Лучший педагог года

«Использование современных технологий в трудовом воспитании детей дошкольного возраста»

Елена Дунаева
«Использование современных технологий в трудовом воспитании детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы

В дошкольном возрасте происходит становление основных видов деятельности, в том числе и трудовой. Поэтому трудовое воспитание детей дошкольного возраста - одно из ведущих направлений в педагогическом процессе ДОУ. В настоящее время определено место труда в педагогиче-ском процессе детского сада, разработано его содержание.

Публикация «„Использование современных технологий в трудовом воспитании детей дошкольного возраста“» размещена в разделах

Труд – важнейшее средство воспитания. В процессе труда формируется личность ребенка, складываются коллективные взаимоотношения. Весь процесс воспитания детей в детском саду может и должен быть организован так, чтобы они научились понимать пользу и необходимость труда для себя и для коллектива. Относиться к работе с любовью, видеть в ней радость – необходимое условие для проявления творчества личности, ее талантов. Трудолюбие и способность к труду не дается от природы, но воспитывается с самого раннего детства. Труд должен быть творческим, потому что именно творческий труд, делает человека духовно богатым, развивает его физически.

Научная обоснованность.

Значение труда исследовали многие педагоги и психологи, начиная со средневековья и по настоящее время. Алишер Навои – поэт и мыслитель, говорил фразу, актуальную по сей день: «Труд украшает человека, благодаря труду, человек совершенствуется».

Значение труда, как фактора развития личности ребенка, нашло отражение и в истории отечественной педагогики организации труда.

Великий педагог В. А. Сухомлинский писал: «Труд становится великим воспитателем, когда он входит в духовную жизнь наших воспитанников, дает радость дружбы и товарищества, развивает пытливость и любознательность, рождает волнующую радость преодоление трудностей, открывает все новую и новую красоту в окружающем мире, пробуждает первое гражданское чувство - чувство созидателя материальных благ, без которых невозможна жизнь человека».

До введения ФГОС ДО закономерностью была тенденция увеличения времени на обучение, а не на воспитание. Многие стороны воспитательного характера стояли в стороне, в том числе и трудовое воспитание, которое особенно актуально сегодня. Это привело к тому, что, вырастая, дети становятся глухими к нуждам окружающих их людей, самонадеянными, ленивыми, проявляющими слабость в определенных ситуациях.

Если мы обратимся к ФГТ, то «Труд» являлся относительно новой образовательной областью и вызвал у педагогов немало вопросов.

Конечно же, трудовая деятельность является важной составляющей дошкольного образования, но во ФГОС ДО она не выделена в отдельную образовательную область. Наличие трудовой деятельности в дошкольном образовании признается не всеми, так как результатом «настоящего» труда должен являться определенный продукт, который дошкольники в силу своего возраста произвести просто неспособны. То есть труд – это, прежде всего, деятельность взрослых. Тем не менее, в силу особенностей развития нашего общества трудовая деятельность (трудовое воспитание) стала частью образования. Отметим, что в большинстве стран термин «труд» по отношению к дошкольникам не применяется, хотя они участвуют и в уходе за растениями, и знакомятся с разными профессиями, и приобретают навыки самообслуживания.

Вопросы трудового воспитания дошкольников на современном этапе являются актуальными для дошкольного воспитания в целом. Современные родители дошкольников огромное внимание уделяют умственному воспитанию детей, подготовке их к обучению в школе и не всегда придают значение трудовому воспитанию в развитии ребенка.

Цель трудового воспитания детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО – формирование положительного отношения ребенка к труду и реализуется она через решение следующих задач:

• Обучение детей трудовым умениям и навыкам, их дальнейшее совершенствование;

Воспитание у детей интереса к труду, трудолюбия, ответственности, самостоятельности;

• Ознакомление с трудом взрослых, воспитание уважения к труженику и результатам его труда, стремление оказывать посильную помощь;

• Формирование взаимоотношений и приобретение социального опыта взаимодействия (воспитание общественно - направленных мотивов труда, умений трудиться в коллективе и для коллектива).

