Елена Миронова
Изучение неживой природы. Простые опыты с водой для детей
▼ Скачать + Заказать документы
Автор статьи: Миронова Елена Владимировна
Воспитатель
Муниципального бюджетного дошкольного образовательного
учреждения «Детского сада № 141 города Ижевска
Удмуртской республики
Для заботливых родителей и умных педагогов!
«Изучение неживой природы.
Простые опыты с водой для детей»
Китайская пословица гласит:
«Расскажи - и я забуду, покажи - и я запомню,
дай попробовать - и я пойму».
Публикация «Изучение неживой природы, Простые опыты с водой для детей» размещена в разделах
- Вода. Опыты и эксперименты с водой
- Неживая природа
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Известно, что экспериментирование имеет большое значение для интеллектуального развития детей дошкольного возраста в усвоении ими представлений о взаимосвязи природы и человека. В процессе эксперимента у детей идет развитие памяти, активизируются их мыслительные процессы. Детям приходится устанавливать причинно - следственные связи, доказывать и опровергать. Все это пригодится детям в школе в учебной деятельности. Для дошколят и их заботливых мам и пап, а так же увлеченных этой темой воспитателей, я подготовила подборку простых опытов для экспериментирования с водой. Почему с водой?
Вода – это простоя, но одновременно удивительное вещество, которое путешествует по всей планете, совершая переходы между жидким, твёрдым и газообразным состояниями. Вода несёт жизнь всему живому. Встретить её можно повсюду : капли дождя, лужи, снег, лёд, роса, туман. Детям всё это знакомо и близко! А несложные, но увлекательные эксперименты помогут ребятам глубже познакомиться со свойствами воды – отсутствием цвета, запаха, вкуса, взаимодействием с другими веществами. Итак, начнём!
Опыт №1 «Какого цвета вода?»
Задачи: помочь детям определить, что вода – бесцветная прозрачная жидкость, растворяет в себе красящие вещества, приобретает их цвет.
Оборудование: пробирки или одноразовые стаканчики, вода, кисточки, гуашь.
Проведение исследования:
- Ребята, как вы думаете, какого цвета вода? (ответы детей)
- Давайте проведём опыт : Опустите в стакан с водой кисточку (или любой предмет). Видно ли её?
- Как вы думаете, почему кисточку видно? (ответы детей). Оказывается, у воды нет цвета – она прозрачная.
Давайте попробуем сделать цветную воду!
- У каждого из вас есть кисточка и гуашь. Предлагаю намочить кисточку, обмакнуть в гуашь и помешать кисточкой прозрачную воду в ваших пробирках. Что произошло с водой? (ответы детей).
- как вы думаете, почему кисточку не видно? (ответы детей)
Вода поменяла свой цвет: у кого-то она стала жёлтой, у кого-то зелёной, красной, синей.
Мы с вами узнали, что вода может менять свой цвет.
Вывод: вода бесцветная, прозрачная, легко растворяет в себе вещества и приобретает их цвет.
Опыт №2 «Есть ли у воды вкус и запах?»
Задачи: определить вместе с детьми вкус и запах воды; подвести к выводу, что собственного вкуса и запаха вода не имеет, но, являясь прекрасным растворителем, вода приобретает вкус и запах растворённых в ней веществ.
Оборудование: пробирки или одноразовые стаканчики, ёмкость для воды, вода, графин с питьевой водой, ложка, соль, сахар, сок лимона, пипетка.
Проведение исследования:
- Ребята, как вы думаете, у воды есть вкус? (ответы)
- Предложить детям налить в стакан из графина немного чистой воды и попробовать её на вкус.
- Какая вода на вкус? (ответы детей). У чистой воды нет никакого вкуса, она «безвкусная».
-Давайте проведём опыт – узнаем, может ли вода изменить свой вкус? В первый стаканчик (пробирку) положим ложечку соли и размешаем, чтобы соль растворилась. Попробуем воду на вкус, при помощи ложечки. Вкус изменился, или остался прежним? (ответы детей)
- Теперь добавим в другой стакан (пробирку) ложечку сахара. Какой вкус приобрела вода? (ответы детей)
- В третий стаканчик капнем немного лимонного сока при помощи пипетки и размешаем. Пробуем. Какой стала вода на вкус? (ответы детей).
Мы с вами узнали, что вкус воды можно изменить на солёный, сладкий и кислый. У чистой воды нет никакого вкуса, она безвкусная. Давайте хором повторим слово "безвкусная".
