Елена Палютина
Использование технологии «Говорящие стены»
▼ Скачать + Заказать документы
«Послушайте – и Вы забудете, посмотрите — и Вы запомните, сделайте — и Вы поймете».
Конфуций
Созданию развивающей предметно-пространственной среды в современном детском саду уделяется большое внимание. И она должна соответствовать современным условиям. Педагоги дошкольных организаций стремятся использовать инновационные подходы и принципы построения предметно-игрового пространства, так как группа, в которой дети проводят большую часть дня, является для них вторым домом.
Публикация «Использование технологии „Говорящие стены“» размещена в разделах
Современный этап развития дошкольного образования характеризуется быстрым темпом внедрения различных технологий в практику детских садов. ФГОС требует изменений во взаимодействии взрослых и детей. В связи с этим встала задача пересмотра приоритета профессиональной деятельности. Главное — не просто передать знания, а развить познавательный интерес у детей и осуществить преемственность дошкольного и начального школьного обучения через современные педагогические технологии. Поэтому я сегодня хочу остановиться на одной из технологии «Говорящая стена». Это та форма работы, которая затрагивает развивающее содержание сразу нескольких образовательных областей.
Основная идея технологии «Говорящая стена» — трансформация среды пребывания детей в обучающую среду.
Технология «говорящая стена» включает в себя развивающую, интерактивную, сенсорную стены в предметно-развивающей среде группы.
«Говорящая стена» – инструмент, который позволяет необычным образом изменить развивающую предметно-пространственную среду ДОУ, в своеобразный живой экран.
Какие цели и задачи решает технология «Говорящая стена»
Цель:
Создание условия для полноценного развития дошкольников по всем образовательным областям ФГОС.
Задачи:
создать условия для проявления познавательной активности детей.
Развивать самостоятельность, инициативу при выборе содержания деятельности, наглядных средств.
Развивать коммуникативные навыки
Тренировать у детей внимание, память.
Суть технологии «говорящая стена» в условиях дошкольной образовательной организации заключается в том, что ребенок имеет возможность планировать свою самостоятельную деятельность, используя предложенный иллюстративный, дидактический материал. Для этого на стене изображается сюжет, крепятся кармашки, ковровое полотно, магнитные полки, ленточки, тематические картинки.
Главная составляющая – магнитная доска с различными элементами: лесками, прищепками, наборным полотном и тканью с лентой-липучкой, геодоской, втулками и вкладышами и так далее.
Вместо магнитной доски элементом развивающей стены может стать обычная стена с нарисованным сюжетом и небольшими металлическими пластинами. На них легко крепятся фигурки на магнитах.
В специальных кармашках на развивающей стене размещается разнообразный материал: маркеры, цветная изолента, фишки, магниты и так далее.
Для изготовления игр и пособий можно использовать плёнки для ламинирования и магнитную плёнку. Большинство игр на магнитах производственного изготовления: буквы, цифры, мозаика.
Обязательное приложение к играм образцы, схемы, карты-алгоритмы.
Требования и правила при организации образовательной деятельности с учетом технологии «говорящая стена» :
— создание «говорящей стены» должно проходить при сотрудничестве педагогов, родителей и детей;
— содержания экспозиции «говорящая стена» должно систематически обновляться;
-«говорящая стена» должна быть мобильна (в целом, и в своих элементах, как и все образовательное пространство в целом;
— к размещенному на «говорящей стене» материалу предъявляются определенные санитарные, эстетические требования, а также требования федерального государственного стандарта дошкольного образования;
— изображения на стенах должны быть понятны детям и не вызывать отрицательных эмоций;
— используемые материалы должны быть качественными, прочными, безопасными и поддаваться чистке;
— при выборе цветов необходимо избегать резких контрастных оттенков, (например, большого количества красного, черного). Лучше всего использовать те цвета, которые способствуют спокойствию и безопасности;
— оформление стен в группе должно быть приближенным к домашним (не офисный стиль);
— каждый элемент должен работать, а не просто присутствовать (четко понимать);
— учитывать освещение (достаточное для изучения «говорящей стены»);
— качество иллюстраций (и «детский» уровень исполнения, и «профессиональный»)
Какие игры можно проводить на «говорящей стене»?