Считаю, для того, чтобы ребенок захотел трудиться, должны быть созданы необходимые условия:

- создание эмоционально-положительной обстановки в процессе труда;

- подбор материалов и оборудования для труда;

- создание мотивации трудовой деятельности;

- систематическое включение каждого ребенка в труд на правах партнера;

- создание в группе трудовой атмосферы, постоянной занятости, стремление

к полезным делам;

- учет нагрузки, состояния здоровья, интересов, способностей ребенка;

- поощрения в процессе и по результатам труда.

По своему содержанию труд детей дошкольного возраста делится на четыре вида:

• самообслуживание,

• хозяйственно-бытовой труд,

труд в природе,

• ручной и художественный труд.

Самообслуживание - это труд ребенка, направленный на обслуживание им самого себя (одевание - раздевание, прием пищи, культурно - гигиенические процедуры).

Хозяйственно-бытовой труд - это второй вид труда, который ребенок в дошкольном возрасте способен освоить.

В особый вид труда выделяется труд в природе. Содержанием такого труда являются уход за растениями и животными, выращивание овощей на огороде, озеленение участка и др.

Ручной и художественный труд - по своему назначению является трудом, направленным на удовлетворение эстетических потребностей человека.

Актуальность опыта в решении задач трудового воспитания дошкольников мы видим в следующем:

1. Снижение у детей интереса к труду.

Взрослым хочется все сделать самим – быстрее, лучше, аккуратнее. Они не задумываются над тем, что если ребенку все время отказывать в желании что-то сделать самому (застегнуть пуговицу, завязать шнурки, накрыть на стол, полить цветы, помочь, то в скором времени таких желаний у ребенка появляться не будет.

2. Отсутствие у старших дошкольников желания участвовать в повседневной трудовой деятельности.

Нередко воспитатели в старших группах, организуя совместную трудовую деятельность детей, сами выполняют большую часть работы. А детям достаются лишь отдельные поручения — принеси, подай, помоги, подержи, что, естественно, не вызывает у них интереса к трудовому процессу.

При этом педагогу необходимо воспитание у дошкольников позитивного отношения к труду, развитие желания научиться, стать самостоятельным, умелым, способным справляться с возникающими затруднениями и оказывать помощь и поддержку окружающим в случае необходимости, помочь ребенку в самостоятельном приобретении собственного опыта, развить его желания и потребности в получении трудовых умений и навыков.

3. Низкий уровень сформированности трудовой деятельности к концу дошкольного возраста наблюдается при отсутствии планомерности и систематичности в организации труда детей или участии детей в труде от случая к случаю.

4. В практике семейного воспитания часто распространена авторитарная модель руководства трудовой деятельностью, которая выражается в следующем: угроза наказания за плохое отношение к труду, наказание трудом за плохое поведение, недовольство неумением ребёнка.

Положительных результатов можно достичь при условии согласования действий педагогов и семьи. Вовлечение родителей в совместную трудовую деятельность в детском саду (посадка цветов, участие в акции «Чистый участок») их заинтересованное участие в воспитательно-образовательном процессе необходимы для успешного развития ребенка.

Принимая во внимание и учитывая возникающие трудности в процессе воспитания я определила цель своей работы - воспитание устойчивого и положительного отношения к труду с использованием современных технологий.

Чтобы добиться положительных результатов в трудовом воспитании детей были поставлены следующие задачи:

– Провести анализ методической литературы по данной теме;

– Создать развивающую среду в группе для поддержания интереса к трудовой деятельности;

– Апробировать современные технологии в трудовом воспитании детей;

- Привлекать родителей к совместной трудовой деятельности.

Новизна (инновационность) представляемого педагогического опыта.

Новизна опыта заключается в изучении и применении современных технологий :

- использование информационных технологий в ознакомлении детей с трудом;

- использование сказкотерапии;

- разработка и использование операционных схем для трудовой деятельности;

- внесение героя – персонажа (старика-Трудовика).

Технология опыта.

Работу в этом направлении я начала с младшего возраста.

У младших дошкольников всё это находится лишь в начальной стадии. На данном этапе ведущая роль принадлежит взрослому. Он ставит перед детьми цель и помогает её реализовывать.

