Шпекторова Валерия
Проект «Занимательные опыты и эксперименты с неживой природой»
Проект «Занимательные опыты и
эксперименты с неживой природой»
Тип проекта : исследовательски-творческий.
Актуальность проекта : Мир вокруг ребенка разнообразен, поэтому у него постоянно существует потребность в новых впечатлениях, возникает очень много вопросов, на которые он хочет получить ответ.
Как способствовать развитию творческого начала ребёнка?
Ведь, по словам американского философа Ральфа Уолда Эмерсона «Самое лучшее открытие – то, которое ребенок делает сам».
Публикация «Проект „Занимательные опыты и эксперименты с неживой природой“» размещена в разделах
- Живая-неживая природа. Проекты, планы тематических недель
- Неживая природа
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Проекты, проектная деятельность
- Проекты. Проектная деятельность
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Экспериментирование является одним из эффективных методов познания закономерностей и явлений окружающего мира.
Ребёнку-дошкольнику по природе присуща ориентация на познание окружающего мира и экспериментирование с объектами и явлениями реальности.
Познавая окружающий мир, он стремится не только рассмотреть предмет, но и потрогать его руками, языком, понюхать, постучать им.
Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. Таким образом, проблема разработки системы мероприятий по организации экспериментирования для нас стала актуальной.
Детское экспериментирование имеет огромный развивающий потенциал. Главное его достоинство заключается в том, что оно дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания.
Экспериментирование предоставляет ребёнку возможность самому найти ответы на вопросы «как» и «почему?», позволяет ребёнку моделировать в своём сознании картину мира, основанную на собственных опытах, позволяет почувствовать себя учёным, исследователем, первооткрывателем.
Анализ исходной ситуации: Проанализировав работу по познавательной активности детей, мы заметили, что дети часто бывают пассивны, с трудом сопоставляют различные факты, выдвигают гипотезы, делают выводы.
Проблема: Как максимально использовать пытливость детского ума и подтолкнуть ребенка к познанию мира?
Гипотеза исследования: если дети будут иметь реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания, то они смогут использовать свои знания в жизни.
Цель проекта : практическое внедрение детского экспериментирования как средства развития познавательной активности.
Задачи:
1. Провести диагностику знаний детей о живой и неживой природе.
2. Создать условия для развития поисково-познавательной деятельности детей.
3. Показать детям в процессе проведения опытов различные свойства изучаемого объекта, его взаимодействие с другими объектами и средой обитания. Практическое применение этих знаний в жизни.
4. Развивать свободную творческую личность.
5. Воспитывать в детях бережное отношение ко всему, что их окружает.
6. Вовлечь родителей в реализацию проекта.
Ожидаемый результат: дети получат реальные представления о различных свойствах предметов и смогут сами находить ответы на вопросы «как» и «почему?»
Сроки реализации проекта : в течении года.
Этапы проекта :
1 - Организационный этап, 2 – Этап реализация проекта,
3 – Обобщающий этап.
Содержание деятельности на каждом этапе:
Этап
Мероприятия
Сроки
Кто проводит
Организационный
Реализация проекта
Обобщающий
Подборка материала.
Составление плана работы.
Составление плана работы с семьей.
1. Беседа "Что такое опыты и для чего они нужны".
2. Оборудование детской мини- лаборатории в группе.
3. Рассматривание журналов и энциклопедий.
4. Сбор коллекций:
" Семена", "Ткани", "Специи", "Магниты", "Насекомые".
5. Исследование свойств бумаги, магнита, воздуха, снега, воды, дерева, пластмассы, железа.
Опытническая деятельность, экспериментирование.
6. Экскурсии в лес, к пруду.
7. Непосредственно-образовательная деятельность, наблюдения на прогулках.
8. Привлечение родителей к участию в проекте.
Проведение анкетирования родителей, тематического родительского собрания: "Экспериментальная гостиная" с участием детей.
1-3 дня
С января по апрель
2-3дня
Воспитатели группы
Дети совместно с воспитателем.
Дети совместно с родителями
Совместная деятельность детей и их родителей, воспитателей.
Для решения поставленных задач нами в группе создана предметно-развивающая среда, обеспечивающая возможность проведения опытов, наблюдений, экспериментов всеми воспитанниками группы.
Для развития познавательной активности детей и поддержания интереса к экспериментальной деятельности в группе оборудовали мини – лабораторию «Почемучка», где представлены материалы для исследования, отвечающие требованиям организации уголка экспериментирования.
Мини – лаборатория пополняется новыми материалами, что способствует поддержанию интереса детей.
Здесь же находятся дневники наблюдений, условные символы, алгоритмы для проведения опытов, познавательная литература и различные макеты.
В помощь для самостоятельного воспроизведения опытов мы предлагаем детям алгоритмы, которые служат для развития способностей, для овладения моделирующей деятельностью, систематизации познавательного опыта.
Реализация поставленных задач осуществляется в непосредственно образовательной деятельности, во время лабораторных работ, проводимых детьми в пространственной среде группы (работа с магнитами, вертушками, игры с шарами, мыльными пузырями, во время наблюдений за объектами или явлениями природы на прогулке, организации досуга с проведением интересных опытов.
Мы с детьми очень много экспериментировали, познакомились с различными свойствами веществ, получили элементарные знания об основных физических и химических явлениях.
