Елена Шитова
Использование приемов арт-терапии для социально-эмоционального развития дошкольников с задержкой психического развития
▼ Скачать + Заказать документы
Воспитатель ГБДОУ № 18
комбинированного вида
Пушкинского р-на СПб
Шитова Е. П.
Вовсе не обязательно затевать грандиозные проекты, чтобы сеять добрые семена. Даже малые дела могут многое значить для другого человека.
Ник Вуйчич
Период дошкольного детства является временем формирования и развития самых разных сторон личности ребенка-дошкольника : социальной, интеллектуальной, физической, эмоциональной и др. Дошкольные учреждения посещают дети как с нормой развития, так и дети, нуждающиеся в коррекции.
Публикация «Использование приемов арт-терапии для социально-эмоционального развития дошкольников с задержкой психического развития» размещена в разделах
- Арт-терапия в детском саду
- ЗПР. Задержка психического развития
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
ФГОС дошкольного образования для детей с ОВЗ предусматривает создание многообразия возможностей для личностного развития, успешной социализации и последующей самореализации. Осуществление этой цели с дошкольниками, имеющими задержку психического развития (ЗПР, осложняется на практике проявлением особенностей эмоционального развития. К ним относятся: незрелость эмоционально-волевой сферы, органический инфантилизм, нескоординированность эмоциональных процессов, гиперактивность, импульсивность, склонность к аффективным вспышкам. Дети с ЗПР, как правило, не проявляют инициативы в деятельности, склонны к повторению одних и тех же игровых действий, зачастую испытывают затруднения во время общения со взрослыми и сверстниками. В связи с этим возникает необходимость поиска и выбора технологии, позволяющей оптимизировать условия социально-эмоционального развития дошкольников с ЗПР. Технологией, использование которой дает положительные результаты является изотерапия (разновидность арт-терапии). Что такое арт-терапия и изотерапия? Арт-терапия- это направление в психотерапии и психологической коррекции, основанное на искусстве и творчестве. Изотерапия- терапия изобразительным творчеством.
Почему именно эта технология? Во-первых, изотерапия сродни игре, подразумевая свободу выбора в деятельности, и этим близка дошкольнику. Во-вторых, это творческая безоценочная деятельность, позволяющая ребенку выплескивать свои эмоции (как положительные, так и отрицательные) при выборе и использовании изобразительных материалов и инструментов, а также, их применении. Использование изотерапии в группе детей с ЗПР подразумевает:
Создание условий в развивающей предметно-пространственной среде: наличие разнообразных изобразительных материалов (краски, карандаши, мелки, изобразительные инструменты (кисти, штампы разной формы, ватные диски и валики разного размера и др., бумага для рисования разного размера и формы);
Создание картотек с игровым материалом: коммуникативными играми и играми для формирования навыков расслабления и релаксации, играми на развитие мелкой моторики.
Создание картотеки аудио материалов: музыкальное сопровождение для изобразительной деятельности;
Создание группы единомышленников, вносящих свой вклад в осуществление единой цели. В состав группы могут входить: воспитатель, педагог-психолог, учитель-дефектолог.
Педагог-психолог проводит коммуникативные игры и упражнения, направленные на формирование способов общения и умения устанавливать контакт, сплочение группы детей. Учитель-дефектолог проводит упражнения, игры и продуктивную деятельность, направленные на развитие мелкой моторики. Воспитатель организует деятельность с применением приемов изотерапии. Такой принцип позволяет создать комфортную обстановку для творческой деятельности, подготовить руки к изобразительной деятельности, настроить детей на сотрудничество в совместной деятельности.
На первых порах рекомендуется дать детям возможность индивидуально поэкспериментировать с изобразительными материалами и инструментами: смешивать по своему желанию краски, выбирать штампы и валики, использовать для создания изображения собственную ладонь и пальцы ит. д. Пусть ребенок свободно выражает свои чувства и эмоции.
Далее возможно постепенное введение тематики рисования, с использованием разных форматов и форм бумаги, включением музыкального сопровождения.
Когда выше перечисленная деятельность станет для ребенка привычной, следует переходить на взаимодействие детей в паре и в группе при создании изображения. При этом важно предварять эту деятельность коммуникативной игрой или упражнением. А по завершении работы использовать игры и упражнения на релаксацию и расслабление. Материал для формирования картотек игр необходимо подбирать с учетом особенностей и возможностей дошкольников с ЗПР, чтобы участие в игре не вызывало у детей негативных эмоций и отказ от участия в игре и изобразительной деятельности.
Помните о том, что использование приемов изотерапии подразумевает отсутствие оценивания деятельности ребенка! Ребенок действует свободно, в индивидуальном темпе, самостоятельно выбирая изобразительный материал и инструменты.
Изобразительная деятельность – это акт творчества, позволяющий, позволяющий выразить свободно свои чувства, освободиться от своих переживаний, быть самим собой, это отражение окружающей действительности и выражение отношения к ней.
Существует множество различных технологий, использование которых обогащает коррекционную работу с детьми, имеющими задержку психического развития. Здесь важна увлеченность и заинтересованность педагогов, их творческий настрой и активная позиция.