Наталья Суханова
Конспект итогового занятия в подготовительной логопедической группе «Книга — источник знаний»
▼ Скачать + Заказать документы
Книга — источник знаний
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение – детский сад № 3 п. г. т. Погар
КОНСПЕКТ
итогового занятия
в подготовительной логопедической группе
«Книга – источник знаний»
Воспитатель
Суханова Н. А.
Цель: обобщить и закрепить полученные в течение учебного года знания о звуке, букве, слоге, слове, предложении.
Задачи:
Публикация «Конспект итогового занятия в подготовительной логопедической группе „Книга — источник знаний“» размещена в разделах
- Книга. Все материалы по теме книг
- Книга. Конспекты занятий на тему книг
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Подготовительная группа
- Темочки
1. Коррекционно-образовательные: закрепить умение различать понятия «звук-буква», «слог-слово», «слово-предложение»; закрепить словарь по теме «Книга – источник знаний»; закрепить умение выполнять звуко-буквенный анализ слова; закрепить умение составлять распространенные предложения;
2. Коррекционно-развивающие: Развивать фонематическое восприятие, развивать мышление, внимание и память, развивать общую моторику.
3. Коррекционно- воспитательные: воспитывать бережное отношение к книгам, воспитывать умения — работать в коллективе и индивидуально, действовать по инструкции педагога, выслушивать вопрос до конца и давать ответ полным предложением, воспитывать чувство доброжелательности, ответственности, сотрудничества.
Оборудование: книги; предметные картинки; листы-заготовки для создания книги; раздаточные картинки; фишки для звукового анализа; каркас для книги.
Ход занятия
1. Организационный момент
Психогимнастика – “Улыбка”
Воспитатель: - Ребята, ключ, который открывает замки в душах людей - это улыбка. Сейчас мы будем дарить друг другу улыбки. Улыбнитесь соседу справа (слева). Улыбнитесь гостям.
Воспитатель: - Ребята, сегодня у нас не совсем обычное занятие, поэтому настроим себя на работу.
Пальчиковое упражнение “Мы спокойны”
“Мы внимательны, спокойны
И ведем себя достойно.
Говорим всегда красиво,
Четко и неторопливо,
Повторяем обязательно,
Все, что учили на занятиях. ”
2. Введение в тему занятия.
Воспитатель: - Ребята, мы много времени провели вместе, многому научились и очень много нового узнали. Скажите, а откуда мы берем знания? (Ответы детей) Верно из книги. Книга – источник знаний.
3. Основная часть занятия.
Игра - «Какие бывают книги?» - подбор слов-антонимов.
Воспитатель: - Ребята, а вы знаете какие бывают книги? (Ответы детей)
Вы должны ответить на вопрос и дать ответ, состоящий из двух противоположных слов.
Книги бывают :
интересные и скучные веселые и грустные
толстые и тонкие большие и маленькие
цветные и черно-белые новые и старые
дешевые и дорогие легкие и тяжелые
детские и взрослые порванные и целые
Игра – «Кто больше назовет?» - обогащение словаря глаголами.
Воспитатель: Что можно делать с книгой? (Ответы детей)
Дети: - Книгу можно : листать, читать, беречь, хранить, изучать, просматривать…
Игра – «Внимательные дети» - закрепление лексико-грамматических категорий.
Воспитатель: Внимательно посмотрите на картинки. Скажите, что вы видите?
В шкафу 1 зеленая книга.
Из шкафа взяли 1 зеленую книгу.
На полке 5 красных книг.
С полки взяли 5 красных книг.
2 синие книги упали под стол.
2 синие книги взяли из-под стола.
Воспитатель: - Ребята, возьмите книги и рассмотрите их. (Дети берут книги и рассматривают).
Воспитатель: - Чтобы листы в книге не перепутались, на листочках пишут номер страницы (показ нумерации страниц в книге). Сложенные листы сшивают, склеивают или скрепляют скрепками.