Эксперименты мы подбираем самые разнообразные, но самое главное - они интересные и привлекательные для детей, а также они соответствуют их возрасту. Это запланированные эксперименты, которые требуют определения текущих дидактических задач, выбора объекта, осваивания техники экспериментирования, случайные эксперименты, которые проводятся экспромтом в той ситуации, которая сложилась на тот момент, когда дети увидели что-то интересное в природе, в уголке природы или на участке, сравнительные эксперименты, позволяющие научить детей видеть сходства и различия предметов и явлений и обобщающие эксперименты, проводимые после проведения цикла опытов по изучению разных объектов.
По содержанию опыты разделили на 3 группы.
Живая природа (функции частей растений, чем растения дышат, питаются, как развиваются, размножаются; каково строение растений, значение растений).
Проводили много наблюдений за обитателями экологической комнаты. Во время экскурсий в лес и к пруду дети увидели много интересного. Подмечали какие изменения происходят в природе. При этом не забывали правила поведения в лесу, охраняя и оберегая природу и её обитателей.
Неживая природа. Цикл опытов «Волшебница-вода», «Невидимка-воздух» «Удивительный магнит», «Свет и цвет».
Мир материалов.
Знакомство детей с металлами, с некоторыми свойствами бумаги, ткани, дерева.
Известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьёй и полного взаимопонимания между родителями и педагогами.
Чтобы у ребёнка поддерживался познавательный интерес, стремление узнать новое, выяснить непонятное, рекомендовали и родителям в домашних условиях проводить простейшие опыты и эксперименты. Многие родители заинтересовались, и это стало увлекательным занятием для всей семьи. Кроме этого, родители помогают нам в оформлении разнообразных коллекций, макетов, экспонаты к которым они собирают во время отпуска, на даче, на прогулках.
Провели анкетирование родителей по этой теме. Мы с детьми решили пригласить родителей в нашу экспериментальную гостиную, чтобы показать им некоторые опыты и заинтересовать их этой работой. Маша выступила с презентацией нашего проекта о вреде кока-колы, который мы представляли на региональном конкурсе имени Вернадского.
Мониторинг результативности проекта :
Наблюдения за детьми в их свободной деятельности, беседы с детьми, анкетирование родителей показало, что проведение экспериментов стало нормой жизни, мы их рассматриваем не как развлечения, а как путь ознакомления детей с окружающим миром и наиболее эффективный способ развития мыслительных процессов.
Участие родителей во всех проектах нашей группы и их помощь в подготовке и проведении, дает возможность им быть в курсе всех событий, происходящих с ребенком, что благоприятно сказывается не только на взаимоотношениях нас, педагогов с родителями, но и на внутрисемейных отношениях.
Психологами установлено, что из-за отсутствия духовного взаимодействия и дефицита общения с родителями, дети становятся менее эмоционально отзывчивы, менее общительны, менее любознательны, что приводит к постепенному угасанию познавательной мотивации.
Своим проектом мы попытались создать условия для динамики творческого роста и поддержать пытливое стремление детей узнать мир во всех его красках и проявлениях. На этом наша работа не закончилась. Мы постараемся поддерживать свой проект в дальнейшей работе.
Экспериментирование не самоцель, а только способ ознакомления детей с миром, в котором им предстоит жить!
Известный китайский мудрец Конфуций сказал:
То, что я слышу – забываю.
То, что я вижу – я помню.
То, что я делаю – я понимаю.
Занимательные опыты для старших дошкольников с воздухом, водой, песком и статическим электричеством
Живая и неживая природа
Посмотри, мой милый друг, что находится вокруг? Небо светло-голубое, солнце светит золотое,
Ветер листьями играет, тучка в небе проплывает,
Поле, речка и трава, горы, воздух и леса,
Гром, туманы и роса, человек и время года!
Это все вокруг – природа!
Природа - это все то, что нас окружает, кроме сделанного человеком. Природа бывает живая и неживая. Все то, что относится к живой природе, может расти, питаться, дышать и размножаться. Живая природа делится на пять видов: вирусы, бактерии, грибы, растения и животные. Человек – это тоже живая природа. Живая природа организуется в экосистемы, которые, в свою очередь, составляет биосферу. Неживая природа - это тела природы, которые не растут, не дышат, не питаются и не размножаются. Неживая природа может пребывать в одном или нескольких агрегатных состояний: газ, жидкость, твердое тело, плазма.
В основе процесса ознакомления дошкольников с явлениями неживой природы должны быть не только наблюдения под руководством педагога за природными явлениями, но и действия с реальными объектами неживой природы. Знания детей полноценны только тогда, когда они получены в результате самостоятельного открытия, в процессе поисков и размышлений. Именно поэтому в «Плане воспитательно-образовательной работы» в старшей и подготовительной к школе группах детского сада следует обязательно учитывать познавательно-исследовательскую, опытно-экспериментальную деятельность, в том числе – занимательные опыты для ознакомления с неживой природой.
Планирование занимательных опытов для ознакомления дошкольников с неживой природой рекомендуется размещать в «Перспективном годовом планировании по образовательным областям» в разделе «Познавательное развитие».
Занимательные опыты с воздухом.
Воздух - это смесь газов, главным образом азота и кислорода, образующая земную атмосферу. Воздух необходим для существования подавляющего числа наземных живых организмов: кислород, содержащийся в воздухе, в процессе дыхания поступает в клетки организма, где создается необходимая для жизни энергия. Из всех разнообразных свойств воздуха важнее всего то, что он необходим для жизни на Земле. Существование людей и животных было бы невозможно без кислорода. Но, так как для дыхания нужен кислород в разбавленном виде, наличие других газов в воздухе тоже имеет жизненно важное значение. О том, какие газы находятся в воздухе, мы узнаем в школе, а в детском саду мы познакомимся со свойствами воздуха.