Для реализации этого этапа выделила ряд основных задач:

1. Приобщать детей к трудовой деятельности.

2. Поддерживать желание детей помогать взрослым.

Начиная с трёхлетнего возраста, уделяла особое внимание развитию у детей навыков самообслуживания. Дети ежедневно выполняют элементарные трудовые поручения, приучающие их к систематическому труду, что формирует привычку к аккуратности и опрятности (умение обслуживать себя, добиваясь тщательности выполнения необходимых действий, самостоятельности).

В труде детей младшего дошкольного возраста ярко обнаруживается связь с игрой. Включала в образовательную деятельность игровые ситуации «Оденем куклу на прогулку», «Накроем на стол», «Причешем куклу» иллюстрации с алгоритмом одевания и т. п. Овладевая по подражанию способами действий, ребенок начинает достигать результата в элементарной деятельности (повесил полотенце на крючок, застегнул пуговицу и т. п.). Постепенно формируется способность к осознанию цели своих действий и связи между целью и результатом. Подобное осознание - своего рода открытие ребенком личных возможностей. Оно побуждает детей к самостоятельным действиям («Я сам»). Труд по самообслуживанию позволяет закрепить у детей интерес к этому виду деятельности, желание всё делать самим, проявлять интерес и инициативность.

Во 2 младшей группе продолжила формирование у детей желания к посильному труду. В особый вид труда здесь можно выделить труд в природе. С помощью взрослых дети поливают комнатные растения, сажают луковицы, сеют семена цветов на рассаду. Принимают участие в сборе урожая со своего огорода, подкармливают зимующих птиц. Проявляют интерес к жизни растений и животных. Воспитатель организует наблюдения за животными и при этом старается поддерживать интерес малышей. Вместе со взрослым и под его руководством ребенок ухаживает за живыми объектами. Труд в природе благотворно влияет не только на развитие трудовых навыков, но и на воспитание нравственных чувств, закладывает основы экологического образования. Обязанности детей старшего дошкольного возраста значительно шире. И это понятно. Ребенок уже больше умеет, больше знает, может пользоваться схемами посадки растений, способа ухода за ними. Труд в природе чаще всего имеет отсроченный результат: посеяли семена и лишь через некоторое время смогли наблюдать результат в виде всходов, а затем и плодов. Эта особенность помогает воспитывать выдержку, терпение.

Ухаживая за животными, выращивая растения, ребенок всегда имеет дело с живыми объектами. Поэтому нужны особая осторожность, бережное отношение, ответственность. Этот вид труда дает детям возможность доставлять радость другим людям (угощать выращенными плодами, дарить цветы).

Труд в природе имеет свои особенности. Одно из условий – правильная организация труда. Широко распространённая форма работы с детьми – игра-занятие. Работая вместе с детьми, я ставила задачу, намечала, какой они получат результат, по мере надобности показывала нужные приёмы (полив, рыхление земли, обтирание листьев, опрыскивание растений, давала информацию, всё это я делаю по ходу выполнения работы. Наиболее приемлемые формы, которые я с успехом использовала в своей работе – индивидуальные и групповые поручения. Результатом этого труда может быть материальный продукт (выращенные ребенком овощи, посаженное им растение и др.). Это сближает детский труд с производительным трудом взрослых.

Начиная, со среднего возраста знакомила детей с трудом взрослых, формировала у них представление об общественной значимости труда. Были определены ряд задач, которые мне необходимо решить:

1. Разработать перспективный план работы по ознакомлению детей с трудом взрослых;

2. Продолжать знакомить детей с профессиями.

2. Расширять представления детей о труде взрослых.

3. Воспитывать уважение к людям труда, воспитывать потребность трудиться.

4. Воспитывать желание участвовать в совместной трудовой деятельности наравне со всеми, стремление быть полезными окружающим, радоваться результатам коллективного труда.

