Юлия Парфенова
Использование STEАM образования в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
В условиях динамично меняющегося мира во все области жизнедеятельности человека внедряются новые технологии. Исследователи убеждены, что современные дошкольники в будущем овладеют профессиями, которых на сегодняшний день не существует. В перспективе молодым специалистам потребуются навыки и умения из разных технологических областей, как естественных наук, так и инженерии.
Что на данный момент может заинтересовать наших воспитанников в условиях дошкольной организации? STEAM-технологии. Именно они позволят педагогам новой формации вырастить поколение успешных исследователей, изобретателей, учёных, технологов, художников и математиков.
Публикация «Использование STEАM образования в ДОУ» размещена в разделах
STEAM-образование один из основных мировых трендов. Оно основано
на использовании междисциплинарного (несколько дисциплин) и прикладного (практическое применение) подхода, а также на слиянии всех пяти направлений в единую схему развития. STEAM демонстрирует дошкольникам, как применять науку и искусство в жизнедеятельности.
Что такое STEАM? Если расшифровать эту абривиатуру, то получится следующее: S – science, T – technology, E – engineering, A – art, M – mathematics (наука, технология, инженерное искусство, творчество, математика).
Возникает вопрос, почему именно STEАM? В современном мире уже создаются кабинеты IT-технологий, LEGO-центры, меняется формат дополнительного образования детей. Наши дошкольники должны быть готовы к школьным инновациям и умению реализовывать их в реальности! Поэтому вектор развития дошкольного образования совпадает с потенциалом STEАM -образования.
Программа «STEAM-образование детей дошкольного возраста» является новой парциальной модульной программой дошкольного образования, направленной на развитие интеллектуальных способностей в процессе познавательной деятельности и вовлечения в научно-техническое творчество (цель).
Она включает в себя ряд модулей:
• Образовательный модуль «Дидактическая система Ф. Фрёбеля».
• Образовательный модуль «Экспериментирование с живой и неживой природой».
• Образовательный модуль «LEGO-конструирование».
• Образовательный модуль «Математическое развитие».
• Образовательный модуль «Робототехника».
• Образовательный модуль «Мультстудия “Я творю мир”.
Как в условиях дошкольной организации можно реализовать STEAM образование? Через организацию проектной и экспериментально-исследовательской деятельности. Обязательным условием успешной работы является создание актуальной предметно-пространственной среды, соответствующей целевым установкам.
Учёные предполагают, что погружение в STEAM-среду можно начать с конструирования, в рамках которого воспитанники, используя элементы из различных материалов (дерево, бумага, металл, пластик, приобретут элементарные технические навыки и умения, познакомятся с принципами инженерии. Различные конструкторы помогут педагогам развить в детях креативность и пространственное мышление. В работу необходимо включать специализированные наборы для изучения математики, простые инженерные проекты, деятельность на открытом воздухе.
На следующем этапе воспитанником можно предложить LEGO-технологии (LEGO Education, LEGO System, LEGO WeDo, LEGO Duplo, опытно-экспериментальную и исследовательскую деятельность, робототехнику («ROBO&BLOCK», «Wacky Wigglers» от «Learning Resources», моделирование из электронного конструктора («Знаток»).
Замечательным решением задач STEM-образования станут конструкторы, которые сочетают в себе игровые наборы – «Планета STEAM» и «Детская универсальная STEAM-лаборатория».
Детская универсальная STEAM-лаборатория является одним из инструментов SТЕМ-образования.
STEAM -лаборатория включает в себя:
• учебно-методические материалы – иллюстрированный сборник подробных планов всех занятий;
• руководство для педагогов;
• программируемого робота (работает от 3 батареек ААА);
• комплекс игровых и учебных приложений – более 200 карточек, игровые познавательные поля, кубик, лупа, специализированные линейки);
• USB-флеш-носитель, содержащий презентации к занятиям, раздаточные материалы для занятий, материалы для воспитателей;
• материалы для STEAM-проектов и научных исследований - по 100 шт. : бумажные стаканчики и тарелки, палочки для мороженого, коктейльные трубочки, шарики, канцелярские резинки, скотч – 2 шт.
STEAM -лаборатория включает в себя 5 программ: основы чтения, основы программирования, основы математики и теории вероятности, основы картографии и астрономии, основы криптографии.
Эти программы внедряются последовательно, от простого к сложному, связаны сюжетной линией и опираются на предыдущий материал. Сквозным персонажем является Микибот – программируемый робот. У Микибота есть своя история: он робот, созданный на далекой планете, где живут умные мышки. Они решили изучить вселенную и для этого создали робота. Микибот должен найти обитаемые планеты – это Земля, познакомиться с ее жителями и все про них узнать.
Роль робота в пособии: обучает детей программированию, будучи сам объектом обучения для детей. Особенность пособия заключается в том, что не воспитатель учит детей, а дети обучают робота в процессе реализации пособия.
Позиция воспитателя изменяется: он становится заведующим лаборатории, а дети – его коллегами, лаборантами. По этой причине авторы STEAM-лаборатории рекомендуют на занятиях особые формы обращения к детям : «дорогие коллеги», «юные лаборанты», «уважаемые инженеры/программисты/шифровальщики» и пр.