Людмила Котко
«Использование приёмов мнемотехники и наглядного моделирования в развитии связной речи детей»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность технологии заключается в современном подходе к проблеме развития речи детей дошкольного возраста. И сегодня я познакомлю Вас с нетрадиционными методами обучения дошкольников, которые можно применять в образовательной деятельности.
Слайд
Как же сформировать речь ребенка и наполнить его речь красивыми и правильными словами, научить составлять словосочетания и предложения?
Слайд
Публикация «„Использование приёмов мнемотехники и наглядного моделирования в развитии связной речи детей“» размещена в разделах
- Мнемотехника. Опорные картинки, мнемотаблицы
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Каждый педагог в своей деятельности преследует цель – научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о событиях из окружающей жизни.
Дошкольный возраст – это возраст образных форм сознания. В дошкольном возрасте мышление является наглядно-образным, а не словесно-логическим, поэтому для детей, гораздо полезнее увидеть реальность, чем услышать словесный рассказ.
Слайд
Для запоминания незнакомых слов, текстов, рассказывания разучивания стихотворений наши педагоги в своей практике используют приёмы наглядного моделирования и мнемотехники.
Моделирование, по мнению Л. А. Венгера, - это вид знаково-символической деятельности, в развитии связной речи детей – это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним.
Мнемотехника – искусство запоминания, технология развития памяти. Это система методов и приёмов, обеспечивающая успешное и эффективное запоминание информации.
Слайд
Таблицы с элементами мнемотехники служат дидактическим материалом в работе по развитию речи. Их использование очень эффективно при составлении:
описательных рассказов,
пересказах художественных произведений,
творческого рассказывания
заучивании стихов,
отгадывании загадок.
Слайд
На разных возрастных этапах, в зависимости от индивидуальных способностей детей можно использовать различные приёмы наглядного моделирования : заместители, пиктограммы, таблицы с элементами мнемотехники.
Слайд
Замещение – это вид моделирования, при котором одни объекты замещаются другими, реально-условными.
Слайд
В качестве заместителей удобно использовать бумажные квадраты, круги, овалы, различающиеся по цвету и величине.
Слайд
Разыгрывание с помощью заместителей лучше начинать с народных сказок (лиса оранжевая, медведь большой коричневый и. т. д.). Сначала достаточно, чтобы ребёнок поднимал соответствующий символ по ходу рассказывания сказки взрослым, затем можно переходить к разыгрыванию сказки. На последующих этапах дети выбирают заместители, без учета внешних признаков объекта. В этом случае они ориентируются на качественные характеристики объекта (злой, добрый, трусливый и т. п.).
Слайд (по сказке «Теремок») …
Слайд (Дети с заместителями)
Данный приём моделирования обеспечивает единство речевой и мыслительной деятельности. Как установлено исследованиями психологов Л. Венгера, А. В. Запорожца, главное направление развития образного мышления, воображения, памяти состоит в овладении ребёнком способности к замещению и пространственному моделированию.
Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному.
Но необходимо помнить, что уровень речевого развития определяется словарным запасом ребёнка. И всего несколько шагов, сделанных в этом направлении, помогут вам в развитии речи дошкольника. В этом помогают использование дидактических игр, с использованием наглядности Воспитатель дает предметные картинки и предлагает поднять ту, о которой он рассказывает.
Слайд
Солнце - светит, греет, лучится, сияет и т. д.
Дерево - растет, шумит, зеленеет, ветвистое, высокое
Слайд
Корова - мычит, жует, рогатая, пятнистая,
Лиса - рыжая, хитрая, лукавая, осторожная
Затем отрабатывается прием обратной связи, воспитатель показывает картинку, а дети подбирают слова на вопрос какой, какая? что делает? т. е накапливается словарь прилагательных и глаголов.
Слайд
Эффективным приёмом является использование таблиц, для составления описательных рассказов о предмете: игрушках, посуде, одежде, овощах и фруктах, птицах, животных.
Сложность обучения описанию обусловлена тем, что для создания и понимания такого функционального типа речи не достаточно накопленного жизненного опыта. Данные схемы помогают детям самостоятельно определить главные свойства и признаки рассматриваемого предмета.
Слайд (Схема обследования)
Вам предложена схема обследования предмета естественно-генетическим путем усвоения знаний о предмете - через сенсорные каналы: зрительное, слуховое и тактильное восприятие.
В связи с этим перечень первой части модели включает соответствующую символику:
- через символ «глаз» дети учатся вычленять признаки цвета, формы, величины, места нахождения, способа передвижения;
- через символ «рука» — фактурные признаки предмета (твердый, гладкий, пушистый и т. д.);
- через символ «рот» — вкусовые ощущения (сочный, сладкий, кислый);
- через символ «ухо»— способы обнаружения предмета.
