Наталья Лукьянова
Роль театрализованной деятельности в развитии речи детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Работая с детьми старшей группы, у меня возникла проблема с тем, что у них недостаточно развита речь, они с трудом рассказывают о событиях своей жизни, не могут пересказать литературные произведения, плохо запоминают стихи.
Почему театральная деятельность может помочь повышению уровня речи детей?
Чаще всего, говоря о театрализованной деятельности, имеются в виду наиболее ее яркие продукты - инсценировки, спектакли, концерты, которые могут вноситься в содержание праздников и развлечений.
В нашей группе оформлен театрализованный уголок «Волшебный мир театра», обеспечивающая совместную театрализованную деятельность детей и педагога, функционируют центры: «Уголок изодеятельности», «Уголок речевого развития», «Игровой уголок». Театрализованная деятельность в группе организационно пронизывала все режимные моменты.
Для ребенка игра – это основной и естественный способ общения.
По сути — театр и есть игра, но игра с речью, которой можно руководить, подчинить ее образовательному и воспитательному процессам, посредством ее решать разнообразные проблемы малышей, в том числе и речевые.
Исполняя роль, ребенок находится в центре внимания сверстников, его не перебивают, дают возможность самореализоваться – отсюда появляется уверенность в себе, повышается самооценка. Он занимается тем, что ему интересно (играет, а отсюда поставленные задачи решаются быстро и эффективно.
Начинала работу с использования “пальчикового театра”. Здесь никаких лишних движений – только речь. Это открывает широкий спектр возможностей для работы с артикуляцией, звуками, дыханием. А главное, дети продолжают играть самостоятельно, используя слова и звуки, предложенные воспитателем в сценарии. На каждом занятии я использую разные виды театра.
При прохождении темы “Животные” эффективно применяю “театр масок”. Надевая изготовленную своими руками маску, дети обыгрывали их в спектаклях и самостоятельной деятельности. Речь ребенка дополнялась движениями тела, причем сложными: персонаж прыгает, злится, мурлычет, трется о ногу, изгибает спину.
Дети часто в свободное время играли с деревянными игрушками, их у нас имелось в достаточном количестве, герои сказок «Три поросенка», «Волк и семеро козлят», «»Теремок». К ним были изготовлены атрибуты – деревья, домики.
Так же в течении года велась работа с родителями. Среди родителей было проведено анкетирование «Театр и дети». Тем самым мы проверили возможности и знания родителей о мире тетра. Привлекали их к организации и созданию предметно-развивающей среды «Волшебный мир театра».
Родителями были сделаны маски и костюмы для участия в театральной сказке, которая проводилась в детском саду на осеннем утреннике. Дети совместно с воспитателем изготовили афишу о предстоящем спектакле. Маленькими артистами была показана сказка В. Сутеева «Под грибом». Каждый ребенок показал свое мастерство и умение. И артисты, и зрители получили положительные эмоции от просмотренного спектакля.
Таким образом, можно сделать вывод, что влияние театрализованной деятельности на развитие речи детей неоспоримо. Увлеченный привлекательным замыслом театральной постановки ребенок учится многому, учится тому, как навыки, полученные в театральной игре можно использовать в повседневной жизни. Театр понятен, доступен, интересен каждому малышу.
С его помощью, без лишнего напряжения, ребенок намного быстрее раскрывается и совершенствует свою речь.