I. Игры для развития изобразительных способностей:
Дорисуй лучики солнышку», «Нарисуй дорожку», «Дорисуй человека»
II. Игры по ФЭМП:
«Подбери по размеру», «Выложи столько же, сколько…»,
«Расставь от низкого до самого высокого и наоборот», «Найди соседа», «Посчитай и подбери гараж для машины», «Выложи в соответствии с цифрами», «Больше или меньше», «Посчитай и запиши»
III. Речевые игры и игры с элементами обучения грамоте:
«Кто как кричит», «Скажи словечко», «Выложи правильно и расскажи», «Кто где?», «Составь слово», «Какой первый звук в слове», «Найди пропущенный слог», «Сложи букву» и так далее.
IV. Логические игры:
«Что сначала, а что потом…», «Что лишнее», «Соотнеси геометрическую фигуру с предметом», «Лабиринт».
В каждой группе она индивидуальна.
В младших группах, в силу возрастных особенностей воспитанников, задания даются на каждый день.
В старших группах они могут быть рассчитаны на неделю или на месяц.
Как же у нас реализуется технология «Говорящая стена»?
Работа с «Говорящей стеной» начинается с нового для детей материала. На НОД знакомим дошкольников с темой, размещаем наглядный материал, пособия. Работа проводится фронтально. Применяя наглядные, словесные, проблемно-поисковые методы, изучаем материал. Далее, в свободном доступе остаются карточки, наглядный материал по теме. Дети в самостоятельной деятельности имеют возможность действовать с материалом, играть, исследовать. Используем игровые приёмы, когда герой просит помощи в создавшейся ситуации. Дети ищут решение самостоятельно или с помощью педагога.
При работе со стеной педагог может делить детей по группам. Например, детям этой группы необходимо закрепить навыки счёта до 10. Для детей предлагаются задания по теме. Дети могут самостоятельно их выполнять.
Работа со стеной может проводиться индивидуально. Например, ребёнок не усвоил названия дней недели. Ему предлагается в игровой форме соотнести дни недели по порядку.
«Утренний круг» — это начало дня, когда дети собираются вместе. Чтобы порадоваться предстоящему дню, поделиться впечатлениями, узнать новости или предположить, что интересного будет сегодня, обсудить совместные планы, проблемы, договориться о правилах. Именно на «утреннем круге» мы узнаём настроение детей. И стараемся как-то их настроить на хороший день.
На уровне глаз детей размещается разнообразная информация об их исследованиях и продуктах творчества, этапах работы над проектом. Информация представлена в доступной для детей форме, фотографии, выставки рисунков, поделок, схемы и карты, созданные вместе с педагогом.
Вокруг доски на стене можно закрепить прищепки, что увеличит развивающее пространство группы. На прищепки воспитатели подвешивают картинки и схемы к занятиям, работы воспитанников, фотографии игр и экспериментов, детских достижений. Такой способ организации пространства стены позволяет педагогу разместить больше информации, что повышает развивающий потенциал игр и занятий.
Главное преимущество «Говорящей стены» в том, что дети могут самостоятельно в свободное время пользоваться материалами. В свободном доступе для детей пособия, раздаточные материалы, иллюстрации, картинки на разные темы.
«Говорящая стена» позволяет учитывать индивидуальные особенности развития ребёнка, интересы. Самостоятельная деятельность детей не должна регламентироваться педагогом. Педагог не должен руководить ребенком, а уважать его интересы, индивидуальные особенности развития.
Наблюдать, а не вмешиваться. Не навязывать темп выполнения, не предлагать способов решения, не оценивать шаги к его выполнению, не подталкивать к правильному решению, не предлагать его в случае затруднения. Только тогда, интеллектуальная «говорящая» стена выполнит функцию путеводителя по образовательным маршрутам, которые ребенок выбирает самостоятельно.
Своё выступление хотела бы завершить словами одного из классиков отечественной педагогики Антона Семеновича Макаренко: «воспитывает всё : люди, вещи, явления…».
А в дошкольных образовательных организациях могут воспитывать и стены.
Спасибо за внимание!