Евгения Рупец
Использование технологии цветотерапии в логопедической работе с детьми дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
«Использование технологии цветотерапии в логопедической работе с детьми дошкольного возраста»
В последние годы в детских садах возросло количество детей с тяжёлыми нарушениями речи и другими ограниченными возможностями здоровья. У многих из них встречаются трудности всех видов восприятия и внимания, проблемы с речью.
Публикация «Использование технологии цветотерапии в логопедической работе с детьми дошкольного возраста» размещена в разделах
На сегодняшний день педагоги, работающие с детьми с ограниченными возможностями здоровья, находятся в постоянном поиске эффективных, современных образовательных технологий, которые адаптированы в применении с такими детьми.
На мой взгляд, в работе с такими детьми нужно уделять больше внимания методам, влияющим на развитие психосоциальной сферы, поэтому особое место в работе с детьми с ОВЗ отвожу здоровьесберегающим технологиям : пальчиковая гимнастика, дыхательная гимнастика, динамические паузы, песочная терапия, но особое предпочтение отдаем цветотерапии.
Используя методику цветотерапии в коррекционной работе, можно решить следующую задачу:
Автоматизация и дифференциация исправленных звуков с помощью предметов различных цветов.
Использование цвета в период автоматизации поставленного звука может превратить скучную работу в интересную, живую и творческую. Дети берут в руки предметы и игрушки определенного цвета, выполняют с ними разнообразные действия, моделируют ситуации. Все действия обговариваются. Нужный звук, таким образом, повторяется многократно, а дети получают удовольствие от процесса работы с цветом.
Очень хорошо использование цвета и для дифференциации звуков. Например, желтый цвет. Можно предложить детям найти среди желтых предметов сначала те, что содержат в своем названии звук «ж» (желтая жаба, желтый жук, желтая одежда, желтый жираф и т. д., а потом те, в которых встречается звук «з» (желтая змея, желтый зонтик, желтый зайчик, желтая звезда и т. д.).
Виды коррекционно-развивающей работы :
1. Согласование существительных с прилагательными в роде и числе:
Синий платочек,
Синяя страна.
Синий василек.
Синее небо.
Синие сливы.
2. Изменение прилагательных вместе с существительными по падежам:
(Есть) синий василёк.
(Нет) синего василька.
(Подошёл) к синему васильку.
(Вижу) синий василек.
(Любуюсь) синим васильком.
(Думаю) о синем васильке.
3. Практическое усвоение предлогов :
Розовая бабочка вылетела из розовой комнаты,
Розовая бабочка прилетела на розовую полянку,
Розовая бабочка подлетела к розовой гвоздике,
4. Согласование количественных числительных с прилагательными и
существительными разных родов:
Одна розовая палочка.
Две розовой палочки.
Пять розовых палочек.
5. Составление предложений по демонстрации действий:
Я положил на желтую салфетку желтого жука.
Я рисую желтым карандашом желтого жирафа.
Желтая жаба скачет по желтой дорожке.
6. Подбор родственных слов.
Зеленый, зеленка, зелень, зеленеют, позеленел, зеленоглазый, зелено, Зеленушка.
7. Объединение предметов по смыслу
Красное платье — красные пуговицы. Красные пуговицы можно пришить на красное платье.
Белая чашка — белое молоко. Белое молоко можно налить в белую чашку.
Зеленый кузнечик — зеленая трава. Зеленый кузнечик живет в зеленой траве.
8. Составление описательных рассказов
Это белая бабочка. Она прозрачная и легкая. У нее четыре белых крылышка. И так далее.
9. Сочинение сказок. (вашему вниманию будет предложен фильм, где вы увидите сочинение сказок).
Использование цвета для коррекции звукопроизношения
• Автоматизация звука «р» : красный, розовый, бордовый, серый, черный, оранжевый.
• Автоматизация звука «рь» : сиреневый, коричневый, серебряный.
• Автоматизация звуков «с» и «сь» : красный, синий, серый, серебряный.
• Автоматизация звуков «з» и «зь» : золотой, розовый, зеленый.
• Автоматизация звука «ж» : желтый, оранжевый.
• Автоматизация звука «л» : белый, золотой, голубой, желтый.
• Автоматизация звука «ль» : зеленый, фиолетовый.
• Автоматизация звука «ч» : черный, коричневый.
В работе c детьми элементы цветотерапии применяю, как на индивидуальных занятиях, так и на подгрупповых и групповых.
Используя технологию цветотерапии при развитии фонематических процессов, заметно улучшается качество логопедической работы.
На этом этапе использую такие игры как :
«Цветные дорожки».
цель: развитие мелкой моторики рук, закрепление цветов, автоматизация звуков.
«Украшаем шапочки».
цель: автоматизации у детей звуков в словах и в предложении.
«Узор из звуков».
цель: упражнять в звуко-буквенном анализе слова, повторяют основные цвета, а также развивают зрительное восприятие, произвольное внимание и логическое мышление.
«Необычные цветы»
цель: развитие мелкой моторики рук, закрепление цветов, автоматизация звуков.
Вывод:
Таким образом, опыт работы показал, что использование нетрадиционных форм работы в логопедической практике с детьми с ограниченными возможностями здоровья дает хорошие результаты: дети чувствуют себя более уверенными и успешными, у них значительно возрастает интерес к познавательной деятельности, преподносимый педагогом материал становится интересным, ребята с удовольствием принимают участие в играх, становятся менее возбудимыми и напряженными, а значит, образовательная деятельность проходит более эффективно.