Жанна Касаткина
План самообразования «Использование приемов мнемотехники в развитии связанной речи» для детей дошкольного возраста
Цель: изучение проблемы развития основных психических процессов: памяти, внимания, восприятия и мышления у детей дошкольного возраста с использованием приемов мнемотехники.
Задачи:
1. Способствовать развитию связной речи.
2. Расширять и обогащать словарный запас детей.
3. Формировать умение преобразовывать символы в образы.
4. Способствовать формированию развития у детей навыков воспроизведения.
Публикация «План самообразования „Использование приемов мнемотехники в развитии связанной речи“ для детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Мнемотехника. Опорные картинки, мнемотаблицы
- Планирование. Планы работ
- Развитие речи. Самообразование
- Самообразование, саморазвитие
- Темочки
Ожидаемые результаты: Сформированы такие умения и навыки детей, которые будут способствовать успешному школьному обучению.
Дети:
-Расширился словарный запас и знания об окружающем мире.
-Появилось желание пересказывать - ребенок понимает, что это совсем
не трудно.
- Заучивание стихов превращается в игру, которая очень нравится детям.
- Это является одним из эффективных способов развития речи дошкольников.
Родители:
-Вовлечены в процесс речевого развития детей.
-Знакомы с приемами и методами развития речи детей.
-Способны к созданию в домашних условиях речевой предметно -
развивающей среды.
Педагоги:
- Повышение профессиональной компетенции в развитии речи детей
дошкольного возраста.
- Получение педагогами представления о мнемотехнике.
- Внедрение в образовательный процесс методику работы с
мнемотаблицами для развития речи детей - дошкольников.
Форма самообразования : индивидуальная.
Актуальность: В настоящее время в связи с вступлением федерального государственного образовательного стандарта, особую актуальность приобретает проблема развития речи детей дошкольного возраста.
Главной и отличительной чертой современного общества является подмена живого человеческого общения зависимостью от компьютера. Недостаток общения родителей со своими детьми, игнорирование речевых трудностей лишь увеличивает число дошкольников с недостатками речи. Необходимо научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни.
Одним из факторов, облегчающих процесс становления обучения грамоте является наглядность. Рассматривание предметов, картин помогает детям называть предметы, их характерные признаки, производимые с ними действия. В качестве второго вспомогательного фактора можно выделить создание плана высказывания, на значимость которого неоднократно указывал известный психолог Л. С. Выготский. Он отмечал важность последовательного размещения в предварительной схеме всех конкретных элементов высказывания.
При обучении грамоте ребенка является важнейшим условием его полноценного речевого и общего психического развития, поскольку язык и речь выполняют психическую функцию в развитии мышления и речевого общения, в планировании и организации деятельности ребенка, самоорганизации поведения, в формировании социальных связей.
Язык и речь - это основное средство проявления важнейших психических процессов памяти, восприятия, мышления, а также развития других сфер : коммуникативной и эмоционально-волевой. Этим и обусловлен выбор моей темы.
Проблема: В настоящее время воспитатели всё чаще сталкиваются с такими проблемами в развитии детей, как:
- маленький словарный запас
- неумение согласовывать слова в предложении
- нарушение звукопроизношения
- плохое развитие связной речи
- несформированность психических процессов
- несовершенство различных видов мышления.
Поэтому перед воспитателями встаёт задача, как помочь детям, но так, чтобы им было легко и интересно.
Мнемотехника помогает упростить для детей процесс непосредственно-образовательной деятельности. Дети обучаются в интересной игровой форме, без умственных и эмоциональных перегрузок. Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание и воспроизведение информации.
1. Литература для изучения
1. Агавелян М. Г., Данилова Е. Ю., Чечулина О. Г. Взаимодействие педагогов с родителями. /М. Г. Агавелян, Е. Ю. Данилова, О. Г. Чечулина. –М. : ТЦ Сфера, 2009. – 128 с.
2. Акимова Г. Е. Память – на пять! – Екатеринбург: У-Фактор, 2006 – 272с.
3. // Дошкольное образование. Обучение дошкольников № 5. 2009 - с. 58.
4. // Дошкольное образование. Обучение дошкольников № 6. 2009 - с. 69.
5. Козаренко В. А. Учебник мнемотехники. Система запоминания «Джордано». М. : Самиздат, 2007. 350 c
6. Сафронова Е. Д. Интеллектуальное развитие дошкольников. Обучение на основе интеллектуального тренинга. Выпуск 1.
7. Татьяна Полянская: Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста – М. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2010 – 64с.
8. Интернет – ресурсы
9. Штанько И. В. Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста. // Управление дошкольным образовательным учреждением. 2004, № 2. Этапы реализации работы на 2020-2021 учебный год
Формы работы
Сроки Практический выход Оценка о выполнении
Работа с педагогами
1 Консультация «Использование приемов мнемотехники с детьми дошкольного возраста» Январь 2021 Информация для педагогов
2 Посещение педагогами НОД с использованием приемов мнемотехники. Март 2021 Открытый просмотр НОД с использованием мнемотехники
3 Мастер – класс для педагогов ДОУ «Использование приемов мнемотехники»
Апрель 2021 Демонстрация презентации
4 Отчет по теме самообразования Май 2021 Выступление на педсовете
Работа с воспитанниками
1 Проведение диагностики Сентябрь 2020 Диагностические материалы
2 Изучение методической литературы Октябрь 2020 Картотека методической литературы
3 Разработка методического плана по работе с детьми. Ноябрь 2 020 Планирование деятельности с детьми
4 Подбор практического материала работы с мнемотаблицами. Декабрь 2020 Картотека мнемотаблиц
5 Оформление уголка Январь 2021 Оформление стенда
4 Заучивание потешки «Водичка, водичка» Февраль 2021 Заучивание потешки
5 Заучивание потешки «Петушок» Март 2021 Заучивание потешки
6 Заучивание потешки «Ходит-бродит по лужку» Апрель 2021 Заучивание потешки
7 Проведение диагностического исследования Май 2021 Диагностика исследования
Работа с родителями
1 Анкетирование родителей Сентябрь 2020 Опрос
2 Организация родительского собрания «Что такое мнемотехника?» Октябрь 2020 Презентация «Мнемотехника – это интересно!»
3 Консультация «Речь и веселый мяч»
Ноябрь 2020 Информация для родительского уголка
4 Помощь родителей в создании и оснащении центра по мнемотехнике. Декабрь 2020 Тренинг «Тренируем память»
5 Памятка «Как работать с мнемотаблицами» Январь 2021 Информация для родительского уголка
6 Составляем и используем мнемотаблицы дома Февраль 2021 Мастер – класс
7 Рекомендации для родителей
Март 2021 Информация для родителей
8 Совместное творчество детей и родителей в изготовлении коллажа с изображение интересного события из жизни семьи. Апрель 2021 Изготовление коллажа
9 Итоговое родительское собрание «Подведение итогов» Май 2021 Выступление на родительском собрании
Методическое обеспечение
1 Оформление уголка по утверждённым требованиям Октябрь 2020
2 Изготовление дидактических игр, картотек по годовому плану по самообразованию на 2020-2021 учебный год
В течение года
Самообразование
1 Участие в конкурсах, конференциях, семинарах с обобщённым опытом работы Систематически Сертификаты, справки дипломы об участии
2 Составление собственных авторских разработок. Систематически Авторские разработки
3 Активное и результативное участие воспитанников в творческих конкурсах, на муниципальном и всероссийском уровнях Систематически Сертификаты, дипломы участников
4 Внедрение полученных результатов в педагогическую практику Годы окончания реализации Выступления, публикации, методические разработки и т. д.