лена кат
Изготовление дидактического материала на развитие пространственного мышления
▼ Скачать + Заказать документы
«Изготовление дидактического материала на развитие пространственного мышления математической направленности с использованием конструктора LEGO у детей дошкольного возраста».
Выполнила педагог Трис Е. О.
Детский сад 83 г. Томск
Цель: ознакомление педагогов с инновационной деятельностью в ДОУ.
Задачи:
• Расширение и уточнение представлений о конструкторе ЛЕГО.
• Вовлечь конструктор Лего в образовательный процесс.
• Формирование практических навыков совместных игр в ЛЕГО.
Темочки:
- Дидактические игры
- Математика. Игры и дидактические пособия по ФЭМП
- Ориентировка в пространстве, пространственные представления. Игры, дидактические пособия
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2022
Lego (от дат. Leg-godt — «играй хорошо», с латинского – «собирать») — серии конструктора, представляющие собой наборы деталей для сборки и моделирования разнообразных предметов. Наборы LEGO выпускает группа компаний LEGO Group, главный офис который находится в Дании. Компания была основана в 1932 году. lego — «собираю», хотя первоначально она выпускала обычные деревянные игрушки. Её основателем стал датчанин Оле Кирк Кристиансен, являвшийся в то время бригадиром команды плотников и столяров. Задача, которая стояла перед работниками компании - создать игрушки, развивающие воображение, изобретательность и творческие способности ребёнка. LEGO – прежде всего – это игра, которая развивает ребёнка. Основой наборов является кирпичик LEGO (он же кубик) — деталь (1х1, 1х2, 2х2, 2х4 и т. д., представляющая собой полый пластмассовый блок, соединяющийся с другими такими же кирпичиками на шипах. В наборы также входит множество других деталей: пластины, фигурки людей и животных, колёса и так далее. Существуют наборы, в которые входят электродвигатели, различного рода датчики и даже микроконтроллеры.
Конструктор Lego – способствует: Развитию и совершенствованию высших психических функций (памяти, внимания, мышления, делается упор на развитие таких мыслительных процессов, как анализ, синтез, классификация, обобщение). Конструктивная деятельность очень тесно связана с развитием речи, в ходе игры с готовыми постройками дети придумывают историю, сюжет игры. Развитию у детей сенсорных представлений, поскольку используются детали разной формы, окрашенные в основные цвета. Развитию математических способностей — ребёнок отбирает, отсчитывает необходимые по размеру, цвету, конфигурации детали. Дает представление о пространстве : в, на, под, спереди, сзади, сверху, снизу. Учит овладевать умением соизмерять ширину, длину, высоту предметов. Активизирует творческие способности ребенка. Развивается фантазия - придумывать, изобретать, создавать, воплощать, преобразовывать. Тренировка пальцев кистей рук, что очень важно для развития мелкой моторики и в дальнейшем поможет подготовить руку ребенка к письму. Сплочению детского коллектива, формированию чувства симпатии друг к другу, т. к. дети учатся совместно решать задачи, распределять роли, объяснять друг другу важность данного конструктивного решения.
«Прежде чем играть – нужно научить! Обучая мы играем!»
Этапы:
1. Беседа о Лего – конструкторе. Цель: выявить знания детей о конструкторе и его возможностях.
2. Знакомство и путешествие по ЛЕГО- стране «Просмотр презентации и видеофильма «Галилео про Лего» (2007г.) в познавательной программе «Галилео»
3. Знакомство с конструктором, его деталями. Исследование элементов: форма, размер, цвет. Сравнение. Показ вариантов скрепления. Д/и «Найди такие же по цвету, …», «Построй высокую …», «Построй высокую и широкую …», «Построй свою постройку…»
4. Конструирование по образцу
5. Конструирование по заданным условиям «Крановщик строит здание банка» Ход игры: после проведение занятия по экономике «Доход и расход», предложить детям построить здания банка где будут храниться и приумножаться денежные накопления.
6. Конструирование на заданную тему (близко к конструированию по собственному замыслу) «Многоэтажный дом» Ход игры: после беседы с просмотром презентации, иллюстраций предложить детям построить многоэтажный дом, где будут не только жилые помещения, но и размещены офисы и магазины.
7. Конструирование на заданную тему с использованием иллюстрации (схемы, карточки) «Спасская башня» Ход игры: просмотр презентации о Кремле, рассматривание иллюстраций.
8. Конструирование по собственному замыслу (свободное творчество)
Пространственное мышление – это один из видов интеллектуальной деятельности, с помощью которого возможно создание трехмерных образов и действия с ними в процессе решения всевозможных задач. Включает в себя рассуждение в терминах изображений и использование их в ходе решения различных задач (как практических, так и творческих). А также усвоение таких пространственных показателей, как симметричность и асимметричность. Особенность – его единицей измерения является образ, который заключает в себе специфические характеристики пространства (размер; форма; взаимоотношение между частями; местоположение, взаимодействие и движение в пространстве).
В своем мастер - классе я буду использовать детали Лего – конструктора большого (Duplo) и маленького (Classic) размера.
Перед каждым занятием с конструктором обязательно проводить пальчиковую гимнастику.
Игровые упражнения и дидактические игры
• «Выложи вторую половину узора» Педагог выкладывает первую половину узора, а дети должны, соблюдая симметрию, выложить вторую половину узора.
• «Упражнения на продолжение ряда» Педагог показывает последовательность элементов, состоящих из деталей конструктора, а ребёнок должен продолжить её.
Первый этап - каждый элемент ряда состоит из одной детали конструктора, для составления закономерностей используются два признака.
Второй этап - каждый элемент ряда состоит из двух деталей конструктора, для составления закономерностей используется один признак.
Третий этап - каждый элемент ряда состоит из двух деталей конструктора, и для образования закономерностей используются два признака.
• "Светофор" Педагог раздаёт детям кирпичики трёх цветов и предлагает посоревноваться - кто больше составит различных светофоров, то есть требуется, чтобы кирпичики желтого, красного и зелёного цвета стояли в различном порядке. После выявления победителя педагог демонстрирует шесть комбинаций светофоров и объясняет систему, по которой надо было их составлять чтобы не пропустить ни одного варианта.
• «Чего не стало или что убрали» Педагог показывает плату с закрепленными на ней деталями разных цветов, ребенок должен запомнить их, после чего плата переворачивается на время и педагог убирает одну из деталей. Перевернув плату детям обратно они должны заметить изменения и сказать деталей какого цвета не стало.
• «Веселый счет» Педагог прикрепляет на плату кубики в ряд, дети их считают и соотносят с нужным числом. Чисел будет много нужно выбрать правильный вариант.
Вот несколько не сложных игр с обычным конструктором Лего, который есть в любой группе или дома у ребенка.