Надежда Новохатская
Проект во второй младшей группе «Изучение неживой природы»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект
Паспорт проекта
Тема проекта : «Опытно - экспериментальная деятельность по изучению неживой природы во второй младшей группе»
Цель проекта : Через опытно – экспериментальную деятельность помочь детям познать окружающую среду.
Задачи проекта : 1. Развивать экспериментирование как, эффективный метод познания окружающего мира. 2. Создавать условия для формирования у детей познавательного интереса.
Публикация «Проект во второй младшей группе „Изучение неживой природы“» размещена в разделах
- Живая-неживая природа. Проекты, планы тематических недель
- Неживая природа
- Проекты
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
3. Развивать у детей любознательность в процессе наблюдений и к практическому экспериментированию с объектами.
4. Формировать навыки мыслительных действий, анализа, синтеза, классификации и т. д., в процессе познания природной картины мира, способствующих развитию речи.
5. Развивать самостоятельность в разрешении проблемных ситуаций в исследовательской деятельности.
6. Учить объяснять наблюдаемое.
7. Привлечь родителей к процессу экспериментирования в повседневной жизни.
Вид проекта : среднесрочный.
Срок реализации проекта : апрель - август.
Участники проекта : воспитатели, дети, родители.
Актуальность проекта. Ребенок рождается исследователем. Неутолимая жажда новых впечатлений, любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире, традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Исследования предоставляют возможность ребенку самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?». Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Исследовательская активность - естественное состояние ребенка, он настроен на познание мира, он хочет все знать. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, экспериментировать, а самое главное - самовыражаться. Опыты чем-то напоминают детям фокусы, они необычны, они удивляют. Потребность ребенка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития неистощимой ориентировочно-исследовательской (поисковой) деятельности, направленной на познание окружающего мира. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается. Опытно - экспериментальная деятельность позволяет объединить все виды деятельности и все стороны воспитания, развивает наблюдательность и пытливость ума, развивает стремление к познанию мира, все познавательные способности, умение изобретать, использовать нестандартные решения в трудных ситуациях, создавать творческую личность.
Анализ внешней ситуации об экологии и экспериментировании. Экологическое образование стало одним из важных направлений дошкольной педагогики и реализуется во многих дошкольных учреждениях страны. Практически все современные комплексные, базисные программы выделяют разделы по экологическому воспитанию дошкольников, существует ряд дополнительных программ. Казалось бы, все прекрасно. Но далеко не все проблемы в этой области пока решены. Экологическая информация все чаще входит в нашу жизнь, но нам не всегда хватает знаний, чтобы правильно ее оценить. Иногда обычная информация о количестве различных выбросов в окружающую среду или предупреждение об усилении загрязнения атмосферы в безветренные дни вызывает панику и множество самых разных слухов, не относящихся к реальной ситуации. В то же время мы живем рядом с источниками экологической опасности, не зная об их влиянии на наше здоровье, выращиваем овощи рядом с автотрассами, где велико загрязнение среды выбросами транспорта, купаемся и ловим рыбу в реках, рядом с трубами сточных вод, обрабатываем свой огород большим количеством ядохимикатов, сами создаем свалки рядом со своими домами и делаем многое другое, чего делать ни в коем случае нельзя. Одновременно мы считаем, что повлиять на состояние окружающей среды может только правительство, но никак не мы сами, и что от нас ничего не зависит. Такая точка зрения во многом объясняется тем, что длительное время в большинстве образовательных учреждений не находилось места для экологии. Более того, воспитывалось именно потребительское отношение к природе, стремление ее завоевать и улучшить по своему усмотрению. Поэтому и возникла необходимость экологического образования, т. е. формирование отношения ребенка к природе, окружающему миру, начиная с самого раннего возраста.
Исследовательская деятельность дошкольников, самостоятельный поиск информации и детское экспериментирование дают возможность обогатить содержание воспитательно – образовательного процесса детского сада, сделать его современным и эффективным, повысив его качество. Ребенок получает возможность применить полученные знания из разных областей на практике, ощутить уверенность, почувствовать вкус к исследовательской деятельности, развить самостоятельность.
