Асель Максутовна Алиаскарова
Изучение и внедрение здоровьесберегающих технологий в пространство дошкольной организации
▼ Скачать + Заказать документы
Одним из главных показателей качества дошкольного образования является созданная в соответствии с требованиями ГОСО здоровьесберегающая предметно– пространственная развивающая среда.
Требования направлены на создание социальной ситуации развития для всех участников образовательного процесса, которая:
гарантирует охрану и укрепление физического и психического здоровья детей;
обеспечивает эмоциональное благополучие детей;
Публикация «Изучение и внедрение здоровьесберегающих технологий в пространство дошкольной организации» размещена в разделах
- Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2019
создаёт условия для развивающего вариативного дошкольного образования;
обеспечивает открытость дошкольного образования;
создает условия для участия родителей и социальных партнёровв образовательной деятельности.
При создании предметной среды мы руководствуемся следующими принципами, определенными в ГОСО дошкольного образования :
полифункциональности: предметная развивающая среда должна открывать перед детьми множество возможностей, обеспечивать все составляющие образовательного процесса и в этом смысле должна быть многофункциональной;
трансформируемости: данный принцип тесно связан с полифункциональностью предметной среды, т. е. предоставляет возможность изменений, позволяющих, по ситуации, вынести на первый план ту или иную функцию пространства (в отличие от монофункционального зонирования, жестко закрепляющего функции за определенным пространством);
вариативности: предметная развивающая среда предполагает периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих исследовательскую, познавательную, игровую, двигательную активность детей;
насыщенности: среда соответствует содержаниюобразовательной программы, разработанной на основе одной из примерных программ, а также возрастным особенностям детей;
доступности: среда обеспечивает свободный доступ детей к играм, игрушкам, материалам, пособиям;
безопасности: среда предполагает соответствие ее элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности. При создании предметной развивающей среды необходимо учитывать гендерную специфику и обеспечивать среду как общим, так и специфичным материалом для девочек и мальчиков.
Создание здоровьесберегающей среды в нашем детском саду основывается на изучении особенностей, возможностей, функций и содержания здоровьесберегающего пространства всем педагогическим коллективом.
В настоящее время образовательное пространство нашего детского сада приводится в соответствие с требованиями ГОСО, санитарными требованиями к условиям пребывания детей в ДОУ и конструируется как здоровьесберегающее, адаптивно – развивающее, обеспечивающее проведение педагогами систематических физкультурно - оздоровительных мероприятий с детьми, родителями и социальными партнёрами.
Образовательная здоровьесберегающая среда нашего детского сада обеспечивает всех участников образовательного процесса необходимыми знаниями о человеке как саморазвивающейся целостной системе, помогает осознать ценность здоровья, сформировать необходимые полезные привычки, мотивирует к занятиям спортом.
В структуру здоровьесберегающего пространства ДОУ входят следующие компоненты:
1. Инфраструктура детского сада:
медицинский кабинет,
спортивный /музыкальный зал,
летняя спортивная площадка,
участки на территории д/сада.
2. Здоровьесберегающая предметно – развивающая среда:
Центры здоровья в группах,
Центры двигательной активности,
Центры экологического образования в старшей и подготовительной группах,
Центр познавательной активности (интеллектуального развития и здоровья,
Центры обучения ПДД,
Центры конструктивной деятельности,
Центр науки,
Центр искусства и музыкально – театральной деятельности.
3. Образовательно – методическая среда:
Образовательная программа ДОУ,
Банк образовательных методик и технологий, применяемых педагогами в ходе здоровьесберегающего образовательного процесса,
Библиотека методической литературы
Система работы с родителями,
Банк интерактивных форм работы с педагогами по здоровьесбережению,
Картотеки оздоровительных технологий и игр.
4. Здоровьесберегающее пространство для родителей :
Информационные стенды в группах,
Наглядно – информационный материал для родителей,
Консультативная работа с родителями в процессе совместных, открытых и досуговых мероприятий,
Консультативная медицинская работа,
Клубные встречи.
В соответствие с приоритетным направлением работы ДОУ, педагогами уделяется большое внимание созданию здоровьесберегающей предметно – развивающей среды в группах в соответствии с реализуемыми рабочими программами и оздоровительными технологиями.
При создании предметно развивающей среды реализуется здоровьесберегающий подход :
Безопасные условия,
Санитарно – гигиенические требования,
Возрастные и индивидуальные особенности,
Государственные требования,
Современный дизайн в интерьере детских помещений и т. д.
Предметно – пространственная среда каждой группы оформлена таким образом, что для детей достаточно места для удовлетворения двигательной активности. В физкультурном зале есть необходимое оборудование для оздоровления, развития основных видов движений, формированию представлений о некоторых видах спорта. Наличие оборудования не только прививает детям привычку к ЗОЖ, но и формирует понятие о культуре здоровья человека, его ценности.
Хотя в нашем детском саду созданы достаточно хорошие условия для развития детей, однако они ещё не полностью удовлетворяют требования ГОСО. Поэтому нам предстоит ещё много работы по оснащению предметно – развивающей здоровьесберегающей среды.