Светлана Кобозева -Салмина
Фотоотчет «Свободная игра ребенка 4 лет»
▼ Скачать + Заказать документы
"Свободная игра, в чем ее преимущество и особенности"
Мир детства целиком состоит из игровой деятельности, невозможно представить ребенка без игры.
Игры бывают разными, для детей любой объект, это мотив побуждающий к действию, но какими бы он не был, у него есть цель, чаще всего это основная форма проявления активности, а уже то во что играет ребенок, будет в последствии воспитательным и образовательным результатом.
Публикация «Фотоотчет „Свободная игра ребенка 4 лет“» размещена в разделах
Так в чем же преимущество и особенность свободной игры : свобода действий ребенка; самопологание и самозначимость ложиться на его плечи, из чего получиться отличный результат; отсутствие стереотипного мышления; количество участников в игре могут варьироваться; в процессе игры происходит активизация словаря; по итогу игры ребенок самостоятельно может рассказать во что он играл и что последовательно делал и для чего, в этом его самость. Ему никто ничего не навязывал и не ставил целей получить конкретный результат. Он основатель, а в процессе игры усвоение материалов разного вида деятельности, в чем огромный плюс от детского опыта.
В любой игре или деятельности, всегда есть тот, кто организует или придумывает начало действия - подает идею, но это если ребенок желает играть в коллективной игре. А бывает такое что в силу своих особенностей, ребенок самостоятельно сидит и играет один, получит ли он результат от своих действий с предметами. Ведь если понаблюдать за игрой данного ребенка, то вовсе и не плохие сюжеты складываются из его мыслей.
Как и в любом виде деятельности в дошкольном возрасте роль взрослого, это позиция партнера. Будь то коллективная или индивидуальная игра, ребенок обращается к взрослому в любой сложной ситуации, у детей рефлексия может проходить спустя определенной время, когда ребенок получил опыт от игры и воспитательный результат, положительные эмоции. А мы взрослые чаще всего наблюдатели, но для нас же важно, чтоб ребенок усвоил знания и умения, он их усвоил если проиграл, но сделал ли он на этом акцент. Для нас это загадка. Для этого наша помощь конечно понадобиться. Но добавиться социально-коммуникативная деятельность: беседа, ситуативный разговор, игровая или проблемная ситуация.
Рассмотрим не большой вариант действий ребенка.
1. Ребенок играл в машины и одновременно его внимание привлекла масса для лепки разноцветная. Следующим его шагом стало изучение массы для пластилина, что с ним можно сделать (развитие произвольного внимания)
2. Понятным делом ребенок увлекся смешиванием цветовой массы, по результату он пояснил всем, что было много цветов он их смешал и получился зеленый цвет. (Как результат ребенок усвоил представление о получении нового цвета при смешивании, оттенки).
3. Различные действия с массой натолкнули на мысль делать отпечатки, в ход пошли машинки, возникла проблема, машины оставляли след но масса забивалась в мелкие проемы и вовсе не доставляла ребенку удовольствия от постоянной очистки деталей от массы. (усвоения правил обращения с игрушками)
4. Обращение к взрослому за предметами напоминающими формочки. Начался отбор нужных предметов из большого количества игрушек. (социализация, группировка предметов по признакам вырабатывает у ребенка умение сравнивать, логически мыслить)
5. Действия с формочками позволили ребенку заполнить всю пластилиновую массу. Затем рассматривание отпечатков позволило закрепить форму предметов их количество, размер. (развитие познавательной деятельности)
6. Вычленение из массы пластилиновых форм-фигурок, стало последующим действием к освоению трудовых действий с орудием труда; продуктивных, т. к нужно было форму сохранить. (результат сенсорного исследования, правила обращения с острыми предметами и умение пользоваться орудием труда)
7. Нахождение и расположение разных и одинаковых форм, способом наложения, сравнения. (результат учит соотносить элементы одного множества с элементами другого)
8. Выкладывание форм от большего к меньшему или наоборот. Счет. Игра "Выложи ряд" и посчитай. (результат расширение математических знаний).
9. Соединение в единое целое, все что было соединили опять в одну массу (результат трудовых умений, убираем за собой и усвоение деления целого на части, соотношение)
По результату ребенок освоил все сам самостоятельно, с наводящими вопросами воспитателя. Игра была не принужденной, свободной и увлекательной. Обязательно нужно заметить значение наполнения РППС предметами и играми, несформированным материалом итд. Педагогу остается использовать метод наблюдения. Усвоив одну главную мысль "Если ребенок взял предмет в руки и совершил действие с этим предметом, то он уже приобрел опыт". Опыт - это как известно, отражение в человеческом сознании законов объективного мира.