В настоящее время в детских садах формируется ещё один эффективный метод творческого познания окружающего мира – метод экспериментирования. Главное достоинство этого метода заключается в том, что он даёт детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе экспериментирования идёт обогащение памяти ребёнка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать. Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он является ведущим, а в первые четыре года – практически единственным способом познания мира. Ценность реального эксперимента, заключается в том, что наглядно обнаруживаются скрытые от непосредственного наблюдения стороны объекта или явления действительности, развиваются способности ребёнка к определению проблемы и самостоятельному выбору путей её решения.
Экспериментирование способствует становлению целостной картины мира ребёнка дошкольного возраста и основ культурного познания им окружающего мира.
Анализ внутренней ситуации. Опыт моей работы с дошкольниками показал, что ребёнок – это пытливый исследователь от природы, практически начиная с первых дней жизни, он занимается только тем, что познаёт и исследует новый для него мир. Первые четыре года жизни каждый ребёнок готов ежедневно осматривать содержимое маминой сумки, пытается разбить каждую игрушку, любой попавшийся к нему предмет он обнюхивает, облизывает, ощупывает, т. е. совершает обследовательские действия. Но, к сожалению, к 5 годам это стихийное экспериментирование заметно затухает и интерес к познанию окружающего мира заметно снижается. Эксперименты позволяют вызвать у детей огромный интерес к познанию окружающего мира. Но ведь удивительное, рядом, и исследование знакомых предметов и явлений может вызвать у детей огромный познавательный интерес, поэтому я решила обратить внимание детей на то, что находится у них под ногами, на неживую природу. Учитывая специфику исследовательской деятельности, я считаю, что для повышения познавательной активности детей необходимо использовать практические методы, в основном экспериментирование и элементарные опыты.
Предполагаемый результат:
расширить и углубить знания и представления ребенка об окружающем мире; развить познавательные умения через экспериментальную деятельность; сформировать у детей уверенность в себе посредством развития мыслительных операций, творческих предпосылок и как следствие, развитие у детей личностного роста и чувства уверенности в себе и своих силах; обогатить предметно – развивающую среду в группе.
Подготовительный этап: 1. Подготовка материала, оборудования для экспериментов. 2. Подбор загадок, стихотворений и игр для занятий.
Основной этап: 1. Планирование работы с детьми. 2. Планирование работы с родителями по экспериментальной деятельности.
Заключительный этап: 1. Сформировать картотеку по экспериментам с природным материалом. 2. Создать для детей в группе уголок для самостоятельного экспериментирования с природным материалом и оборудованием. 3. Развлечение «Мыльные пузыри»
Планирование занятий по экспериментированию с детьми второй младшей группы
Апрель
«Узнаем, какая вода»
Материал: Три одинаковые емкости, закрытые крышками: одна пустая; вторая с чистой водой, залитой под крышкой, т. е. полная; третья – с окрашенной жидким красителем (фиточай) водой и с добавлением ароматизатором (ванильным сахаром); стаканчики для детей.
Задачи: Выявить свойства воды (прозрачная, без запаха, льется, в ней растворяются некоторые вещества, имеет вес, текучая).
«Что в пакете?»
Материал: Полиэтиленовые пакеты
Задачи: Обнаружить воздух в окружающем пространстве.
"Тонет, не тонет, плавает"
Материал: таз, кувшин с водой, кукла, полотенце, мяч, камень.
Задачи: Развивать игровую деятельность детей, развивать познавательно – исследовательскую деятельность детей. Формировать умение называть свойства предметов (твердый, мягкий, тонет, не тонет в воде).
«Волшебница - вода»
Материал: Иллюстрации с пейзажами в разное время года, набор карточек с животными и птицами, магнитофон, три бутылки. Веточка ёлки, картинка- гриб, краски (красная, зелёная, стаканчики с кипячёной водой для детей, кукла – волшебница.
Задачи: Познакомить со свойствами воды, во что она может превращаться. Для кого она нужна и для чего она нужна. Воспитывать бережное отношение к воде. Развивать речевую активность. Учить детей различать и называть воду
«Здравствуй, солнечный зайчик»
Материал: зеркала.
Задачи: Дать представление о том, что «солнечный зайчик» - это луч солнечного света, отраженного от зеркальной поверхности.
