ирина
Семинар-практикум для «молодых воспитателей по теме «Использование здоровьесберегающих технологий в условиях ДОО»
▼ Скачать + Заказать документы
Семинар-практикум для «молодых воспитателей»
по теме : «Использование здоровьесберегающих технологий в условиях дошкольной образовательной организации»
Подготовила: воспитатель Копылова И. Л.
- Здравствуйте, уважаемые коллеги! Сегодня у нас с вами семинар-практикум на тему «Использование здоровьесберегающих технологий в условиях дошкольной образовательной организации». (1 слайд)
Публикация «Семинар-практикум для „молодых воспитателей по теме „Использование здоровьесберегающих технологий в условиях ДОО“» размещена в разделах
- Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- Темочки
- Как вы думаете, актуальна ли данная тема на сегодняшний день? Стоит ли говорить о ней?
- Да, вы правы. Эта тема была актуальна и будет актуальной всегда. Итак, как она связана со здоровьем? Здоровье вы знаете, не приобрести ни за какие деньги.
- Дети с каждым годом приходят в детский сад в основном со 2 и 3 группой здоровья, крайне редко с 1 группой здоровья. И нам, педагогам главной своей целью нужно определить – поддержание здоровья детей на том уровне и улучшить здоровье.
Исследования социологов выявили следующие факты:
1. Если лечить заболевание (временное, приобретённое, то здоровье сохранится на 8-10%.
2. Идеальные условия проживания сохраняют и улучшают здоровье на 20-25%
3. 50% здоровья целиком и полностью зависит от образа жизни, его правильном воспитании с детства, стремления беречь и умножать своё здоровье, активно заниматься оздоровительными видами деятельности.
Итак, начнем наш семинар с упражнения
Упражнение “Воздушный шар” (о ценности здоровья для человека).
Нарисуйте воздушный шар, который летит над землей. Дорисуйте человечка в корзине воздушного шара. Это Вы. Вокруг Вас ярко светит солнце, голубое небо. Напишите, какие 9 ценностей важные для Вас настолько, что Вы взяли бы их с собой в путешествие (например, деньги, здоровье, семья, работа, любовь и др.). А теперь представьте, что ваш воздушный шар начал снижаться и грозит скоро упасть. Вам нужно избавиться от балласта, чтобы подняться вверх. Сбросьте балласт, то есть вычеркните 3 (а потом еще 3) слова из списка. Что вы оставили в списке?
Все зачитывают по кругу свои жизненные ценности. Ведущий записывает их на доске. Если слова повторяются, то ведущий ставит плюсы. Затем определяется рейтинг жизненных ценностей по количеству плюсов и по важности для присутствующих. Например, 1 место – здоровье, 2 место - семья и т. д.
Что же такое здоровье?
(2 слайд)
ЗДОРОВЬЕ- это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов.
(Всемирная организация здравоохранения)
- Сегодня, уважаемые педагоги, мы подробнее разберем здоровьесберегающие технологии, которые существуют в дошкольной педагогике. Как вы думаете, что из себя представляют здоровьесберегающие технологии? Несомненно, вы все по-своему правы. У каждого ученого своя трактовка данного понятия. Например, В. А. Деркунская отмечает, что любая пед. технология должна быть здоровьесберегающей.
(3 слайд) Что такое здоровьесбережение – активность людей, направленных на улучшение и сохранение здоровья, а также согласованность и единство всех уровней жизнедеятельности человека.
(4 слайд) Термин "технология" – это сочетание двух греческих слов:
"техно" – мастерство, умение, и
"логос" – способ, методика, мысль.
(5 слайд) Здоровьесберегающие технологии – технологии, направленные на сохранение, поддержание и обогащение здоровья субъектов образовательного процесса в ДОУ: детей, их родителей, педагогов.
(6 слайд) Автор предполагает следующую классификацию технологий :
- медико-профилактические;
- физкультурно-оздоровительные;
- здоровьесберегающие образовательные;
- технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка;
- технологии здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов.
(7слайд) А Сивцева А. М. на данную технологию смотрит несколько иначе. Вот как она раскрывает понятие здоровьесберегающие технологии – это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития. Сивцева А. М. указывает, что выбор здоровьесберегающих технологий зависит от типа дошкольного учреждения, от продолжительности пребывания в нем ребенка, от программы, по которой работают педагоги, от профессиональной компетентности педагога, а также показателей здоровья детей.
(8 слайд) Автор предлагает следующую классификацию здоровьесберегающих технологий :
- технология сохранения и стимулирования здоровья (подвижные игры, спортивные игры, разные виды гимнастик и т. д.)
