Татьяна Рязанова
Использование современных образовательных технологий в логопедической работе с детьми ОНР
▼ Скачать + Заказать документы
Инновационные процессы на современном этапе развития общества затрагивают в первую очередь систему дошкольного образования, как начальную ступень раскрытия потенциальных способностей ребёнка. Развитие дошкольного образования, переход на новый качественный уровень не может осуществляться без разработки инновационных технологий. Инновации определяют новые методы, формы, средства, технологии, использующиеся в педагогической практике, ориентированные на личность ребёнка, на развитие его способностей.
Публикация «Использование современных образовательных технологий в логопедической работе с детьми ОНР» размещена в разделах
В своей логопедической работе я использую современные образовательные технологии, направленные на своевременную диагностику и максимально возможную коррекцию речевых нарушений.
Сегодня я поделюсь опытом работы по использованию современных образовательных инновационных технологий в коррекции речевых нарушений.
Здоровьесберегающие технологии – неотъемлемая часть логопедической коррекционной работы.
Психологический портрет ребёнка, имеющего речевую патологию - это ребёнок с низкой работоспособностью, повышенной утомляемостью, с несформированной произвольностью психических процессов, вдобавок ещё и часто болеющий.
Преодоление этих трудностей возможно только через создание здоровьесберегающей среды и правильного выбора форм, методов и приёмов логопедической коррекции.
В своей работе я активно использует как традиционные, так и нетрадиционные методы здоровьесберегающей технологии : артикуляционную гимнастику, пальчиковую гимнастику, массаж и самомассаж, гимнастику для глаз, Су - Джок - терапию, биоэнергопластику, кинезиологические упражнения, дыхательную гимнастику.
Развитие дыхания – один из очень важных этапов коррекционного воздействия на детей независимо от вида их речевой недостаточности. У большинства детей с речевыми нарушениями наблюдается слабое поверхностное дыхание. А для произнесения целого ряда звуков, таких, как свистящие, шипящие, сонорные, необходимо наличие сильной направленной воздушной струи, поэтому перед педагогом встаёт задача формирования у детей правильного речевого дыхания. Каждое занятие я начинаю с дыхательной гимнастики, а чтобы заинтересовать и привлечь внимание детей созданы различные модули, которые помогают научить детей правильно пользоваться речевым дыханием.
Для гимнастики глаз разработаны офтальмотренажеры. Это своего рода траектории по которым дети «бегают» глазами, при этом движения глаз в некоторых случаях, должны сочетаться с движением головы, туловища, движения выполняются только стоя. Такие тренажеры помогают снять, как эмоциональное напряжение, так и напряжение с глаз.
Биоэнергопластика – это соединение движений артикуляционного аппарата и движение кистей рук. Биоэнергопластика оптимизирует психологическую базу речи, улучшает моторные возвожности по всем параметрам, способствует коррекции звукопроизношения и фонематических процессов, синхронизирует работу речи и мелкой моторики.
Кинезиологические упражнение – это комплекс движений позволяющих активизировать межполушарное воздействие.
Польза, которую приносят эти упражнения, колоссальная. Ребенок становится активным, энергичным и контролирующим себя, улучшается его речь и координация пальцев.
Упражнения необходимо проводить ежедневно. от простого к сложному.
• от детей требуется точное выполнение движений и приемов;
• упражнения можно проводить стоя или сидя за столом;
Все упражнения целесообразно проводить с использованием музыкального сопровождения. Спокойная, мелодичная музыка создает определенный настрой у детей. Она успокаивает, направляет на ритмичность выполнения упражнений в соответствии с изменениями в мелодии.
Для формирования и развития звуковой и смысловой сторон устной речи, развития умения логично и связно выражать свои мысли применяю технологию В. В. Воскобовича.
• Во время логопедических занятий с использованием развивающих игр у детей исчезает негативизм, связанный с многократным повторением речевого материала, разнообразные тактильные ощущения способствуют развитию сенсорики, мелкой и крупной моторики.
Дети меньше утомляются, дольше сохраняют работоспособность.
Созданы дополнительные герои по русско- народным сказкам. Создан материал по лексическим темам: дикие и домашние животные, птицы.
Данное пособие я использую для решения одной из главных задач умственного восприятия, а именно развития речи детей: в ходе работы пополняется и активизируется словарь, формируется правильное звукопроизношение, развивается связная речь, умение правильно выражать свои мысли, данная технология помогает становлению и развитие всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической.
