Татьяна Андреева
Использование приемов технологии развития критического мышления как средство активизации познавательного интереса
▼ Скачать + Заказать документы
1. Актуальность темы, мотивация ее выбора.
«Главная задача современной школы- раскрытие способностей каждого ученика, воспитание личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире… школьное обучение должно способствовать личному росту так, чтобы выпускники могли самостоятельно ставить и достигать серьезные цели, уметь реагировать на разные жизненные ситуации».
Публикация «Использование приемов технологии развития критического мышления как средство активизации познавательного интереса» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» декабрь 2019
Цель школы – разбудить, вызвать к жизни внутренние силы и возможности школьника, использовать их для более полного и свободного развития личности. В этой связи возрастает актуальность музыкального воспитания детей. Новизна современной педагогической практики преподавания музыки характеризуется изменением педагогической технологии с переориентацией её на развитие ребенка, на его раскрытие и утверждение.
При данном подходе, художественное мышление и как разновидность его – музыкальное мышление – это процесс самопознания и проявления духовной красоты личности на пути творческого осмысления и преобразования жизни и искусства.
Развитие мыслительных навыков необходимо не только в учебе, но и в обычной жизни, требующей принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений.
Личный опыт показывает, что если процесс получения знаний организован правильно: интересен и мотивирован, то усвоение материала не создаст эффекта перегрузки. У школьника будет наблюдаться положительная мотивация к учебе, к получению новых знаний и умений. Чтобы повысить динамическую составляющую урока, необходимо внести изменения в традиционную структуру урока, изменить, внести новое в образовательный учебный процесс. Интересным и полезным в этом отношении стало
знакомство внедрения в образовательный процесс мною новых технологий обучения на уроке музыки.
Критическое мышление – это способ добывать знания, умение анализировать, оценивать, выносить обоснованное суждение, вырабатывать
собственное мнение по изучаемой проблеме и умения применять знание, как в стандартной, так и нестандартной ситуации.
Под критическим мышлением в обучающей деятельности понимают совокупность качеств и умений:
критически осмысливать информацию, интерпретировать ее, понимать суть, адресную направленность, цель информирования;
систематизировать информацию по заданным признакам;
видоизменять объем, форму, знаковую систему информации;
находить ошибки в информации, воспринимать альтернативные точки зрения и высказывать обоснованные аргументы;
устанавливать ассоциативные и практически целесообразные связи между информационными сообщениями;
уметь длительное время (четверть, учебное полугодие, учебный год или другой отрезок времени) собирать и систематизировать тематическую информацию;
уметь вычленять главное в информационном сообществе;
не объём знаний или количество информации, уложенное в голову ученика, является целью образования, а то, как он умеет управлять этой информацией: искать, наилучшим способом присваивать, находить в ней смысл, применять в жизни;
не присвоение «готового» знания, а конструирование своего, которое рождается в процессе обучения.
Положительные стороны технологии :
-побуждает интерес к теме;
-позволяет систематизировать имеющиеся знания;
-организует работу непосредственно с материалом и учит его обобщить;
-повышает самооценку, развивает потребность в познании нового;
-создает условия для вариативности и дифференциации обучения.
2. Механизмы реализации идей, сущность практического опыта, система конкретных педагогических действий, организация, содержание,
формы, методы и приемы работы.
Именно технология «Критическое мышление», как элемент развивающего обучения, заинтересовала меня 4 года назад. При определения понятия
«критическое мышление» существует большое разнообразие мнений и оценок среди учителей : с одной стороны, оно ассоциируется с негативным, так как предполагает спор, дискуссию, конфликт; с другой стороны, объединяет понятия «критическое мышление», «аналитическое мышление», «логическое мышление», «творческое мышление», «музыкальное мышление».
Критическое мышление – это способ добывать знания, умение анализировать, оценивать, выносить обоснованное суждение, вырабатывать собственное мнение по изучаемой проблеме и умения применять знание, как в стандартной, так и нестандартной ситуации.
При построении каждого занятия важно удерживать следующие этапы совместной работы:
1. Актуализация знаний по поводу предложенной темы (применение имеющейся информации по данной теме, чтоб выявить ресурсы ребенка и группы, в работе группы учитывать опыт каждого ребенка).
