Олеся Воронкина
Мастер-класс «Развивающая доска «Геометрик» как средство развития познавательного интереса у детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность выбранной темы заключается в том, что формирование познавательных способностей следует начинать именно с дошкольного возраста, поскольку они активно взаимодействуют с системой ценностных ориентаций, с целью и результатами деятельности, отражают интеллект, волю, чувства личности, а также являются необходимым условием готовности детей к обучению в школе.
Темочки:
- Геометрические фигуры и формы
- Математический планшет. Геометрик, геоконт, геоборд
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Развитие познавательных способностей детей, а также становление образных форм познания — это основная линия умственного развития дошкольников.
Психологи (Выготский Л. С., Запорожец А. В., Эльконин Д. Б., Поддьяков Н. Н.) в своих работах утверждают, что именно в дошкольном возрасте особенно бурно происходит умственное развитие, темпы которого постепенно замедляются. Именно поэтому следует максимально использовать потенциальные возможности детей для развития познавательных способностей.
В. А. Сухомлинский писал: «Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности»
Цель: развитие познавательных способностей у детей дошкольного возраста посредством развивающих игр.
Воспитательные задачи: воспитывать волевые качества личности ребё нка: целеустремлённость, настойчивость, стремление к завершению деятельности.
Образовательные задачи: расширить представления детей об окружающем мире, способствовать стремлению детей действовать с предметами и таким образом знакомиться с ними.
Развивающие задачи : развивать способность детей сравнивать, устанавливать сходство и различия предметов; развивать наблюдательность, мышление, память, внимание, самостоятельность в поиске решений, умение отвечать на вопросы.
Для реализации поставленных целей и задач мною составлен план работы кружковой деятельности «Умка» для детей среднего дошкольного возраста. Который включает разные виды познавательной деятельности и формы работ с детьми.
Обеспечение предметно-пространственных развивающих условий : в группе организован центр развивающих игр.
Планируемые результаты: ребёнок расширил представления об окружающем мире, проявляет настойчивость, проявляет умение сравнивать предметы, развил память, мышление, внимание, проявляет самостоятельность в поиске решений, более развернуто отвечает на вопросы.
Практическая часть:
МАСТЕР - КЛАСС
«РАЗВИВАЮЩАЯ ДОСКА «ГЕОМЕТРИК», КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
Геометрик– это многофункциональная геометрическая доска. Она представляет собой поле с колышками, на котором можно рисовать резинками. Придумал это замечательное дидактическое пособие египетский математик Калеб Гаттегно.
Чем же полезен геометрик и что он развивает?
Прежде всего это внимание, память и усидчивость, так как ребенку надо будет сосредоточиться на одевании резинок и построении фигур;
Мелкая моторика, это отличное упражнение на сенсорику;
Воображение и творчество, можно создавать рисунки как по схеме, так и придумывать самому;
Математические способности и пространственное мышление; изучение букв и цифр.
С чего начинать работу с геометрик?
Сначала покажите ребенку, как пользоваться геометриком, как одевать и снимать резиночки.
Затем выполняйте различные упражнения: попробуйте нарисовать простые линии, геометрические фигуры, постепенно усложняйте задания и не забывайте давать ребенку волю для его собственного воображения.
Со временем ребенок поймет, что резиночками можно рисовать все, что угодно: человечков, машины, домики, кораблики, снежинки и многое другое.
Какие же игры можно организовать с использованием геометрика?
Игры:
Игровое упражнение «На что похоже?»
На геометрике выложить разные схематичные изображения, а детям предлагаете угадать, на что похоже изображение. Попробуем с вами угадать, что изображено на геометрике? (Ответы педагогов). Данное упражнение развивает воображение, память, мышление, ассоциативные представления.
Игровое упражнение «Выложи узор»
«Нарисуйте» несложный узор из нескольких фигур или элементов и предложите ребёнку выложить узор на оставшейся поверхности по образцу, а усложненный вариант: продолжить последовательность. Данное упражнение развивает логическое мышление, мелкую моторику. Попробуем выложить узор по образцу?
Приглашается фокус-группа.
Игровое упражнение «Большой-маленький»
На геометрике выкладываете маленький домик, елочку, снежинку, и предлагаете ребенку рядом изобразить большой домик, елочку, снежинку и т. д.
Приглашается фокус-группа.
Следующее упражнение для детей старшего дошкольного возраста :
Игровое упражнение «Отгадай загадку…»
Загадать ребенку загадку, ответ на которую он нарисует с помощью резиночек на доске.
Приглашаются педагоги старших групп.
Под сосною у дорожки
Кто стоит среди травы?
Ножка есть, но нет сапожка,
Шляпка есть - нет головы.
(Гриб)
Если дождь припустится –
Как цветок распустится.
Если дождик перестанет –
Он сожмется и завянет.
(Зонт)
Так же в старшем дошкольном возрасте можно использовать метод моделирование сказки, стихотворения, загадки. Попробуем смоделировать стихотворение Ивана Сурикова «Тропинка».
Приглашается фокус-группа из 4 человек. Работа в парах.
Бежит тропинка через луг,
Ныряет влево, вправо.
Куда ни глянь, цветы вокруг,
Да по колено травы.
Зеленый луг, как чудный сад,
Пахуч и свеж в часы рассвета.
Красивых, радужных цветов
На них разбросаны букеты.
(Иван Суриков)
Остальным педагогам демонстрируются схемы для работы на «геометрике»
Рефлексия: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев».
В. А. Сухомлинский
Дайте ребенку возможность творить, создавая причудливые узоры и картинки. Пособие "Геометрик» дает сильнейший толчок фантазии, предоставляя огромный простор для самостоятельного, оригинального, интересного "рисования".