Как соединены листочки в ваших книгах? (ответы детей)
Воспитатель: - Обложка у книги может быть мягкая или твёрдая (из картона) (показ обложки книг). Если книга толстая, обложки соединяет переплёт (показ переплёта).
Воспитатель: - Ребята, скажите, из чего делают книгу? (Ответы детей) Верно из бумаги, из картона.
Игра «Добавь словечко».
Логопед : - Добавляйте слова в рифму и по смыслу:
Есть у книжицы одёжка,
Называется - …. (обложка) .
Книги есть в саду и дома
Из бумаги и … (картона) .
Наши книги – не просты,
По порядку в них …. (листы,
Чтоб при чтении не сбиться,
Нумерованы…. (страницы) .
Страницы все наперечёт,
Их скрепляет…. (переплёт) .
Игра – «Образуй новое слово»
Листы из бумаги (какие) – бумажные
Переплет из картона (какой) – картонный
Переплет из кожи (какой) – кожаный
Переплет из ткани (какой) – тканевый
Динамическая пауза
1, 2, 3, 4, 5
Все умеем мы считать,
Отдыхать умеем тоже.
Руки за спину положим.
Голову подымем выше
И легко-легко подышим…
Раз, два! – выше голова,
Три, четыре – руки шире.
Пять, шесть – тихо сесть.
Воспитатель: Ребята, скажите, а можно самому сделать книгу? (Ответы детей) Мы сделаем свою книгу, в которой вы оставите свои знания, чтобы те ребята, которые будут учиться после вас, могли ею пользоваться.
Воспитатель: На столе разложены листы бумаги, подойдите и возьмите любой лист. Каждый будет создавать свою собственную страницу в книге!
Но перед этим выполните еще одно задание: - Расскажите ребята, все, что вы знаете о звуках.
Воспитатель: - Назовите неречевые звуки, которые нас окружают
- Назовите речевые звуки, которые мы произносим.
- Назовите первый и последний звук в слове “платок”.
- Сколько звуков в слове “кот”.
- Назовите гласный звук в слове “мак”.
- Назовите все звуки в слове “соль”.
- Сколько звуков “к” в слове “курочка”.
(Ответы детей)
Воспитатель: - А теперь, присаживайтесь за стол и внимательно посмотрите, какая буква изображена на листе. Среди картинок, которые есть на столах, выберите три, которые начинаются с того звука, который у вас изображен с помощью буквы. Расположите картинки на листе бумаги и приклейте их. Посмотрите, в нижней части листа уже есть одна картинка, а под ней место для звуковой дорожки. Выполните звуковой анализ и приклейте звуковую дорожку. А в верхних клеточках не забудьте напечатать, что изображено.
Воспитатель: Какие вы молодцы! Быстро и замечательно справились с заданием.
Игра - «Составь предложение» - закрепление умения составлять распространенные предложения.
Воспитатель: - Ребята, давайте мы составим предложения со словом «книга».
Образец: На столе лежит тяжелая синяя книга в картонном переплете.
(Ответы детей)
4. Подведение итога занятия
Воспитатель: - Ребята, посмотрите, какая у нас получилась книга! Вам понравилось быть мастерами, создателями книг? (Ответы детей)
Что нового, интересного вы сегодня узнали? (ответы детей)
Что бы вам хотелось ещё узнать? (ответы детей)
Кто поможет нам найти новые знания? (ответы детей)
Скажите, а как нужно относиться к книгам? (Ответы детей)
Воспитатель: - Верно. Книгу надо беречь!
А теперь мы улыбнемся,
Дружно за руки возьмемся.
И друг другу на прощание
Мы подарим пожелание –
Знания ищи всегда
Умным станешь ты тогда!
- Ребята, вы здорово потрудились, я думаю, что каждый из вас достоин награды. (Детям дарятся книги). А наше увлекательное занятие завершилось.