- технология обучения ЗОЖ (физкультурные занятия, система занятий «уроки здоровья»)
- технология коррекционная (психогимнастика, сказкотерапия, цветотерапия, куклотерапия, музыкотерапия, пескотерапия др.)
В работе с детьми нужно использовать здоровьесберегающие технологии, которые помогают создавать благоприятные условия для формирования основы базовой культуры личности, лучшему усвоению знаний детей и способствуют их гармоничному и всестороннему развитию.
Что же такое здоровьесберегающие технологии? Давайте проверим себя:
Здоровьесберегающие технологии - система., включающая. и. всех факторов. среды, направленных на. ребёнка на всех этапах его обучения и развития.
(9 слайд) Какова цель здоровьесберегающих технологий?
Обеспечить дошкольнику возможность сохранения здоровья
Сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по ЗОЖ
Научить использовать полученные знания в повседневной жизни.
Предлагаем рассмотреть каждую технологию в отдельности по Сивцевой А. М.
(10слайд) Технологии сохранения и стимулирования здоровья :
*Динамические паузы, физкультминутки;
*Самомассаж и точечный массаж;
*Дыхательная гимнастика;
*Мимическая гимнастика;
*Пальчиковая гимнастика;
*Артикуляционная гимнастика;
*Гимнастика для глаз;
*Оздоровительные игры;
* Утренняя и бодрящая гимнастика;
*Релаксация
* Элементы закаливания.
Все составные здоровьесберегающего аспекта органично включены в режим дня.
(11 слайд) Ежедневно проводить пальчиковую гимнастику с использованием различных предметов : шишек, орехов, ребристых палочек, счётов, платочков, су-джок и т. д. (провести упражнения с предметами)
Интенсивное воздействие на кончики пальцев стимулирует прилив крови к рукам, развивает мелкую моторику, речь. Повышает функциональную деятельность головного мозга, тонизирует весь организм.
(12 слайд) Среди основных видов гимнастик, направленных на сохранение и укрепление здоровья детей, особого внимания заслуживает дыхательная гимнастика.
Дыхание — один из важнейших физиологических процессов. От дыхания во многом зависят здоровье человека, его физическая и умственная деятельность, работоспособность и выносливость.
Согласно статистическим данным, уровень распространенности заболеваний органов дыхания у детей очень высок. Дыхательная система малышей несовершенна. Жизненная емкость легких мала, а потребность в кислороде велика. С детьми дыхательную гимнастику необходимо проводить каждый день в хорошо проветренном помещении, в любое удобное время дня, исключая 20—30 минут до еды и сна и 1 час после приема пищи. Гимнастикой можно заниматься с раннего возраста как индивидуально, так и с группой детей. Перед гимнастикой необходимо очистить нос. Продолжительность занятия — от 10 до 20 минут. Это зависит от возраста детей, их индивидуальных возможностей и самочувствия.
(13 слайд) Целью артикуляционной гимнастики является выработка правильных, полноценных движений артикуляционных органов, необходимых для правильного произношения звуков, и объединение простых движений в сложные – артикуляционные уклады различных фонем.
Артикуляционную гимнастику целесообразно проводить с детьми начиная с трехлетнего возраста. Желательно отводить на артикуляционные упражнения от 3-5 минут ежедневно в младшем дошкольном возрасте до 10-12 минут ежедневно для детей старшего дошкольного возраста. Каждый комплекс должен включать от четырех до восьми упражнений (соответственно возрасту детей, но не должен превышать рекомендованной продолжительности.
(14 слайд) Одной из форм работы по профилактике и коррекции зрительного аппарата выступает зрительная гимнастика.
Гимнастика для глаз - это один из приемов оздоровления детей, она относится к здоровьесберегающим технологиям, наряду с дыхательной гимнастикой, самомассажем, динамическими паузами.
Цель гимнастики для глаз: профилактика нарушений зрения дошкольников.
Задачи:
- предупреждение утомления;
- укрепление глазных мышц нарушений зрения, переутомления;
- снятие напряжения;
- общее оздоровление зрительного аппарата.
Гимнастика для глаз благотворно влияет на работоспособность зрительного анализатора и всего организма.
Условия : Для проведения не требует специальных условий. Любая гимнастика для глаз проводится стоя.
Время: Выполняются 2-4 мин.
Правило: При выполнении упражнений голова неподвижна (если не указано иначе).
Детям с патологией зрения противопоказаны упражнения, связанные с длительным и резким наклоном головы.
Прием проведения – наглядный показ действий педагога.
Если гимнастика для глаз используется педагогом в системе здоровьесбережения ежедневно, то рекомендуется на неделю планировать для разучивания и выполнения 1 комплекс в стихотворной форме, совмещая его 1 или 2 раза с комплексами другого вида.