2. Мотивация (осуществить вызов, соблазнить идеей занятия, пробудить интерес к предлагаемой теме, сформулировать вопросы, поставить цель предстоящей деятельности).
3. Активизация обучающихся (алгоритм действий на уроке о будущем характере и правилах работы, определение четкой последовательности приемов критического мышления).
4. Осмысление материала (чередование индивидуальной, парной, групповой работы с целью знакомства с новой информацией, её соотнесение с имеющимися знаниями, поиск ответов на поставленные ранее вопросы, выявление затруднений и противоречий, корректировка целей)
5. Рефлексия (систематизация новой информации, её оценка, ответы на поставленные ранее вопросы, формулировка новых вопросов и постановка новых целей учебной деятельности).
Технология критического мышления рассчитана не на запоминание материала, а на ПОСТАНОВКУ ПРОБЛЕМЫ и ПОИСК РЕШЕНИЯ.
Функции трех этапов технологии развития критического мышления
Вызов
Мотивационная (побуждение к работе с новой информацией, пробуждение интереса к теме)
Информационная (вызов «на поверхность» имеющихся знании по теме)
Коммуникационная
(бесконфликтный обмен мнениями) Осмысление содержания
Информационная (получение новой информации по теме)
Систематизационная (классификация полученной информации по категориям знания) Рефлексия
Коммуникационная (обмен мнениями о новой информации)
Информационная (приобретение нового знания)
Мотивационная (побуждение к дальнейшему расширению информационного поля)
Оценочная (соотнесение новой информации и имеющихся знаний, выработка собственной позиции,
оценка процесса)
Особенностью данной педагогической технологии является то, что обучающийся в процессе обучения сам конструирует этот процесс, исходя из реальных и конкретных целей, сам отслеживает направления своего развития, сам определяет конечный результат, дает оценку своей работе.
Этапы вызова. Пробуждение интереса к предмету. Задачи: актуализировать имеющиеся у обучающихся знания и смыслы в связи с изучаемым материалом, пробудить познавательный интерес к изучаемому предмету, помочь обучающимся самим определить направление в изучении темы. Этапы реализации смысла. Осмысление материала во время работы над ним. Задачи: помочь активно воспринимать изучаемый материал, помочь соотнести старые знания с новыми. Этапы рефлексии. Обобщение материала, подведение итогов.
Задачи: помочь обучающимся самостоятельно обобщить изучаемый материал, самостоятельно определить направления в дальнейшем изучении материала.
Различных приемов и методик, применяемых на каждой стадии очень много. В своей работе я применяю следующие приемы :
Приемы-технологии критического мышления
1.«Составление кластера»
Кластер – (от англ. – cluster- гроздь) - это способ графической организации материала, позволяющий сделать наглядными те мыслительные процессы. Кластер является отражением нелинейной формы мышления. Последовательность действий при построении кластера проста и логична:
1. Посередине чистого листа (классной доски) написать ключевое слово, которое является «сердцем» темы урока.
2. Вокруг «накидать» слова, выражающие идеи, факты, образы данной темы.
3. По мере записи, появившиеся слова соединяются прямыми линиями с ключевым понятием. У каждого из «спутников» в свою очередь тоже появляются «спутники», устанавливаются новые логические связи.
В итоге получается структура, которая графически отображает размышления, определяет информационное поле ответов.
В работе над кластерами соблюдать следующие правила:
1. Записывать все, что приходит на ум. Дать волю воображению и интуиции.
2. Продолжать работу, пока не кончится время или идеи не иссякнут.
Кластерная схема не является строго логической и позволяет охватить избыточный объем информации. Разбивка на кластеры используется как на этапе вызова, так и на этапе рефлексии. В зависимости от цели можно организовать индивидуальную самостоятельную работу или коллективную деятельность общего совместного обсуждения. Использование кластеров возможно при анализе музыкальной характеристики изучаемого произведения, творчества композиторов, видов музыки и других тем по предмету.
Заметим, что кластер может быть логически выстроен, а может выступать лишь первым наброском к последующему осмыслению.
