Ольга
Использование предметных картинок в развитии мышления детей старшего дошкольного возраста с ЗПР
▼ Скачать + Заказать документы
Аннотация: мастер-класс «Использование предметных картинок в развитии мышления детей дошкольного возраста с ЗПР» представляет практическую работу с детьми имеющих задержку психического развития, которую можно использовать во время проведения коррекционно-развивающих занятий. Данный материал может быть полезен как методические рекомендации для педагогов-психологов, воспитателей групп компенсирующей направленности, а так же для родителей (в домашних условиях).
Актуальность
Публикация «Использование предметных картинок в развитии мышления детей старшего дошкольного возраста с ЗПР» размещена в разделах
- ЗПР. Задержка психического развития
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
У детей с ЗПР отмечается своеобразие в развитии мыслительной деятельности, которое проявляется:
• в крайне низкой познавательной активности, боязни интеллектуального напряжения вплоть до отказа от задания;
• в отсутствии потребности ставить перед собой цель, планировать свои действия;
• в нарушении динамических сторон мыслительных процессов;
• в несформированности умственных операций анализа, синтеза,
абстрагирования, обобщения, сравнения.
Проблема развития, коррекции и совершенствования мышления у дошкольников – одна из сложнейших в психолого-педагогической практике. Главное для ее решения – рациональная организация коррекционно-развивающего процесса, так как дошкольное детство — особенный период развития, когда перестраиваются вся психическая жизнь ребенка и его отношение к окружающему миру.
Содержательная часть мастер-класса
Цель: привлечь педагогов-психологов к использованию игровых упражнений в коррекционно-развивающей работе с детьми ЗПР
Задачи мастер-класса:
• осветить вопрос об актуальности и систематическом использовании игровых упражнений;
• дать четкую характеристику специфике применяемых игровых упражнений;
• познакомить педагогов-психологов с комплексом игровых упражнений;
• презентовать комплекс игровых упражнений.
Материал: предметные картинки, на которых изображены времена года, природные явления, одежда, головные уборы, бытовые предметы, животные, растения, и одна карточка с изображением паровоза.
Особенности мышления у детей с ЗПР
Работая на протяжении десяти лет в группе компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития, отметила ряд особенностей таких детей. Это дети с нереализованными возможностями, так как все основные психические новообразования возраста формируется у них с запозданием, и имеют качественное своеобразие:
• замедленное и неравномерное созревание высших психических функций;
• недостаточность познавательной деятельности (низкий уровень сформированности познавательных психических процессов у детей, снижения уровня развития мелкой моторики пальцев рук, низкий уровень речевого развития);
• снижения уровня работоспособности;
• недоразвитие эмоционально-личностной сферы.
Мышление ребенка с ЗПР в возрасте 5 – 6 лет находиться на уровне его житейского опыта. Он не может устанавливать связи и отношения предметов логическим путем. Умение мыслить подразумевает выделение существенных признаков предметов, объединение различных признаков в целом представление о предмете; сравнение предметов и выявление различий в них. Все эти навыки формируются значительно хуже, чем у нормально развивающихся сверстников.
И пришла к выводу, что наиболее приемлемым способом развития мышления у детей данной категории является использование в коррекционной работе игры и игровые упражнения с предметными картинками.
Мышление – одна из высших форм деятельности человека. Это социально обусловленный психический процесс, неравномерно связанный с речью. В процессе мыслительной деятельности вырабатываются определенные приемы или операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение, конкретизация).
Выделяют три вида мышления :
1. наглядно-действенное (познание с помощью манипулирования предметами);
2. наглядно-образное (познание с помощью представлений предметов, явлений);
3. словесно-логическое (познание с помощью понятий, слов, рассуждений).
Наглядно-действенное мышление особенно интенсивно развивается у ребенка с 3 – 4 лет. Он постигает свойства предметов, учиться оперировать предметами, устанавливать отношения между ними и решать самые разные практические задачи.
