Жукова Наталья Валерьевна
Использование современных игровых технологий в развитии речи детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Использование современных игровых технологий в развитии речи детей дошкольного возраста
Актуальность
Актуальность исследования определяется той уникальной ролью, которую играет родной язык в становлении личности ребенка-дошкольника. Язык и речь традиционно рассматривались в психологии, философии и педагогике как «узел», в котором сходятся различные линии психического развития - мышление, воображение, память, эмоции. Являясь важнейшим средством человеческого общения, познания действительности, язык служит основным каналом приобщения к ценностям духовной культуры от поколения к поколению, а также необходимым условием воспитания и обучения.
Публикация «Использование современных игровых технологий в развитии речи детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Дошкольный возраст - это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи.
В работе затронута проблема развития речи детей в игровой деятельности, так как в дошкольном возрасте данный вид деятельности является ведущим. Причиной острой необходимости развития речи детей является потребность общения человека с окружающими его людьми, а чтобы речь была внятна, понятна и интересна другим, нужно развивать её, необходимо проводить разнообразные игры, разрабатывать методики проведения игр, чтобы дети были заинтересованы в игровой деятельности.
В данной работе раскрывается значение игр для детей дошкольного возраста, их роль в речевом развитии детей.
Тема актуальна в связи с тем, что игровая деятельность дает воспитателю возможность проводить занятие по обучению речи более плодотворно.
Метод проектирования - это способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагога, воспитанника и его родителей, способ взаимодействия с окружающей средой, поэтапная практическая деятельность по достижению поставленной цели.
Наглядные методы:
-рассматривание игрушек, картин, фотографий, описание картин и игрушек, рассказывание по игрушкам и картинам.
Словесные методы:
-чтение и рассказывание художественных произведений, заучивание наизусть, пересказ, обобщающая беседа, рассказывание без опоры на наглядный материал. Во всех словесных методах использую наглядные приемы : показ предметов, игрушек, картин, рассматривание иллюстраций.
Практические методы:
-дидактические игры, игры-драматизации, инсценировки, дидактические упражнения, пластические этюды, хороводные игры.
Подбор и изучение литературы, дидактических игр и упражнений.
Цель самообразования: изучить способы, методы и приёмы активизации речи детей дошкольного возраста, объединить усилия педагогов и родителей в работе по речевому развитию детей, развивать связную, выразительную речь детей через игру. Формирование умения последовательно и грамотно излагать свои мысли.
• повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности по вопросу проектной деятельности в развитии речи детей дошкольного возраста.
Для обеспечения эффективности формирования познавательной активности у детей дошкольного возраста нами были определены следующие задачи:
• повысить собственный уровень знаний путём изучения статей в журналах;
• изучить методики и технологии других педагогов;
• применить полученные знания на практике;
• привлечь родителей к организации воспитательно-образовательной работы с детьми.
Важными моментами при этом являются:
• сотрудничество с детьми на наглядной основе;
• учет индивидуальных особенностей детей;
• опора на спонтанные проявления детской активности, отражающие стихийный опыт взаимодействия ребенка с окружающей средой;
• активизация положительных моральных волнений ребенка при оценке его личностных достижений в процессе деятельности.
Ожидаемые результаты:
Для педагога:
• сформируются основы педагогического мастерства, профессионализма и творчества: умение анализировать научно-методическую литературу, повышение своих теоретических и практических знаний, умений и навыков.
Для воспитанников:
• сформируется познавательная мотивация, познавательная активность, самостоятельность в выборе инструментов для решения поставленных целей, интерес к проектной деятельности.
Для родителей:
• сформируется осознание того, что они –значимая часть педагогического процесса, проектная деятельность-важный этап для развития познавательной активности у детей.
Работа с детьми Взаимодействие с педагогами Работа с родителями
Организационные формы работы по направлениям
* ООД (интегрированные, тематические, с использованием ИКТ);
* использование в ООД элементов проектной деятельности;
* беседы;
* дидактические игры;
* праздники, развлечения;
* конкурсы;
* выступления детей на родительских собраниях, концертах; *исследовательская деятельность (опыты, эксперименты). * открытые мероприятия (ООД);
* мастер – классы;
* семинары – практикумы;
* распространение опыта работы среди коллег;
* взаимодействие с узкими специалистами: учителем – логопедом, инструктором по физическому воспитанию, педагогом – психологом, музыкальным руководителем. * открытые мероприятия (ООД);
* беседы – консультации;
*родительские собрания;
* папки – передвижки, рекомендации; *анкетирование и др.
Перспективное планирование по теме самообразования
(2023-2024)
Раздел плана Содержание деятельности Сроки исполнения
Самореализация 1. Составление плана работы по самообразованию. Сентябрь
2. Изучение литературы по данной теме. В течение года
4. Повышение собственной профессиональной компетентности; посещение методических объединений педагогов. В течение года.
5. Разработать рекомендации для воспитателей по созданию условий для развития речевой деятельности и речевого общения детей в ДОУ. Сентябрь
Май
6. Самоанализ и самооценка проделанной работы; Май
7. Участие в конкурсах разного уровня, соответствующих теме самообразования. В течение года
Работа с детьми
1. Проведение диагностического обследования Октябрь
2. Проект по развитию речи в старшей группе. Тема: «Сказка как средство развития связной речи у дошкольников. Ноябрь
3. Заучивание пальчиковых игр: “Игрушки” “Деревья” “Мячик”/ Дидактических игр по речевому развитию “Из какой сказки?” ”Скажи ласково” “Кто это?” “Скажи наоборот” Апрель -май
4. Использование комплекса артикуляционной гимнастики в игровой форме “Зима” “Язычок в зоопарке”.
Дидактические игры, направленные на обогащение словаря. “Подбери словечко” “Скажи наоборот” “Третий лишний” (”Четвертый лишний” Январь-февраль
5. Работа с загадками. Составление загадок Учить детей состовлять не большие загадки и отгадывать загадки. Развивать речь детей. Апрель
Работа с родителями
1. Родительское собрание «Что изменилось в речевом развитии у ребенка?» Октябрь
2. Памятка для родителей: «Для чего нужна пальчиковая гимнастика»- Разъяснить родителям эффективность пальчиковой гимнастики в развитее связной речи ребёнка Ноябрь
3. Консультация для родителей «Что и как читать детям» Ноябрь
4. Размещение информации на стенде для родителей «Информация о проекте» В течение года
5. Создание «почтового ящика» - это коробка, в которую родители могут класть записки со своими идеями и предложениями, обращаться с вопросами к воспитателю. Делиться мыслями, когда нехватка времени мешает педагогу встретиться с родителями. Октябрь
6. Привлечение родителей к организации проектов в группе. В течении года
7. Участие в конкурсах и выставках различного уровня. В течение года
8. Помощь родителей в обогащении РППС. Оформление и оснащение центра по развитию речи. В течение года
9. Родительское собрание «Что изменилось в речевом развитии у ребенка?». В течение
года
Работа с педагогами 1. Консультация для педагогов: «Формы работы по речевому развитию дошкольников в условиях введения ФООП» Ноябрь