Приведенный пример кластера «Мозговая атака»
Используется с целью активизации имеющихся знаний на стадии «вызова».
1 этап. Обучающимся предлагается подумать и записать все, что они знают или думают, что знают по данной теме.
2 этап. Обмен информацией.
Рекомендации:
– лимит времени на первом этапе – 5–7 минут;
– при обсуждении идеи не критикуются, но разногласия фиксируются;
– оперативная запись высказанных предположений.
Возможны индивидуальная, парная и групповая формы работы. ( Видеофрагмент урока музыки: 01:19минут. Тема урока: Симфоническая миниатюра «Кикимора» на сюжет русского фольклора. Композитор- А. К. Лядов).
Диагностика и оценка приема «Кластер» (2-5 класс)
Форма работы индивидуальная. Алгоритм самооценки на уроке: с помощью пяти вопросов оценить себя:1. цельвыполнения задания;2. сравнение результата и цели;3. нахождение и обозначение ошибок, принятие, поиск пути исправления; 4. вид решения: самостоятельно, направляющая помощь;5. самооценка.
2.«Групповая дискуссия» (от лат. – исследование, разбор, обсуждение какого-либо вопроса)
Обучающимся предлагается поделиться друг с другом знаниями, соображениями, доводами.
Обязательным условием при проведении дискуссии является:
– уважение к различным точкам зрения ее участников;
– совместный поиск. Форма групповой дискуссии способствует развитию диалогичности общения, становлению самостоятельности мышления.
Например, на стадии рефлексии детям предлагается назвать тему урока (тема в начале урока детям не сообщается). В процессе групповой дискуссии предлагаются различные названия тем с их аргументацией. Определяются несколько вариантов тем. И лишь к концу урока ребята самостоятельно должны назвать тему. Детям предлагается записать ту, которая наиболее нравится. Например, в конце урока «Опера» в 5 классе, дети назвали такие темы урока: «Опера в музыкальном театре», «Опера в музыкальном творчестве композиторов», «Драматургия оперы». «Опера- одно из направлений искусства». В 5 классе на обобщающем уроке я предложила детям назвать тему, которая объединяла все уроки четверти. Неожиданно для меня в ходе дискуссии дети очень точно сформулировали тему уроков: «Музыка и литература». «Музыка и изобразительное искусство.
3.«Техника постановки вопросов»
Уровень задаваемых вопросов определяет уровень мышления каждого обучающегося. Конечно, при постановке вопросов ни всем удается сделать это сразу и правильно. Иногда проявляется сложность в умении сформулировать правильный ответ.
Мыслительная задача возникает в случае, если у обучающегося есть желание или необходимости разобраться в проблемной ситуации; иными словами, возник вопрос – заработало мышление.
«Тонкие вопросы» : Кто… Что… Когда… Может…
Будет… Было ли…Согласны ли Вы … Верно ли что…
«Толсты вопросы» : Дайте объяснение почему… Почему вы думаете…
Почему вы считаете…В чем разница… Что, если…
( Видеофрагмент урока музыки: 01: 21-05:32минуты. Тема урока: Симфоническая миниатюра «Кикимора» на сюжет русского фольклора. Композитор- А. К. Лядов).
Диагностика и оценка приема (2-5 класс)
Форма работы –групповая. За каждый правильно составленный вопрос-1бал. Оценка результатов предметных, метапредметных, личностных.
4. «Ключевые термины»
Учитель выбирает 4–5 ключевых слов по данной теме. Обучающимся предлагается в группе или индивидуально, использовав все ключевые термины, составить правильные предложения, употребив все предложенные ключевые термины. Использование данной формы развивает воображение, фантазию, способствует активизации внимания.
( Видеофрагмент урока музыки: 05: 51-10:29минут. Тема урока: Симфоническая миниатюра «Кикимора» на сюжет русского фольклора. Композитор- А. К. Лядов).