- А теперь узнаем, есть ли у воды запах? Давайте попробуем понюхать воду в стаканчиках (пробирках). Чувствуете запах? (ответы детей). В стаканчиках, где растворили соль и сахар, вода не имеет запаха, а в стаканчике, где растворили лимонный сок, вода пахнет лимоном. Почему соль и сахар не дали воде запах? (ответы детей). Соль и сахар не имеют запах.
Оказывается, вода – вещество без запаха, но если в ней растворить пахучие вещества она станет ими пахнуть.
Вывод: Вода не имеет своего вкуса и запаха – она пресная. Но если в ней растворить некоторые вещества (в нашем случае соль, сахар, лимонный сок, то вода приобретает их вкус, а если вещество пахучее- то и запах.
Опыт № 3 «Что растворяется в воде?»
Задачи: Определить, какие вещества растворяются в воде, а какие нет,
Оборудование: пробирки или одноразовые стаканчики, ёмкость для воды, воронка, ложка, пипетка. Вода, соль, сахар, мёд. Растворимый и молотый кофе, речной песок, растительное масло, рис, пищевой краситель, жидкое мыло.
Проведение исследования:
- Ребята, давайте узнаем, какие вещества могут растворяться в воде, а какие нет. Для опыта лучше использовать тёплую воду, так как в ней вещества растворяются быстрее.
- дети набирают в стаканы воду. Перед экспериментом с каждым веществом задайте детям вопрос, растворится ли оно в воде? А затем предложите проверить их ответ на практике. После каждого опыта дети самостоятельно делают заключение – растворилось данное вещество в воде или нет.
Дети, проводя опыты, выясняют, что соль, сахар хорошо растворяются в воде. Вода остаётся прозрачной и приобретает их вкус; мёд, растворимый кофе, пищевой краситель и мыло также хорошо растворяются в воде. Мыло придаёт воде свой аромат, пищевой краситель – цвет, а кофе и мёд – и цвет и запах. Рис, молотый кофе и речной песок не растворяются в воде, а выпадают в осадок. Растительное масло так же не растворяется в воде, но так как оно лёгкое, держится на поверхности воды, растягиваясь по ней плёнкой.
Можно предложить детям поставить стаканы с растворимыми веществами в одну сторону, а с не растворимыми – в другую. Побеседовать о проведённом опыте и полученных результатах.
Вывод: Вода хорошо растворяет некоторые вещества, : соль, сахар, пищевой краситель, мыло, растворимый кофе. Некоторые вещества не растворяется, например : рис, молотый кофе, речной песок, масло.
Опыт № 4 «Лед - твердая вода»
Задачи: С помощью опыта показать детям, сто вода на морозе переходит в твердое состояние ; в твёрдом состоянии вода занимает больше места, чем в жидком.
Оборудование: две одинаковые пробирки, мерные стаканчики, фломастер, вода, морозная погода на улице.
Проведение исследования:
- Ребята, как вы думаете, что произойдёт с водой, если её оставить на морозе? (ответы детей)
- Нальём в пробирку воды и отметим фломастером, сколько воды у нас налито. А теперь поставим на мороз и подождём когда она замёрзнет.
- После замерзания воды, определяем, на сколько делений поднялся уровень воды в твёрдом состоянии по сравнению с жидким состоянием. Что же произошло? (ответы детей)
- Оказывается, вода на морозе становится твёрдой, в таком состоянии воду называют льдом. Столбик льда в пробирке поднялся выше отмеченного деления, а это значит, что замёрзшая вода расширяется.
- Ребята, как вы думаете, что будет, если оставить пробирку в тепле? Опустится ли вода до отмеченного нами деления? (ответы детей)
Оставляем пробирку на видном месте. Когда вода в ней растает, отметка, сделанная в начале опыта, снова укажет на имеющийся объём жидкой воды.
Вывод: Вода при замерзании, превращается в лёд; в твёрдом состоянии вода расширяется и занимает больше места, чем в жидком.
Опыт № 5 «Солёная и пресная вода»
Задачи: познакомить детей с отличиями солёной воды от пресной; показать, как наличие соли в воде влияет на плавучесть предметов.
Оборудование: Ёмкости с водой,стаканчики или пробирки, ложка, вода, соль, сырые яйца.