Мы готовим ребенка к тому, чтобы он в свое время — каким далеким бы нам оно ни казалось — мог смело вступить в самостоятельную жизнь. Значит, мы хотим, чтобы ребенок:

- понимал, что труд и работа занимают в жизни людей очень важное место, что труд — это, по сути, основа жизни;

- уважал всех, кто трудится, и ценил плоды их труда;

- познакомился бы с тем, что могут представлять собой разные работы, что делают люди разных профессий, с помощью каких орудий и машин и что получается в результате;

- был готов трудиться сам;

- учился бы труду, овладевая необходимыми навыками.

В детском труде ярко обнаруживается связь с игрой. В игре осуществляются первые манипулятивные действия, по своему характеру напоминающие трудовые : в них присутствуют воображаемые трудовые операции (стирка белья для кукол, приготовление пищи, мытьё кукольной посуды, ремонт книг для детской библиотеки). Игры детей показывают, что они по собственной инициативе подражают труду взрослых. Но не только этим, исчерпывается значение игры, в которой ребенок в ролевых действиях отражает труд взрослых.

Играя с детьми в сюжетно-ролевые игры, обратила внимание на то, что дети стремятся подражать взрослым, охотно принимают на себя роли врача, продавца, учителя, спасателя и других знакомых им профессий. Принимая на себя роли взрослого, они проникаются эмоциональным отношением к выполняемым действиям: тревожатся за больного, оказывают внимание пассажирам. Они испытывают эмоциональный подъем, волнение, радость, их чувства соответствуют чувствам труженика, хотя и не связаны с трудовыми усилиями.

При ознакомлении с трудом взрослых очень важно соблюдать постепенность в расширении сведений. Здесь возможны разные средства. Например, иллюстративный и картинный материал, альбом «Все работы хороши», помог в ознакомлении с профессиями; дидактические игры типа «Подбери пару», «Играем в профессии», «Кому что нужно для работы» закрепили знания детей об инструментах необходимых в трудовой деятельности; выставка фотографий родителей на тему «Кем быть?» - сформировала положительное отношение к труду родителей; рассказы о профессиях, беседы, чтение художественной литературы, наблюдения за трудом взрослых, экскурсии (магазин, парикмахерская, аптека) где у некоторых воспитанников работают родители - всё это углубляло, расширяло и закрепляло знания детей. Для заинтересованности детей разработала презентационный материал (использовала ИК технологию) по ознакомлению детей с трудом взрослых.

У детей сформировалось положительное отношение к труду, они стали понимать смысл труда, видеть его результаты.

Если труд по самообслуживанию исходно предназначен для жизнеобеспечения, для заботы о самом себе, то хозяйственно-бытовой труд имеет общественную направленность. Хозяйственно-бытовой труд, который я планировала в среднем возрасте, разнообразен по своему содержанию. Это труд, как в группе, так и на участке детского сада. Приучая детей к труду в помещении, планировала следующие виды труда : наведение порядка в групповой (уборка игрушек, умывальной (мытьё стаканчиков, развешивание полотенец) и спальной (уборка дорожек здоровья) комнатах. Наиболее успешные формы работы – поручения, дежурства, коллективный труд. Кроме того, здесь также важно было научить детей использовать по назначению предметы-помощники (тряпочки, ведра, веники, совки, лейки и т. д.).

Труд на участке также включает в себя работу по наведению порядка, порой дети уже самостоятельно включаются в эту работу. И я видела результат работы за все прошедшие года. Одни из распространённых видов хозяйственно-бытового труда на участке : наведение порядка на веранде (весной, летом, осенью подметали пол веником, зимой – очищали от снега лопатами; осенью – уборка листвы, летом – перекопка песка, сбор мусора). При постановке задачи перед детьми добивалась понимания полезности дела, которым они сейчас будут заниматься. Мотивы могут быть разными, и важно было заинтересовать ребёнка, чтобы он выполнял это дело с желанием. В группе был создан экран трудовой деятельности, где вместе с детьми ежедневно отмечали кто, где и когда дежурил, в конце дежурства обсуждали с детьми качество выполненной работы и оценивали результат. Иногда я сталкивалась с такой проблемой, как нежелание выполнить поручение. Дети просто хотят погулять, не утруждая себя какими-то делами.