Ты представь себе на миг, как бы жили мы без книг? Отмечаем Всемирный день чтения вслух
К сожалению, в современных семьях чтение ребенку вслух не пользуется популярностью. А ведь совместное чтение, особенно на ночь, способствует развитию речи, внимания, памяти, воображения, накоплению жизненного и нравственного опыта. Помочь родителям и детям приобрести эту полезную привычку должны воспитатели ДОО, порекомендовав соответствующие возрасту произведения, предложив план беседы по прочитанному и в целом обратив внимание на данную проблему
Ежегодно начиная с 2012 г. в первую среду марта по инициативе кампании LitWorld проводится Всемирный день чтения вслух, цель которого — показать чтение как способ взаимодействия с окружающим миром и как возможность передачи своих эмоций другому человеку вместе со звучащим словом.
По замыслу организаторов, Всемирный день чтения вслух помогает детям, подросткам и взрослым оценить силу слов и создать то общество читателей, которое дает возможность каждому ребенку стать образованным.
К сожалению, в современных семьях чтение ребенку вслух, в т. ч. на ночь, не пользуется популярностью. Между тем оксфордские ученые провели исследование, результаты которого показали, что ранний отказ от чтения на ночь сказывается на способностях детей и их дальнейшей образованности. Примерно две трети дошкольников 6 лет получают удовольствие от совместного чтения на ночь и в другое время. Уже через год их количество резко падает до 44%. Исследователи полагают, что дело именно в том, что мамы, папы и другие родственники отказываются от такого досуга, считая, что их помощь больше не требуется. Но половина опрошенных детей отметили, что они с удовольствием бы читали больше, если бы родители посидели рядом с ними.
Сами дети в наши дни все реже берут в руки книгу. И именно родители чаще всего являются тому причиной, когда вручают ребенку, например, мобильный телефон, чтобы занять его внимание.
Однако для ребенка важно, чтобы ему читали. Так, чтение перед сном помогает детям уснуть. При этом на подсознательном уровне у них откладывается информация, которая им обязательно пригодится в будущем.
+
Слушая интересный рассказ или сказку, дошкольники представляют себя на месте главных героев, много фантазируют, активно переносят понравившиеся сюжеты в самостоятельную игру.
Регулярное совместное чтение способствует развитию речи ребенка, внимания, памяти, воображения, образного и логического мышления, обогащению словарного запаса, жизненного и нравственного опыта, а также формированию таких качеств, как усидчивость, прилежность, умение размышлять о прочитанном.
Для этого важно узнавать, насколько ребенок понял, о чем говорится в книге, запомнил ключевые моменты, и сопровождать чтение рассматриванием иллюстраций.
Чтение — это своего рода полезная привычка. Нельзя заставлять дошкольника насильно слушать предлагаемую книгу. Важно выбирать удобное для этого время: перед сном, перед едой, на прогулке и др. Читая книги ежедневно, родители смогут сформировать у ребенка эту привычку на всю жизнь.
Не только нехватка времени и нежелание являются причиной того, что родители не читают детям. Среди основных трудностей, которые они испытывают, — выбор подходящей книги, в результате чего часто покупают то, что не соответствует возрасту ребенка.
+
Специалисты рекомендуют использовать для чтения детям дошкольного возраста народные и литературные сказки, несложные произведения фольклора (потешки, песенки, прибаутки, басни, небылицы и др., стихи, рассказы. При этом для каждого возраста предусматривается свой перечень художественной литературы. Так, для чтения детям 5– 6 лет родители могут использовать следующие произведения поэтов и писателей России1:
Помощь родителям в выборе книг для чтения детям дома призваны оказывать педагоги дошкольной образовательной организации. Данная информация может быть представлена на информационном стенде, а также оформлена в виде памяток и буклетов.
Всемирный день чтения вслух — еще один повод напомнить родителям о важности проведения совместного с ребенком досуга за книгой, благодаря которому они, возможно, смогут отложить домашние дела и посвятить ближайшие вечера чтению вслух любимых дошкольниками сказок.
+
Совместное чтение поможет сблизить членов семьи. Дети не будут чувствовать себя одинокими, а у родителей появится возможность узнать круг интересов своего ребенка, поговорить с ним по душам и просто побыть вместе.