Май
«Как воду превратить в лед»
Материал: бутылка с водой
Задачи: Вода превращается в лед при низких температурах. Поставить бутылку холодильник утром, вечером посмотреть. Познакомить со свойствами воды.
«Плавает-тонет»
Материал: 2 тазика с водой, машинка игрушечная, игрушечный лимон.
Задачи: Учить детей определять легкие и тяжелые предметы.
«Сравнение песка и глины»
Материал: стаканчики, песок и глина, подносы, вода.
Задачи: Познакомить детей со свойствами песка и глины, развивать умение сосредоточиться; развивать наблюдательность детей, умение сравнивать, анализировать, обобщать.
«Почему песок хорошо сыплется?»
Материал: емкости с песком и глиной; емкости для пересыпания; лупа, ширма, сито. Задачи: Выделить свойства песка и глины: сыпучесть, рыхлость.
«Кораблики»
Материал: тазик, бумага
Задачи: Показать детям прием плавания бумажного кораблика в воде.
Июнь
«Горячо-холодно»
Материал: бутылочки с холодной и горячей водой (не больше 45 гр., стаканчики, тазик. Задачи: Формировать умение определять температуру веществ и предметов.
«Перо»
Материал: тазик воды, перо.
Задачи: Формировать представление детей о том, что перо легче воды и воздуха.
«Вот какой песочек»
Материал: Тазик с сухим песком, камешки, набор игрушки из kinder-яйца, лейка с водой, классическая музыка со звуками реки.
Задачи: Развитие восприятия, воображения, логического мышления. Развитие мелкой моторики. Закрепить знания детей о свойства и особенностях песка.
«Мокрый песок принимает любую нужную форму»
Материал: тазик воды, песок.
Задачи: Познакомить детей со свойствами мокрого песка.
«Дождик» (игры с водой)
Материал: таз с водой, сито, стаканчики из-под майонеза, йогурта с дырочками в дне. Задачи: Продолжать знакомить со свойствами воды.
Июль
«Камушки – какие они?»
Материал: Картинки с изображением камешков коллекция камешков, перо или спички, тазик с водой, полотенца, классическая музыка со звуками шума моря
Задачи: Развивать восприятие, воображение. Развивать речь (обогащать словарный запас).Развивать мелкую моторику пальцев рук. Развивать логическое мышление.
«Чудесные фигурки»
Материал: песок, формочки для песка, ведро воды, полотенце.
Задачи: Продолжать знакомить со свойствами песка: влажный песок можно формировать фигурки.
«Летающие шарики»
Материал: воздушные шары (надуть и отпустить).
Задачи: Помочь выяснить свойство воздуха в шариках (ЧТО) – воздух, он выходит из шарика и шарик летит.
«Что в коробке»
Задачи: Показать, что свет не проходит через непрозрачные предметы.
Материал: коробка, фонарик, свечка, лампа.
Задачи: Познакомить со значением света, с источниками света (солнце, фонарик, свеча, лампа).
«Окрашивание воды»
Материал: емкости с водой, гуашь разных цветов.
Задачи: Выяснить свойства воды (вода прозрачная, но может менять свою окраску, когда в ней растворяются окрашенные вещества).
Август
«Чудесный мешочек»
Материал: мешочек, предметы различные по качеству.
Задачи: Познакомить с органами чувств и их назначением.
«Изготовление цветных льдинок»
Материал: вода, формочки для льда, гуашь.
Задачи: Познакомить с одним из свойств воды.
«Пластмасса, ее качества и свойства»
Материал: пластмассовые стаканчики, вода, спички.
Задачи: Учить узнавать вещи из пластмассы, определять ее качества (структура поверхности, толщина, цвет) и свойства (плотность, гибкость).
«Бумага, ее качества и свойства»
Материал: лист альбомной бумаги, лист газеты, лист картона, тазик с водой.
Задачи: Научить узнавать предметы, сделанные из бумаги, определять ее качества и свойства. Качества бумаги (цвет, гладкость, толщину, впитывающую способность). Свойства бумаги (мнется, рвется, режется, горит).
«Резина, её качества и свойства»
Материал: резиновые предметы: ленты, игрушки, трубки; спички, алгоритм.
Задачи: Учить узнавать вещи, изготовленные из резины, определять ее качества (структура поверхности, толщина) и свойства (плотность, упругость, эластичность).