Слайд
По данной модели можно составить описание отдельного предмета, принадлежащего к определенной группе. Подобное моделирование стимулирует развитие исследовательских способностей детей, привлекает их внимание к признакам предмета, помогает определять способы сенсорного обследования предмета и закреплять результаты обследования в наглядном виде.
Слайд
Далее знакомим детей с графическим изображением слова:
– слово предмет, отвечающий на вопросы кто? что?
- слово признак, отвечающий на вопросы какой, какая, какие?
– слово действие, отвечающее на вопрос, что делает?
что делают?
- слово- наречие, отвечающее на вопрос как? как скоро?
Слайд
Опираясь на наглядно – графическую запись воспитатель отображает структуру отдельной мысли.
( Например: река течет, шумит, замерзла, разлилась, высохла).
река чистая, широкая, глубокая, тихая, спокойная).
Слайд (Предложение)
Следующий вид графической записи моделирует структуру мысли простого предложения, распространенного каким–либо второстепенным членом предложения.
Далее происходит этап выстраивания картино-графического плана.
Слайд
Картино-графический план служит своеобразным зрительным планом, который обеспечивает последовательную передачу мысли от предложения к предложению линейно, по цепочке и помогает детям выстраивать:
-строение рассказа,
последовательность рассказа,
лексико - грамматическую наполняемость.
Применение такой схемы дает реальную возможность наглядно показать детям принцип одинакового смыслового строения всех предложений текста: на первом месте — обозначение предмета, на втором — действия, на третьем — вновь обозначение уже нового предмета ситуации.
Слайд
Как же необходимо знакомить детей с правилами строения цепного текста используя картинно – графический план?
1. Задание: Составить рассказ по данному предметно-графическому плану на тему «Как мы помогаем птицам». (Типичная ситуация)
1) Воспитатель зачитывает рассказ и предлагает детям запомнить, о каких предметах говорится в нем: (текст рассказа)
2) После прочтения детям предлагается из ряда предложенных предметных картинок, отобрать только те, о которых рассказывается в тексте.
3) После этого педагог предлагает детям расположить картинки в последовательности рассказа.
Показывая схему, педагог объясняет, что она поможет быстро найти место каждой картинке и предлагает детям вспомнить, о каких предметах говорилось вначале. Дети находят соответствующие картинки и подставляют их в первую строчку схемы.
Анализ протекает в следующем порядке:
Воспитатель «Давайте попробуем прочитать, что получилось. Стрелкой, кружочком, треугольником в предложении обозначены другие слова. Назовите эти слова и правильно прочитайте предложение?
Так дети, отбирая предметные картинки (графическую запись смысловых отношений) ко всем предложениям, постепенно заполняют всю схему.
Анализируя предметную канву рассказа, дети замечают, что об одном и том же предмете говорится в двух соседних предложениях, а в схеме это фиксируется двумя одинаковыми картинками.
Так педагог подводит детей к выводу о том, что именно за счет такого повтора предметов и осуществляется связь отдельных предложений в единое целое — рассказ. Закрепляя найденное правило, детям предлагается соединить стрелками красного цвета одинаковые картинки (или слова) двух соседних предложений, устанавливая тем самым цепь смысловых связей через единство предметных значений. ( Правило: новое предложение начинается со слова, которым закончилось предыдущее.)
Слайд
Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений. Метод мнемотаблиц помогает эффективно воспринимать и воспроизводить полученную информацию. Суть заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание вначале подбирается картинка (изображение, а затем все стихотворение зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком. На начальном этапе взрослый предлагает готовую план - схему, а по мере обучения ребенок также активно включается в процесс создания своей схемы.
Слайд
Например, для речевой игры «Как у бабушки Наташи» для запоминания можно использовать такую мнемотаблицу :
Как у бабушки Наташи
Ели вкусную мы кашу
Каша пшенная с дымком
С хлебом, с маслом С молоком
Взяли мы большие ложки
Съели все до самой крошки
Вот какая каша
У бабушки Наташи
Как показала практика, эта методика значительно облегчает детям поиск и запоминание слов, предложений и текст.
А сейчас я предлагаю Вам практическую деятельность по составлению мнемотаблиц для заучивания стихотворения, загадки.
Практическая часть педагогов участников.
1. Группе участников мастер-класс придумать и составить мнемотаблицу к загадке о РЕПКЕ.
2. Группе участников мастер-класс составить мнемотаблицу к стихотворению «Опустел скворечник»
Заслушивание и анализирование работ педагогов участников.
I. Заключение
Из всего сказанного можно сделать вывод: что анализируя новый материал и графически его, обозначая, ребенок (под руководством взрослых) учится самостоятельности, усидчивости, зрительно воспринимает план своих действий. У него повышается чувство заинтересованности и ответственности, появляется удовлетворенность результатами своего труда, совершенствуются такие психические процессы, как память, внимание, мышление, что является хорошим пред посылом к подготовке детей к школе.
А это значит, что метод наглядного моделирования можно и нужно использовать в системе работы с детьми массовых групп детского сада.