Проведение исследования:
- Ребята, как вы думаете, чем вода в море отличается от речной воды? (ответы детей)
Правильно, в море вода солёная на вкус, а в реках – пресная. А, как же ещё можно отличить солёную воду от пресной? (ответы детей)
- Проведём опыт. Нам поможет обычное сырое яйцо. Наполним стаканчики водой и опустим яйцо в один из них. Что произойдёт, как вы думаете? (ответы детей)
Яйцо опустилось на дно стакана.
- во второй стакан добавим несколько ложек соли и хорошенько перемешаем, пока соль не растворится. Получилась солёная вода, как в море. Опустим яйцо в стакан, что же произойдёт с ним? (ответы детей) Опускаем… Яйцо не тонет в солёной воде, а плавает на поверхности. Как вы думаете почему? (ответы детей)
- Соль сделала воду более плотной, поэтому яйцо не утонуло.
Вывод: Соль, растворённая в воде, помогает ей выталкивать и удерживать предметы.
Опыт № 6 «Тонет – не тонет»
Задачи: Определить опытным путём, предметы из каких материалов тонут в воде, а из каких нет.
Оборудование: Ёмкости с водой, стаканчики или пробирки, воронка, предметы из различного материала (деревянные, металлические, резиновые).
Проведение исследования:
- Ребята, как вы думаете, почему одни предметы тонут в воде, а другие нет? (ответы детей)
- Посмотрите, сколько я приготовила разных предметов для нашего опыта, давайте проверим их на плавучесть. Набираем воду в ёмкости, опустим первый предмет, деревянный. Как вы считаете, утонет ли деревянный предмет? (ответы детей)
Проверяем!
- точно также проверяем все приготовленные предметы.
- Ребята, что мы с вами выяснили после нашего опыта? (ответы детей)
Плавучесть предмета зависит от того, из какого материала они сделаны.
Проверим, так ли это!
- Проведём ещё один опыт. Возьмём два одинаковых кусочка пластилина, из одного скатаем шарик, а второму кусочку придадим форму лодочки. Опускаем готовые предметы в воду. Что произошло? (ответы детей). Шарик утонул, а лодочка плавает на поверхности. Почему так произошло? (ответы детей) Оказывается, кроме материала, на плавучесть предметов влияет и форма предметов.
Вывод: Плавучесть предмета зависит от того, из какого материала они сделаны, и их формы.
Опыт № 7 «как можно очистить воду?»
Задачи: Учить детей решать практические задачи методом экспериментирования. Расширить представления о способах очистки воды, научить простейшему очищению воды через самодельный фильтр.
Оборудование: две ёмкости (пробирки) с чистой и грязной водой, ложка, вата, кусочки водонепроницаемой ткани, почва, речной песок, две воронки, пустые пробирки.
Проведение исследования:
- На столе две пробирки с водой. В одной чистая вода, а в другой грязная (в воде можно растворить 1-2 ложки почвы)
- Как вы думаете как можно очистить загрязнённую воду? (ответы детей). В домах, в промышленности для очистки воды люди используют фильтры из нескольких слоёв.
- Давайте попробуем самостоятельно сделать простой фильтр : положим в воронку кусочек ваты, так чтобы он плотно закрывало отверстие, воронку ставим в пустую пробирку и медленно переливаем загрязнённую воду в неё. От всех загрязнений очистить воду, этот способ, конечно не поможет. Пить такую воду не следует, в ней ещё остались микробы. Но мы видим, что вода стала намного чище.
Есть и другой способ, который использует сама природа – это подземные слои земли, песка и глины. Вода в природе очищается именно так. Просачиваясь сквозь подземные слои, растворяет в себе некоторые минералы и становится полезной.
- Нам понадобится воронка, в неё укладываем ткань, чтобы ничего не высыпалось, насыпаем речной песок и переливаем воду. Вода становится чище.
Вывод: Очистить воду можно через фильтр. Существует два вида фильтров: созданные руками человека и природные фильтры (подземные слои песка, глины, почвы и минералов).
В наше время люди стали использовать на полях различные удобрения для лучшего урожая, обрабатывают поля химикатами от вредителей. Они хорошо растворяются в дождевой воде, просачивается в почву, и попадают в родниковую воду, делая её не пригодной для питья. Людям нужно придумать безопасный способ выращивания урожая, чтобы не загрязнять больше почву и воду.
В заключении хочу сказать, что самое главное понятие о воде, которое мы- взрослые должны дать детям, это то, что Чистая вода – самая большая драгоценность нашей планеты, ведь без неё была бы не возможна жизнь на Земле. Воду нужно беречь!