Ольга Герасимова
Использование сюжетного рисунка для развития связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать
«Использование сюжетного рисунка для развития связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста».
Развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей. Именно в связной речи реализуется основная, коммуникативная, функция языка и речи. Развитая речь - основа успешного обучения ребенка в школе. Речевое развитие в детском саду включает несколько компонентов, одним из которых является развитие связной монологической речи.
Публикация «Использование сюжетного рисунка для развития связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Рисунки. Выставки детских рисунков
- Старшая группа
- Темочки
У детей старшего дошкольного возраста развитие связной речи достигает довольно высокого уровня. Развитие детских представлений и формирование общих понятий является основой совершенствования мыслительной деятельности - умения обобщать, делать выводы, высказывать суждения и умозаключения. Старшие дошкольники более активно участвуют в беседе или разговоре: спорят, рассуждают, довольно мотивированно отстаивают свое мнение, убеждают товарища. Они уже не ограничиваются называнием предмета или явления и неполной передачей их качеств, а в большинстве случаев вычленяют характерные признаки и свойства, дают развернутый и достаточно полный анализ предмета или явления. Появляющееся умение устанавливать некоторые связи, зависимости и закономерные отношения между предметами и явлениями находит прямое отражение в монологической речи детей.
К главным качествам монологической речи необходимо отнести связность и последовательность, логичность и полноту повествования.
В монологе выделяется три типа : описание, повествование, рассуждение. Таким образом, в старшем дошкольном возрасте ребенок достигает такого уровня освоения языка, когда язык становится не только полноценным средством общения и познания, но и предметом сознательного изучения.
По мнению Е. А. Смирновой и О. С. Ушаковой важным средством в развитии монологической речи дошкольников является использование сюжетного рисунка. Рисовать по собственному замыслу, на заданную тему, выполнять иллюстраций к прочитанным произведениям. Основная цель сюжетного рисования - научить ребенка передавать свои впечатления от окружающей действительности. Умение выделять главное в сюжете связано с развитием восприятий и аналитико-синтетического мышления. Способствует развитию умения к построению связного высказывания, так как при восприятии картинок дети концентрируют внимание на сюжете, действиях и взаимоотношениях персонажей. Рассказывание по серии сюжетных рисунков способствует развитию правильного понимания соотношения формы и содержания выступает как наглядная модель структуры связного повествовательного высказывания, стимулирует поиск наиболее точных языковых средств. Формирует у детей умение развивать сюжетную линию, придумывать название рассказу в соответствие с его содержанием, соединять отдельные предложения в связный текст.
В основе развития рассказывания по сюжетному рисунку лежит опосредованное восприятие окружающей жизни. Рисунки не только расширяют и углубляют детские представления об окружающем мире, но и воздействует на эмоции детей, вызывает интерес к составлению рассказов.
Педагогические условия показывают, что развитие связной монологической речи у детей 6–7 лет по сюжетному рисунку будет проходить эффективно, если:
а) будет организована серия занятий по рисованию сюжетных рисунков с последующей словарной работой по данным рисункам;
б) центр творчества будет насыщен разнообразными материалами для изобразительной деятельности, будет регулярно пополнятся материалами;
в) в работе с детьми будут использованы различные приемы развития монологической речи (составление рассказов, пересказ, анализ текста);
г) будет обеспечен рядом педагогических эскизов.
Алгоритм работы с сюжетным рисунком
Работа с детьми. В работе с детьми нами решались следующие задачи:
- развитие у детей направленного восприятия речи педагога и внимание к речи других детей;
- формирование установки на активное использование фразовой речи при ответах на вопросы педагога - закрепление навыков в составлении ответов на вопросы в виде развернутых предложений;
- формирование умений адекватно передавать в речи, изображенные на картинках простые действия;
- усвоение детьми ряда языковых средств, прежде всего лексических (слова-определения, глагольная лексика);
- практическое овладение простыми синтаксическими моделями фраз, составляемых на основе непосредственного восприятия;
- формирование у детей элементарных умственных операций, связанных с овладением фразовой речью;
- формирование умений соотносить содержание фразы-высказывания с предметом и темой высказывания.
Реализация поставленных задач осуществляется в ходе занятий.
Вначале проводится занятие, на которых ребят знакомят с коротким литературным произведением, читают детям рассказ, далее рисуют сюжетный рисунок по предложенному тексту. В заключительной части занятия еще раз читают детям текст с установкой на запоминание и рассматривают сюжетный рисунок. Далее детям предлагалось с помощью опоры на рисунок пересказать текст.
С помощью сюжетного рисунка у ребенка формируется оптимальный уровень связной речи, развиваются познавательные процессы, повышается интеллектуальный уровень. В процессе рассматривания рисунков педагог, постепенно подводит детей к полному правильному ответу, т. е. верному отражению их знаний о предметах и явлениях в четкой и развернутой речи.