Наталья Тузова
Использование техники оригами в работе с тревожными детьми
▼ Скачать + Заказать документы
Детский сад посещают дети с различными психологическими особенностями. Одни с самого начала требуют постоянного внимания со стороны взрослых. Но есть и такие дети, которые не сразу привлекают внимание воспитателя, да и родители не считают особенности таких детей значимой проблемой. Речь идёт о так называемых тревожных детях.
Оригами — способ индивидуального самовыражения. Тревожные дети чрезвычайно чувствительны к плодам собственной деятельности, болезненно боятся и избегают неуспеха. Такой вид деятельности, как оригами, подходит для работы с тревожными детьми тем, что лист бумаги практически невозможно испортить. Индивидуальная работа с бумажными фигурками позволяет развить у детей позитивную самооценку, получить навык самовыражения, лучше узнать себя, поверить в свои возможности, развить творческие способности.
Публикация «Использование техники оригами в работе с тревожными детьми» размещена в разделах
Занимаясь оригами, ребенок становится участником захватывающего действия - превращения бумажного квадрата в оригинальную фигурку – цветок, коробочку, бабочку, и т. д. Этот процесс напоминает фокус, маленькое представление, что всегда вызывает радостное удивление. Исчезает чувство изолированности, налаживается общение, в том числе и психолога с ребенком, что является особенно важным. Бывают случаи, когда дети, в состоянии страха, тревоги отказываются идти на контакт. Тогда «волшебной палочкой» в руках педагога служит оригами.
Таким образом, необходимость оказания психокоррекционой помощи и поддержки таким детям является одной из самых важных задач, которые мне приходится решать в нашем детском саду. Для ее решения и созданы коррекционно-развивающие занятия, рассчитанные на детей старшего дошкольного возраста.
Цель: психологическая помощь и поддержка тревожных детей.
Задачи:
• повышение самооценки.
• снятие мышечного напряжения.
• повышение уверенности в себе, в своих силах.
• развитие навыков коллективной работы
Предполагаемый результат: снижение уровня тревожности у детей.
Продолжительность: Занятия проводятся два раза в неделю в форме мини-тренингов продолжительностью до 30 минут. С учётом выявленных индивидуальных особенностей детей каждой конкретной группы продолжительность, структура, объем, и содержание занятий могут и должны изменяться в соответствии с возможностями и способностями детей, гибко приспосабливаясь к конкретной ситуации.
Адресат: дети 5-7 лет показавшие высокий уровень тревожности.
Методы работы : использование методики оригами, арт-терапия; элементы сказкотерапии;; упражнения на релаксацию и дыхание
«Изюминкой» занятий можно считать сочетание арт-терапевтических методик и технику оригами.
Программный материал распределяется на занятиях таким образом, что обеспечивается последовательное усложнение его от занятия к занятию, осуществляется связь последующего материала, с предыдущем.
Практическая значимость: психокоррекционные занятия обеспечивают комплексный подход к коррекции тревожности и позволяет сделать психокоррекционный процесс более полным, развернутым и эффективным.
Наше обычное занятие выглядит так:
1. Основная часть /Ритуал приветствия, Разминка/
2. Основная часть / игры на развитие коммуникативных навыков и оригами/
4. Заключительная часть /Упражнения на снятие мышечного напряжения и ритуал прощания/
Причин успеха занятий оригами в атр-терапии много :
- во-первых – это сама бумага с ее привычным, неагрессивным статусом. С бумагой можно делать все, что угодно: смять, разорвать, рисовать на ней, а в оригами бумага выступает в новой необычной роли - из нее можно сложить множество интересных моделей. Появляется мотивация, желание научиться этому;
- освоить технику оригами очень легко, в любом возрасте, как детям, так и взрослым;
- результат достигается быстро;
- имеет место прогнозируемый позитивный результат – если складывать фигурку аккуратно и точно, она обязательно получится красивой;
-есть возможность руководить процессом», то есть вносить изменения в фигурку по своему желанию, изобрести много собственных моделей;
- устраняется барьер между взрослым и ребенком, возникает атмосфера доверия;
- на занятиях оригами осуществляется невербальный контакт в общении, что в отдельных случаях бывает единственно возможным;
- оригами объединяет в себе приемы и формы работы некоторых других арт-терапевтических направлений: сказкотерапию (сказки оригами, игротерапию (игры с подвижными фигурками, терапию средствами драмы и куклотерапии (разыгрывание сцен с куклами оригами, маскам, и тому подобное, терапию цветом (используется разноцветная бумага);
Во время групповой работы происходит осознание своего места в окружающем мире и выработка навыков группового взаимодействия.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Цикл занятий проводился в старших группах детского сада. По результатам диагностики на конец года («Тест тревожности» Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен, по отзывам родителей детей, педагогов этих групп, я сделала следующий вывод: занятия можно считать эффективными; дети стали активнее участвовать в жизни группы, на утренниках, у них появились новые друзья. Дети прошедшие весь цикл занятий, меньше стали испытывать робость в общении со взрослыми и сверстниками. Таким образом, использование данных занятий в работе с тревожными детьми, является весьма эффективным и результативным.