В организации трудовой деятельности мне помогли схемы алгоритма действий и персонаж старичок – трудовичок. Схема учит детей самостоятельности в трудовых действиях, умению логически мыслить. Персонаж помогает в осуществлении выбора трудового поручения (достаёт карточку с видом труда, подведении результатов труда (фишка самому трудолюбивому).

Самым благоприятным и действенным материалом в трудовом воспитании детей являются сказки, их персонажи. Для этого были созданы картотеки сказок и произведений писателей по данной теме. Так, в сказке В. Ф. Одоевского «Мороз Иванович» Рукодельница противопоставлена Ленивице. Хотя эти образы несколько условны, дети понимают смысл сказки: труд награждается, а лень наказывается. Поэтический образ труженика, вызывает у детей восхищение, побуждает к подражанию. Образ заботливого, внимательного доктора Айболита труженика показал детям К. И. Чуковский. Поэт показывает поведение доктора в экстремальных ситуациях, когда ему приходится преодолевать разные препятствия на пути к цели. Врач не может отказаться от своей цели, выполняя свой долг перед заболевшими зверятами. Необходимо учитывать некоторые требования к подбору произведений о труде людей : в них нельзя ограничиваться только рассказом о трудовых действиях, необходимо раскрывать, опираясь на конкретные факты, их отношение к труду, коллективный характер труда, дружную, слаженную работу, взаимопомощь и лучшие черты личностных качеств тружеников. Именно такие произведения окажут наиболее сильное влияние на нравственную сферу воспитанников, вызовут желание быть похожим на них, проявлять в собственном труде подобные качества.

Работая с детьми старшего возраста начала развивать у них желание заниматься ручным трудом.

Ручной труд - по своему назначению является трудом, направленным на удовлетворение эстетических потребностей человека. В его содержание входит изготовление поделок из природного и бросового материала, бумаги, картона, ткани, крупы. Этот труд способствует развитию фантазии, творческих способностей; развивает мелкие мышцы рук, способствует воспитанию выдержки, настойчивости, умению доводить начатое до конца. Результатами своего труда дети радуют других людей, создавая для них подарки.

При организации деятельности по обучению детей ручному труду соблюдаются следующие условия:

1) возрастные и индивидуальные особенности детей;

2) гендерное воспитание;

3) практическое применение поделки;

4) демонстрация поделок, выставка детских работ.

В работе с детьми я использовала наиболее эффективные методы и приемы: создание заинтересованности, использование художественного слова и музыкального сопровождения, напоминание правил по технике безопасности при работе с ножницами, иглой, рассматривание схем с алгоритмом последовательности работы, показ с объяснением, динамическая пауза, практическая деятельность детей, ИКТ.

Для того чтобы поддержать интерес по изготовлению поделок, я в своей группе создала определенные условия: оборудовала «Уголок ручного труда», где каждый вид материала (бросовый, природный) хранится в отдельной коробке, изготовила альбомы, схемы выполнения творческих работ, подобрала необходимый инструмент для самостоятельного творчества.

В подготовительной к школе группе особое внимание уделила шитью, т. к. практика показывает, что дети, которые занимались вышиванием, легче осваивают технику письма. Чтобы ребенок научился правильно держать ручку, нужна тренировка, а для этого как нельзя лучше подходит работа с такими материалами как ножницы, игла, пуговицы. В процессе вышивания формируются точность и согласованность движений кисти рук, ловкость движений пальцев, аккуратность, внимательность, творчество, мышление.

Основная цель в работе с семьей дошкольника – достижение единства в трудовом воспитании ребенка. Первая задача педагога – убедить родителей в том, что успех в воспитании возможен только при условии единства в подходе к решению задач трудового воспитания, требований, создании достаточных условий для приобщения детей к труду. Цели воспитания детей в детском саду и в семье едины: и педагог, и родители хотят видеть ребенка трудолюбивым, обладающим навыками доступного труда, с уважением относящимся к труду людей, проявляющим бережное отношение к результатам труда, оказывающим помощь взрослым в семье.