Планирование работы с родителями: Цель: Донести до родителей важность экспериментирования в жизни детей и роль родителей в этой работе. Обогатить знания родителей по экспериментальной деятельности опытами из личной «копилки». Привлечь к участию в совместной деятельности с педагогом.
Апрель
Консультация «Познаём природу через наблюдения на прогулке с родителями»
Консультация «Организация детского экспериментирования в домашних условиях»
Май
Памятка для родителей: «Экспериментирование с водой»
Консультация «Организация игр с песком и водой»
Июнь
Родительское собрание - круглый стол «Демонстрация занимательных опытов» воспитателем и родителями.
Консультация «Играя, познаем»
Июль
Консультация «Роль семьи в развитии поисково-исследовательской активности ребенка»
Август
Консультация «Эксперименты на кухни»
Выставка поделок из природного материала изготовленных совместно с родителями.
Результат проекта. Для того, чтобы дети смогли овладеть элементарными способами практического взаимодействия с окружающей средой я начала эту работу с младшей группы. К концу проекта результаты детей были следующими: 1) дети могут устанавливать простейшие связи при наблюдении конкретными фактами, явлениями природы; 2) знают некоторые свойства воды, воздуха, песка, пластмассы, льда, бумаги; 3) лучше овладели практическими умениями во время проведения разнообразных опытов;
4) проявляют любознательность, самостоятельность; 5) стали понимать цель наблюдения, пользуются сенсорными и обследовательскими действиями; 6) стали понимать вопросы проблемного характера и проявлять самостоятельность в поиске ответа на них; 7) стали развиваться познавательные и речевые умения; 8) стали бережнее относиться к природе. В процессе экспериментирования у детей формируются не только интеллектуальные впечатления, но и развиваются умения работать в коллективе и самостоятельно, делать элементарные выводы. Родители группы активно приняли участие в обогащение и обновлении предметно - развивающей среды группы. Отметили, что дети стали более любознательнее, наблюдательнее. В группе создан центр экспериментирования с оборудованием для экспериментирования и элементарных опытов. Пополнилась обучающая среда дидактическими играми, иллюстрациями, книгами.
Перспективы на будущее: 1) Продолжить работу по формированию элементарных естественных представлений о воде. 2) Формирование устойчивого интереса к приобретению новых знаний экспериментальным путём. 3) Создание условий для развития инициативы, пытливости, самостоятельности в решении возникающих познавательных задач и проблемных ситуаций. 4) Расширять перспективы развития экспериментальной деятельности детей путём включения их мыслительных, моделирующих и преобразующих действий. 5) Усовершенствовать предметно-развивающую среду группы. 6) Пропагандировать среди родителей метод экспериментирования, как один из эффективных методов познания, мыслительной деятельности. 7) Продолжать приобретать литературу, новые приборы и оборудование для Центра экспериментирования. Таким образом, данная система работы дала положительную динамику в реализации поставленных задач. В заключение мне хочется сказать, что неизведанных тайн, нераскрытых секретов ещё огромное множество. Тайны природы ждут любознательных, настойчивых, упрямых.
Список использованной литературы:
Поддьяков А. И. Комбинаторное экспериментирование дошкольников с многосвязным объектом- «черным ящиком»// Вопросы психологии, 1990. № Поддьяков Н. Н. Творчество и саморазвитие детей дошкольного возраста. Концептуальный аспект. — Волгоград: Перемена, 1995. Рыжова П. Игры с водой и песком// Обруч, 1997. — № 2. Рыжова Н. Опыты с песком и глиной// Обруч, 1998. — № 2. Д ы б и н а О. В Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников /Текст/ О. В. Дыбина, Н. П. Рахманова, В. В. Щетинина. –М. : ТЦ «Сфера», 2005. Иванова А. И. Естественнонаучные наблюдения и эксперименты в детском саду. Растения. /Текст/ : детская энциклопедия/ А. И. Иванова –М. : ТЦ «Сфера», 2004. Рыжова Н. А. Волшебница –вода /Текст/ Н. А. Рыжова. – М. : ЛинкаПресс, 1997. Цыплякова О. Где же пятый океан? /Текст/ О. Цыплякова// Дошкольное воспитание. – 2006. - № 8.