Приведу пример развития фонематического слуха: на панно расположены различные картинки в зависимости от темы занятия взрослый просит найти картинку на заданный звук.
На занятиях по лексическим темам: на цветке сидит бабочка: Тебе нравятся бабочки? А где они живут? А кто еще живет в лесу? А в нашем лесу живет много разных насекомых? Хочешь узнать, кто здесь живет и, чем они занимаются? (совместно с ребенком рассматриваем, кто еще живет в лесу, составляем описательный рассказ о жителях леса).
«Буквоцирк» (вариант использования на занятиях по обучению грамоте).
Цель: закреплять знание гласных звуков и букв, развивать речевое дыхание, голосовые характеристики.
«Лабиринт буквы А» (вариант использования на занятиях по обучению грамоте).
Цель: Закрепить знание буквы А. Развивать навык буквенного анализа слов, чтения. Совершенствовать процессы внимания, памяти, логического мышления. Развивать графо – моторные навыки.
Содержание: Участникам раздаются лабиринты с «Игровизорами», маркеры.
Предлагается выполнить следующие задания:
-Найдите все буквы А, закрасьте их.
-Найдите путь от «стрелки» до буквы А в центре лабиринта, минуя бусины с другими буквами. Обвести главную букву А по контуру.
-Пройти в лабиринте от «стрелки» до главной буквы через все буквы А.
Применение игр Вячеслава Вадимовича позволяет добиться устойчивого внимания и поддержания интереса на протяжении всего занятия.
В свое работе активно использую технологию моделирования в развитие связной речи дошкольников.
«Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам -
он будет долго напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких
слов с картинками, и он усвоит их на лету».
К. Д. Ушинский
Метод наглядного моделирования позволяет более эффективно усвоить детям предлагаемый материал, повысить познавательный интерес ребенка, создать благоприятный эмоциональный фон, активизировать речь, память, воображение, логическое мышление, творческое начало.
В качестве символов - заместителей при моделировании творческих рассказов используются :
- предметные картинки;
- силуэтные изображения;
- геометрические фигуры.
Созданы различные модули к дидактическим играм, которые помогают в развитие речи дошкольников. «Чудо-дерево» - на понимание правильного употребление предлогов; Мнемо-карта – помогает детям в обучение составления описательного рассказа; «Волшебный круг» - согласование имен числительных с именами существительными; модули дикие и домашние животные – для закрепление лексических тем.
В своей работе, использую сенсорно-графические схемы
цепного рассказывания по методике В. К. Воробьевой, где наглядное моделирование представлено как основной метод развития связной речи у детей. Детям читается рассказ, далее предлагается отобрать из ряда представленных картинок, только те, которые относятся к данному рассказу. Дети обычно легко справляются с этой задачей. Далее попросить расположить картинки в последовательности содержания рассказа.
Отбирая предметные картинки к каждому предложению, дети восстанавливают сюжет рассказа и составляют схему.
В работе с картинно - графической схемой необходимо уделить особое внимание словарной работе. Для обогащения и активизации словаря детей можно предложить такие задания:
-вспомни слово – стрелку в первом предложении (глагол);
-какое слово – действие еще можно сказать?
-послушайте мои слова и выберите нужное!
-предложить детям на выбор несколько слов, подходящих по смыслу, и слово созвучное, но другое по лексическому значению, например: (яблоня) росла, подросла, выросла, вынесла.
Таким образом, отрабатывать каждое предложение
Используя технологию моделирования, дети освоят монологическую и диалогическую речь, охотно будут вступать в речевое общение с окружающими. Задавать вопросы, отвечать на вопросы, слушать ответы товарищей, участвовать в коллективном разговоре, поддерживать общую беседу. Научатся говорить по очереди, не перебивая собеседника.
И в заключение хотелось бы сказать: "Технологический подход, то есть новые педагогические технологии гарантируют достижения дошкольника и в дальнейшем гарантируют их успешное обучение в школе".
Каждый педагог – творец технологии, даже если имеет дело с заимствованиями. Создание технологии невозможно без творчества. Для педагога, научившегося работать на технологическом уровне, всегда будет главным ориентиром познавательный процесс в его развивающемся состоянии.