Достичь хороших результатов мне помогло использование разнообразных форм работы с родителями, это:

- участие в акции «Чистый участок»;

- изготовление инвентаря для организации трудовой деятельности (носилки, лопаты, ведра);

- пошив фартуков для трудовой деятельности;

- изготовление атрибутов для сюжетно-ролевых игр («Парикмахерская», «Больница», «Магазин»);

- организация совместных творческих выставок и конкурсов детей и родителей «Чудеса осени», «Парад ёлочек», «Кормушка для птиц», «Мамины руки не знают скуки»;

- изготовление снежных построек на участке детского сада;

- оформление фотостенда «Кем быть»;

- оформление папок – передвижек и памяток «Учите детей трудиться», «Трудовое воспитание в семье»;

- организация мастерской Деда Мороза.

Таким образом, трудовая деятельность является одним из важных факторов воспитания личности. Включаясь в трудовой процесс, ребенок коренным образом меняет все представление о себе и об окружающем мире. Меняется самооценка ребёнка. Она изменяется под влиянием успехов в трудовой деятельности, что в свою очередь меняет авторитет ребенка в детском саду. В трудовой деятельности формируются новые виды мышления. В процессе труда ребенок получает навыки работы, общения, сотрудничества, что улучшает адаптацию ребенка в обществе. Считаю, что мои дети научились трудиться, с уважением относится к любому виду трудовой деятельности, познакомились с простейшими, но самыми характерными чертами профессий, приобрели трудовые навыки, которые будут развиты в школе и помогут им в дальнейшей жизни.

Использование современных форм работы в трудовом воспитании дошкольников совершенствует и дополняет традиционные. Они отвечают требованиям современности, модернизации дошкольного образования.

Публикации по теме:

Использование дидактических игр в трудовом воспитании дошкольников Воспитатель Рогова Екатерина Борисовна “Самое большое богатство, которое отец может оставить сыну в наследство, научить его трудиться”.

«Использование исследовательских технологий в экологическом воспитании детей дошкольного возраста» Стремление к постижению мира заложено в ребёнке на биологическом уровне, но его нужно развивать. И повезет тому ребенку, в котором живущие.

«Использование современных технологий в экологическом воспитании». Опыт работы по их использованию В дошкольном возрасте происходит усиленное физическое и умственное развитие, интенсивно формируются различные способности, закладывается.

Использование информационно-компьютерных технологий в воспитании и обучении детей дошкольного возраста Процесс реорганизации всей системы образования, протекающий много лет, предъявляет высокие требования к организации дошкольного воспитания.

Использование народных традиций в воспитании и развитии детей дошкольного возраста В региональной образовательной программе для дошкольников "Наш дом - Южный Урал" большое внимание уделяется использованию традиций в воспитании.

Использование современных образовательных технологий в ДОУИспользование современных образовательных технологий в ДОУ Пояснительная записка Использование современных образовательных технологий в ДОУ Основная цель работы нашего дошкольного учреждения, это.

Использование ТРИЗа на занятиях и в режимных моментах в трудовом воспитании Подготовили: Мосейко Т. П. Мухина Т. И. Жизнь людей постоянно связана с решением различных задач. Если человек с раннего возраста научится.

Использование современных педагогических технологий в ДОУ В настоящее время педагогические коллективы ДОУ интенсивно внедряют в работу инновационные технологии. Поэтому основная задача педагогов.

Опыт работы «Использование сказочных персонажей в воспитании и обучении детей дошкольного возраста»Опыт работы «Использование сказочных персонажей в воспитании и обучении детей дошкольного возраста» «Воспитатель – свеча, которая светит детям, сгорая сама» Джованни Руффини Ребенок появляется на свет не злым, и не добрым. Какие у него.

План работы по самообразованию «Использование современных программ и технологий в оздоровлении детей дошкольного возраста» Тема: «Использование современных программ и технологий в оздоровлении детей дошкольного возраста». Цель: «Создание комплексной системы.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Использование современных технологий в трудовом воспитании детей дошкольного возраста»
Опубликовано: 18 марта 2016 в 22:44
+18Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация ««Использование современных технологий в трудовом воспитании детей дошкольного возраста»» (включая файлы) размещена пользователем Елена Дунаева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 11.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД