опыты с объектами неживой природы (старшая группа) ОПЫТЫ С ЗЕМЛЁЙ Опыт №1. Из чего состоит земля. Цель: предложить детям рассмотреть в лупу землю, и сказать какая она. Установить, что она.

Опыты с водой для детей 5–7 лет Опыт №1 «Вода прозрачная» Перед детьми стоят два стаканчика: один с водой, другой – с молоком. В оба стаканчика положить палочки или ложечки.

Проект для детей средней группы «Опыты с водой» Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад №11 «Теремок» города Кохма Проект в средней группе по познавательному.

Проект во второй младшей группе «Изучение неживой природы» Проект Паспорт проекта Тема проекта: «Опытно - экспериментальная деятельность по изучению неживой природы во второй младшей группе» Цель.

Проект «Занимательные опыты и эксперименты с неживой природой» Проект «Занимательные опыты и эксперименты с неживой природой» Тип проекта: исследовательски-творческий. Актуальность проекта: Мир вокруг.

Экспериментально-исследовательский проект «Секреты неживой природы» увлекательные опыты и наблюдения Министерство образования и науки Республики Бурятия МУ «Комитет по образованию г. Улан-Удэ» Муниципальное автономное общеобразовательное.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Изучение неживой природы. Простые опыты с водой для детей
Опубликовано: 19 ноября 2019 в 20:33
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Изучение неживой природы. Простые опыты с водой для детей» (включая файлы) размещена пользователем Елена Миронова (УИ 2104037) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 декабря. День зимовья зверей

 С наступлением зимней поры изменения происходят не только в природе, но и в жизни птиц и зверей. Все дикие животные выработали свои способы пережить холод и голод долгой зимы.

6 декабря. День памяти великого князя Александра Невского. Передвижка

ИмяАлександра Невского— одно из самых славных в истории нашей страны. Его жизнь и ратные подвиги могут служить лучшим примером для подрастающего поколения.




РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД