Янчук Наталья Николаевна
Использование проектной деятельности в работе со старшими дошкольниками как универсальное средство познавательного развития
▼ Скачать + Заказать документы
«Использование проектной деятельности в работе со старшими дошкольниками как универсальное средство познавательного развития»
Сегодня государством поставлена задача, подготовить совершенно новое поколение: активное, любознательное. Перед нами, дошкольными работниками, стоит задача уже в дошкольном возрасте закладывать позиции самостоятельности, активности, инициативности в поиске ответов на вопросы, сбора информации и применения полученных знаний, умений и навыков в играх и практической деятельности.
Публикация «Использование проектной деятельности в работе со старшими дошкольниками как универсальное средство познавательного развития» размещена в разделах
Как показывает педагогическая практика, такую возможность даёт технология проектной деятельности. В работе с дошкольниками сегодня – это оптимальный и перспективный метод, который уже занял свое достойное место в системе дошкольного образования. Он позволяет нам, педагогам, расширить образовательное пространство, придать ему новые формы.
Дидактический смысл проектной деятельности заключается в том, что она помогает связать обучение с жизнью, формирует навыки исследовательской деятельности, развивает познавательную активность, самостоятельность, творчество, умение планировать и работать в коллективе. Такие качества способствуют успешному обучению детей в школе.
Технология проектной деятельности содержит разнообразные формы исследовательской работы, которые легко вписываются в совместную деятельность воспитателя с детьми дошкольного возраста. Именно этот возраст характеризуется более устойчивым вниманием, наблюдательностью, способностью к началам анализа, синтеза, самооценке, а также стремлением к совместной деятельности. И, что немало важно, проект учитывает совместную познавательно – поисковую деятельность детей, педагогов и родителей.
Итак, что же такое проектная деятельность и как, она используется в ДОУ?
Традиционная педагогическая деятельность осуществляется в соответствии с принятыми нормами и требованиями, она ориентирована на разработанные конспекты занятий, построение строгой логики перехода от одной части программы к другой. От ребенка требуется усвоение предложенных педагогом знаний, умений и навыков.
Естественно, что следование жесткой программе более комфортно для взрослого, чем для ребенка. Поэтому каждый педагог, используя технологию проектной деятельности, должен понимать ее отличие от традиционных форм работы. Проектная деятельность позволяет ребенку проявить себя как личность. Главное ее особенность в том, что она осуществляется в пространстве возможностей, где нормы не заданы и не определены. В этом случае, в отличие от традиционного образования, и педагог, и ребенок попадают в ситуацию неопределенности. Важно, чтобы педагог заранее продумывал возможные варианты ситуации развития, постоянно импровизировал, мог максимально развернуть процесс исследования. Для реализации проекта необходимо определить этапы его реализации, продумать содержание деятельности и осуществить подбор практического материала. При планировании проекта следует помнить о трех этапах в развитии проектной деятельности у детей дошкольного возраста :
Первыми шагом воспитателя в работе над проектом является выбор темы. В младших группах выбор проекта осуществляет воспитатель, основываясь на интересах детей или данных диагностики. В группах старшего дошкольного возраста – выбор темы проекта может осуществлять как педагог, так и дети в, соответствии со своими желаниями и уровнем развития. Дети – это участники планирования, их вопросы, идеи, предложения и жизненный опыт являются важными критериями отбора содержания проекта Второй шаг – это тематическое планирование по выбранной проблеме, где учитываются все виды детской деятельности : игровая, познавательно-практическая, художественно-речевая, трудовая, общения и т. д.
На этапе разработки содержания занятий, игр, прогулок, наблюдений и других видов деятельности, связанных с темой проекта, воспитатели особое внимание уделяют организации среды в группах, в дошкольном учреждении в целом. Среда должна являться фоном к поисковой деятельности, развивать у дошкольников любознательность. Когда подготовлены основные условия для работы над проектом (планирование, среда, начинается совместная работа воспитателя и детей.
Выполнение любого проекта в ДОУ можно разделить на определенные этапы:
1 этап – целеполагание: воспитатель выносит проблему на обсуждение детям. В результате совместного обсуждения выдвигается гипотеза, которую воспитатель предлагает детям подтвердить в процессе поисковой деятельности.
2 этап – разработка совместного плана действий по достижению цели. На данном этапе проводится общее обсуждение. Используя модель «трёх вопросов», педагог совместно с детьми составляется план познавательной деятельности. Здесь важно, чтобы педагог проявил терпение, уважение к точке зрения каждого ребенка, тактичность по отношению к нелепым высказываниям. Для детей младшего дошкольного возраста воспитатель может использовать подсказку, наводящие вопросы; старшим дошкольникам необходимо предоставить больше самостоятельности. Решением могут выступать различные мероприятия: чтение книг, энциклопедий, обращение к родителям, специалистам, проведение экспериментов, тематических экскурсий. Поступившие предложения могут являться дополнением или изменением к уже готовому плану воспитателя. Важно, чтобы педагог сумел проявить гибкость в планировании и подчинить свой план интересам и мнениям детей. После составления совместного плана действий начинается 3 этап работы над проектом – практическая часть. Реализация проектов происходит через различные виды деятельности (творческую, экспериментальную, продуктивную). Задача воспитателя на данном этапе - создать в группе условия для осуществления детских замыслов. Среда вокруг ребенка должна быть незаконченной, незавершенной, чтобы он смог додумать, попробовать, догадаться. Исследовательская активность на данном этапе активизируется за счет проблемного обсуждения, которое помогает обнаруживать всё новые проблемы, использования операций сравнения и сопоставления, проблемного изложения информации педагогом, организации опытов и экспериментов.
Заключительным этапом работы над проектом является презентация. Она может проходить в различных формах, в зависимости от возраста детей и темы проекта (итоговые игры, занятия, викторины, развлечения и др.).
В основе презентации должен быть материальный продукт, имеющий ценность для детей. Задача воспитателя создать условия для того, чтобы дети имели возможность рассказать о своей работе, испытать чувство гордости за достижения, осмыслить результаты своей деятельности. В процессе своего выступления перед сверстниками, ребёнок приобретает навыки владения своей эмоциональной сферой и невербальными средствами общения (жесты, мимика и т. д.).
Реализация любого проекта не возможна без участия родителей. Работа с семьями воспитанников организуется на уровне сотрудничества. В ходе проектной деятельности развиваются детско-родительские отношения. Ребёнок оказывается интересен родителям, поскольку он выдвигает различные идеи, открывая новое в уже знакомых ситуациях. Жизнь ребёнка и родителей наполняется богатым содержанием. Родители становятся активными участниками всех мероприятий, оказывают помощь в организации развивающей среды.
В нашем дошкольном учреждении педагоги активно используют технологию проектной деятельности, реализуя проекты разной направленности.
Изучив методическую литературу, проанализировав прочитанное, я убедилась в эффективности использования данной технологии. Работу по проектной деятельности я веду на протяжении нескольких лет. Мною был разработаны следующие проекты :
Экологический проект «Зимующие птицы», данный проект позволил расширить знания детей о зимующих птицах, сформировать у детей чувства бережного, ответственного отношение к миру природы, воспитывать заботливое отношение к птицам, желание помочь выжить в суровых зимних условиях. А также созданию благоприятных условий для общения между всеми участниками проекта в совместной деятельности. Во время реализации проекта мы с детьми читали художественную литературу о птицах, лепили, изготавливали оригами смотрели презентации, кормили птиц. Дети совместно с родителями изготовили и развешали на территории детского сада кормушки для птиц.