По названию гимнастики для глаз легко подобрать ее по теме НОД.
При планировании рекомендуется учитывать принцип усложнения, отработав вначале простые движения глазами: вправо-влево, вверх-вниз, круговые движения, зажмуривания, моргание, выпячивание глаз, а затем используя их по поду более сложного стихотворного текста в различных сочетаниях. Стихотворный текст также нужно использовать вначале небольшой (до 4 строк, а затем переходить к более сложным и длинным.
Гимнастика пробуждения проводится регулярно, после дневного сна в сочетании с самомассажем, ходьбой по дорожкам здоровья и пуговичным коврикам.
(15 слайд) Мимическая гимнастика
Мимика – это движение лица, которое выражает внутреннее эмоциональное состояние человека. Она наделена свойством, отражать психическое состояние человека, выражение лица во многом определяется динамикой и статикой мимических мышц.
Мимика тесно связана с артикуляцией и, стимулируя ребенка изображать на лице различные эмоции, мы способствуем развитию у него не только мимической, но и артикуляционной моторики, в частности развиваем подвижность мышц губ и щек.
Именно поэтому для маленьких детей большое значение приобретает эмоциональная разгрузка. Лучшим средством эмоционального тренинга в таких ситуациях является мимическая гимнастика, которая помогает ребенку:
- познать сущность эмоциональных состояний как собственных, так и окружающих людей;
- развить произвольность собственного поведения через осознанное и адекватное проявление эмоций;
- усилить глубину и устойчивость чувств;
- разгрузиться от излишних переживаний, проявив свое эмоциональное состояние.
(16 слайд) Элементы закаливания в режиме дня:
- мытьё рук до локтя прохладной водой;
- полоскание горла водой комнатной температуры.
(17 слайд) Технологии обучения здоровому образу жизни :
*Физкультурные занятия;
*Физкультурные досуги;
*Активный отдых;
*Самомассаж и точечный массаж;
*Спортивные праздники.
*Проблемно-игровые игротренинги;
(18 слайд) * Коммуникативные игры
Для сохранения и укрепления здоровья дошкольников необходимым условием является физическое воспитание. Его основная задача – улучшение состояния здоровья и физического развития; формирование двигательных навыков; повышение работоспособности; расширение функциональных возможностей развивающегося организма.
Специально организованное обучение – это НОД познавательного характера. Они включаются в раздел «Познавательно - исследовательская деятельность», где идёт формирование представлений детей о человеке, его организме и здоровье, зависимости здоровья человека от образа жизни, о безопасном поведении в быту и природе.
Педагоги знакомят детей с элементарными знаниями о внешнем строении человека, внутренних органах, с основами оказания первой помощи. При знакомстве с организмом человека, подводят детей к пониманию того, что люди должны заботиться о своем теле.
С детьми проводятся беседы на темы: «Если хочешь быть здоров», «Наши верные друзья», «Чистота – залог здоровья» и другие.
В течение дня с детьми использую различные виды игр : подвижные, сюжетно-ролевые, дидактические, а также игры с элементами игрового массажа, решение проблемно - практических ситуаций.
Активный отдых - это подвижные игры, спортивные, хороводные игры с правилами. Важный результат игры – радость и эмоциональный подъём. Благодаря этому свойству подвижные игры больше, чем другие средства физической культуры, отвечают задачам активного отдыха и формирования здорового образа жизни.
Организация прогулок в любое время года и любую погоду. В содержание прогулки включаются подвижные игры и эстафеты, спортивные упражнения (катание на санках, самокатах, занятия общей физической подготовкой).
(19 слайд) Коррекционные технологии
(20 слайд) Арт-терапевтические технологии, как средство сохранения и обогащения здоровья.
(21 слайд) Музыкотерапия (музыкальное сопровождение режимных моментов и занятий);
Совместно с музыкальным руководителем необходимо включать в НОД, совместную музыкальную деятельность, индивидуальную работу: пальчиковые игры, массажи, самомассажи, упражнения на релаксацию, мимическая гимнастика, дыхательные упражнения (методические рекомендации Лазарева М. Л. игры, упражнения при заболеваниях верхних дыхательных путей и утомляемости, сон под музыкальное сопровождение).
Свето и цветотерапия (обеспечение светового режима; цветовое и световое сопровождение среды и учебного процесса);
Звукотерапия (лечение звуками природы); Слушание музыки «Звуки природы»
Фитотерапия (подбор комнатных растений). Использование для снятия напряжения специальных чайных сборов, которые продаются в аптеках или специальных чайных магазинах. Они способствуют и тонизированию и расслаблению, смотря для чего их использовать.