Диагностика и оценка приема (1 класс)
Форма работы (групповая, в парах, индивидуальная. Виды контроля: текущий, тематический, итоговый. Каждый из них предполагает свои формы оценивания. Использую поощрение жетонами «Самый внимательный», «Самый активный», «Не совсем правильно», «Подумай». Для самооценки использую детский «Светофорик» : «Знаю,умею», «Сомневаюсь, но не уверен», «Я не знаю, прошу помощи». Для достижения планируемых результатов освоения ООП стала апробировать технологические карты по предмету. Технологическая карта предполагает изучение предмета по темам, а не поурочно.
5.«Синквейн»
Происходит от французского «cing» – пять. Это стихотворение, состоящее из пяти строк. Правила написания синквейна:1строка – тема стихотворения, выраженная одним словом, обычно именем существительным;2 строка – описание темы в двух словах, как правило именами прилагательными;3 строка – описание действия в рамках этой темы тремя словами, обычно глаголами;4 строка – фраза из четырех слов, выражающая отношение автора к данной теме;5 строка – одно слово, синоним к первому. Синквейн может быть предложен, как индивидуальное самостоятельное задание; для работы в парах; реже как коллективное творчество. Обычно синквейн используется на стадии рефлексии. Примеры:
Вальс- торжественный, мелодичный. Радует, веселит,воодушевляет. Вальс вызывает радость к жизни.
Король!
Песня- красивая, добрая. Поет, веселит, радует. Песня учит добру. Свет!
6. «ПОПС»
П- позиция (в чем заключается ваша точка зрения);О-обоснование (потому что);П-пример (факты);С- следствие (вывод, что надо сделать, призыв к понятию позиции).
3. Полученный результат моей деятельности.
Применяя технологии «Критическое мышление» на уроках обучающиеся получили возможность: развивать свои творческие способности, находить пути решения проблемы, сопоставлять свое мнение с другими, аргументировать свои ответы, выражать свою точку зрения. Опыт работы позволяет сделать вывод, что использование приемов и методов критического мышления делают уроки интереснее и продуктивнее.
Повышается мотивация к обучению. В коллективе класса формируется атмосфера успешности. Я считаю, что навыки критического мышления необходимо развивать. Они нужны сегодняшнему школьнику для обеспечения понимания между людьми, для принятия различных взглядов на мир, они способствуют реализации личности человека. Потенциал технологии критического мышления еще не исчерпан.
Тезисы
По теме «Использование приемов технологии развития критического мышления, как средство активизации познавательного интереса на уроках музыки».
Главная задача современной школы- это раскрытие способностей каждого ученика, воспитание личности, готовой к жизни в конкурентном мире.
Цель школы- разбудить, вызвать к жизни внутренние силы и возможности школьника, использовать их для свободного развития личности.
Возрастание актуальности музыкального воспитания детей, новизна современной педагогической практики преподавания музыки.
Изменение педагогической технологии с переориентацией на развитие ребенка.
Художественное мышление и как разновидность его- музыкальное мышление- это процесс проявления духовной красоты личности.
Развитие мыслительных навыков требует умение принимать решения, работать с информацией, анализировать стороны явлений.
При правильно организованном учебном процессе наблюдается положительная мотивация к учебе, к получению новых знаний и умений.
Внедрение в образовательный процесс новых технологий – критическое мышление.
Критическое мышление- это способ добывать знания, умение анализировать, оценивать, выносить обоснованное суждение.
Критическое мышление- это осмысливание, понимание сути, систематизирование информации по заданным признакам.
Критическое мышление-это нахождение ошибок в информации, высказывания и обоснованные аргументы.
Критическое мышление- это не присвоение «готового» знания, а конструирование своего, которое рождается в процессе обучения.
Положительные стороны технологии- работа с материалом, потребность в познании нового, создание условий для вариативности и дифференциации обучения.
Технология критического мышления- это не запоминание материала, а постановка проблемы и поиск ее решения.
Технология критического мышления состоит из трех этапов, характеризующимися определенными функциями: вызов, осмысление содержания, рефлексия.
Прием технологии критического мышления : кластер, дискуссия групповая, «постановка вопросов», «ключевые термины», «синквейн», «ПОПС».
Технология критического мышления дает возможность развивать творческие способности, находить пути решения проблемы, аргументировать свои ответы.
Навыки критического мышления способствуют реализации личности.