Новый проект возник в рамках конкурса детского сада «Огород на окошке». Расскажу поподробнее об этом проекте. Чтобы вовлечь детей в проектную деятельность, был выбран знакомый персонаж Травянчик и от его имени создана проблемная ситуация. Дошкольники с увлечением рассмотрели семена различных овощей, поделились своими знаниями. Но пришли к выводу, что имеющихся знаний мало и необходимо ответить на, большое количество вопросов. Было решено организовать огород, посадить семена на грядки и узнать, что с ними произойдет дальше.
И начался познавательный процесс : вместе с детьми мы рассматривали книги, иллюстрации; беседовали об овощах, играли в дидактические игры. Наводящими вопросами, я подвела детей к тому, что можно обратиться за помощью к родителям. Когда необходимое было собрано, мы подошли к основному этапу проекта : исследовательскому, в ходе которого дети постепенно узнавали для себя что-то новое, делали открытия. В различных видах деятельности (экспериментальной, продуктивной, трудовой и др.) вместе с Травянчиком дошкольники уточняли, расширяли свои представления о культурных растениях, об условиях их выращивания (свет, тепло, влага, уход). Одновременно вели календари роста растений, сравнивали результаты на разных этапах, делали выводы. На заключительном этапе проектной деятельности была проведена беседа о проделанной работе, собран урожай. Дети получили положительные эмоции от результатов своего труда. Итогом проекта стало участие в конкурсе, которого дети с нетерпением ждали. В этом конкурсе наша группа победила в номинации «Самый яркий огород», что очень порадовало детей.
Познавательно-информационный проект «Космос», целью данного проекта : 1. Продолжать расширять представление детей о многообразии космоса. Рассказать детям об интересных фактах и событиях космоса.
2. Дать детям представления о том, что Вселенная – это множество звёзд. Солнце – это самая близкая к Земле звезда. Уточнить представления о планетах, созвездиях.
3. Дать детям знания об освоении человеком космического пространства, о значении космических исследований для жизни людей на Земле. Познакомить с первым лётчиком-космонавтом Ю. А. Гагариным.
4. Воспитывать чувство гордости за свою Родину.
5. Привлечь родителей к совместной деятельности, к празднованию Дня космонавтики.
Результат: заинтересованность детей темой о космосе, проявление их познавательной активности,дети рассказывают и делятся своими знаниями с другими детьми в детском саду. Принесение детьми из дома своей литературы для чтения, самостоятельно нарисованные рисунки о космосе. Обыгрывание в детском саду сюжетно–ролевой игры «Полёт в космос». Инициативное конструирование детьми из строительного материала, конструктора, бумаги ракет по своему представлению, проявление творчества и детальности в работе.
В рамках проекта мы с детьми создали Лепбук «Космос», рассматривали иллюстрации, книги, журналы, читали сказки и стихи о космосе, смотрели познавательные мультфильмы. На заключительном этапе проекта, было просмотрена презентация «Этот загадочный космос».
Также был проект «В гостях у сказки», К сожалению, в настоящее время существует проблема – дети не любят слушать и читать сказки, они очень увлечены компьютерными технологиями. Поэтому я решила совместить проблему с увлечением, приобщив детей к художественной литературе, через чтение русских народных сказок. Ведь именно сказка учит нас жить, вселяет веру в торжество добра и справедливости, вызывает сочувствие, сопереживание. Из сказок дети узнают много нового: представления о времени и пространстве, о связи человека с природой, предметным миром. Образные, яркие выражения, сравнения способствуют развитию выразительности речи, а также творчеству самих детей, повышают степень включенности дошкольников в книжную культуру. Дети верят в сказку, а значит, через нее легче обучать и воспитывать. Проведя беседы с детьми, с родителями, мы решили создать и совместно реализовать проект : «В гостях у сказки».
Заключение
Подводя итоги, можно с уверенностью сказать, что технология проектной деятельности способствует созданию атмосферы психологического комфорта в детском саду. По моему мнению, проектная деятельность является одним из методов развития креактивности и повышения компетентности педагога. Благодаря ее направленности на конкретный конечный результат и планированию практических действий она помогает повысить качество образования.