(22 слайд) Сказкотерапия используется в индивидуальной работе с детьми учителем-логопедом и педагогом-психологом. Основной задачей сказкотерапии является повышение самооценки детей, снижение уровня тревожности, что способствует речевой активности детей. (В работе можно использовать программу занятий по методу сказкотерапии О. Ф. Васькова, А. А. Политыкина и наглядный материал.)
Какие выбрать сказки для сказкотерапии?
Сказки подбираются, учитывая возраст и цели человека. Для детей нужно выбирать сказки, которые не избавлены от смыслового фона, например:
- Бытовые сказки («Каша из топора», «Барин и собака», «Курочка Ряба», «Колобок».
- Волшебные сказки («Кот с сапогах», «Дочь и падчерица», «Морозко», «Хрустальная гора».
- Поучительные сказки («Золотая рыбка», «Лиса и Журавель», «Федины игрушки», «Чертов хвост»).
- Героичные сказки («Сивка –Бурка», «Илья – Муромец», «Добрыня и Змей», «Вавила и скоморохи»)
Алгоритм сказкотерапии:
Родители должны придерживаться такого алгоритма, рассказывая ребенку поучительную сказку:
1. Определить проблему ребенка, причину, по которой он плохо себя ведет.
2. Выбрать сказку с главным героем, который похож на вашего ребенка: внешностью, характером, местом проживания. При этом, отрицательный герой не должен прямо ассоциироваться с ребенком, а только косвенно.
3. Рассказать историю, в которой этот герой совершает нехороший поступок (или чего-то боится).
4. Описать реакцию на это окружения героя, их обиду (или отсутствие причины страха).
5. Повернуть сюжет сказки так, чтобы герой понял, что вел себя не правильно и обидел этим других (понял, что его страхи были беспочвенны).
6. Придумать положительный финал.
7. Обсудить с ребенком сказку, пусть прокомментирует действия героя и то, как надо все исправить.
Рассказывая сказку в воспитательных целях, можно использовать такие примеры :
• Как нужно помогать старшим;
• Вежливые слова;
• Правила поведения;
• Как добро всегда побеждает зло, а злые герои получают по заслугам.
Алгоритм воспитательной сказки похож на поучительную, только в ней нужно смелее связывать главного положительного героя с ребенком, акцентировать внимание на то, какой он молодец, что правильно поступает, а все вокруг довольны им.
Ароматерапия - лечение с помощью эфирных масел растений. Ее истоки лежат в глубокой древности. Известно, обоняние связано с лимбической системой головного мозга, которая дает возможность испытывать различные эмоции.
Библиотерапия - использование чтения книг с лечебной целью. Можно просто читать литературу или перечитывать любимые книги.
Фототерапия – использование фотографии или слайдов для решения психологических проблем, а также для развития и гармонизации личности. Основное содержание фототерапии — создание или восприятие фотографических образов. Я хочу представить вашему вниманию – мотиваторы.
Мотиваторы – это изображения или картинки в синих рамочках с разными подписями внизу. Главное их отличие от других картинок - что подписи под ними всегда позитивные и содержат глубокий смысл, который многих людей провоцирует задуматься над своей жизнью и приобрести уверенность в себе для её улучшения. Каждому педагогу совершенно необходимо и вполне реально построить свою индивидуальную программу профессионального самосохранения. Результатом и показателем ее эффективности будет физическое и профессиональное творческое долголетие.
(23 слайд) Система здоровьесбережения в ДОУ
• комплекс закаливающих мероприятий (воздушное закаливание, хождение по “дорожкам здоровья”, профилактика плоскостопия; хождение босиком, “топтание” в тазах, полоскание горла и рта, максимальное пребывание детей на свежем воздухе, бодрящая гимнастика);
• физкультурные занятия всех типов;
• оптимизация двигательного режима: традиционная двигательная деятельность детей (утренняя гимнастика, физкультурные занятия, проведение подвижных игр, прогулки) и инновационные технологии оздоровления и профилактики (ритмопластика, логоритмика, сухой бассейн, массажёры, тактильные дорожки);
• организация рационального питания;
• медико-профилактическая работа с детьми и родителями;
• соблюдение требований СанПиНа к организации педагогического процесса;
• комплекс мероприятий по сохранению физического и психологического здоровья педагогов.
(24 слайд)
10 Золотых правил здоровьесбережения :
Соблюдайте режим дня!
Обращайте больше внимания на питание!
Больше двигайтесь!
Спите в прохладной комнате!
Не гасите в себе гнев, дайте вырваться ему наружу!
Постоянно занимайтесь интеллектуальной
деятельностью!
Гоните прочь уныние и хандру!
Адекватно реагируйте на все проявления своего
организма!
Старайтесь получать как можно больше
положительных эмоций!
Желайте себе и окружающим только добра!