На основании наглядно-действенного мышления формируется и более сложная форма мышления – наглядно-образное. Оно характеризуется тем, что ребенок уже может решать задачи на основе представлений, без применения практический действий. Это позволяет ребенку, например, использовать схематические изображения или считать в уме.
К 6 – 7 годам начинается более интенсивное формирование словесно-логического мышления, которое связано с использованием и преобразованием понятий. Однако оно не является ведущим у дошкольников.
Все виды мышления тесно связаны между собой. При решении задач словесные рассуждения опираются на яркие образы. В то же время решение даже самой простой задачи требует словесных обобщений.
Предлагаемый мною комплекс игр и упражнений направлен, прежде всего, на развитие элементарных мыслительных операций, как обобщение, сравнение, классификация, установление причинно-следственных связей, понимание взаимозависимостей, способность рассуждать.
Использование игр и игровых упражнений с предметными картинками в коррекционно-развивающей работе способствуют :
• расширению общего запаса знаний об окружающем мире;
• развитию внимания, памяти;
• развитию восприятия, речи и моторики;
• позволяет научить ребенка сравнивать и различать объекты;
• повышению уровня познавательной активности и мыслительной деятельности.
Организация занятий-игр с ребенком:
• Должны быть систематическими (2 раза в неделю).
• Определенное время (первая половина дня).
• Продолжительность ежедневного занятия с карточками не должно быть больше 15 минут.
• Не заниматься с ребенком, если он плохо себя чувствует, жалуется на недомогание или просто отказывается.
• Темп работы должен быть спокойным, не следует торопить ребенка.
• Перед ребенком может находиться не больше 10 - 12 карточек.
Заключение
Данный мастер-класс адресован педагогам-психологам, воспитателям дошкольных образовательных учреждений, а так же родителям. Изучив данный материал, вышеперечисленные категории обретут мотивацию для систематического использования игровых упражнений в коррекционно-развивающей работе.
Список литературы
1. Хочу все знать! Развитие интеллекта детей 5-7 лет. Е. О. Севастьянова.
2. Коррекционно-развивающие занятия в подготовительной группе. Л. И. Катаева.
Москва, 2008, «Книголюб».
3. Практическая психология образования/ под ред. И. В. Дубровиной. Москва, ТЦ «Сфера»,
2000.
4. Развитие интеллектуальных способностей у детей 6-7 лет. А. З. Зак. Москва, 1996,
«Новая школа».
5. Коррекционно - развивающие занятия для детей старшего дошкольного возраста Москва, Е. А. Алябьева, «Сфера»,2003.
Приложение № 1
Комплекс игр и упражнений с предметными картинками
Комплекс игр и упражнений корригируется под индивидуальные особенности каждого ребенка с ЗПР.
На мой взгляд, предметные картинки являются основным толчком к познанию ребенком предметов, явлений, событий.
Игра «На что похоже»
Цель: Знакомство с основными признаками предметов.
При описании предмета (первично полезно использовать параллельно с картинками реальные предметы, использовать как обучающий материал).
Для игры понадобится 8 карточек, которые между собой как то связаны, которых объединяет какой-нибудь признак (форма, цвет).
Пример. Картинка мяч - педагог называет и описывает «Это мяч, он круглый».
Инструкция для ребенка: Найди еще круглые предметы.
Игра «Узнай по описанию»
Цель: Закрепление основных признаков предметов (на ранее отработанных картинках).
Педагог выкладывает картинки, обращает внимания ребенка на каждую из картинок. Затем картинки убираются, и педагог описывает любой предмет из, ранее увиденных ребенком и просит ребенка угадать картинку.
Упражнение «Парные картинки»
Цель: Развивает умение группировать и классифицировать окружающие предметы.
Для данной игры понадобится 8 парных картинок (две с животными, две с посудой, две с игрушками, две с мебелью).
Инструкция для ребенка: Найди пару к картинке.
Игра «Чего не стало, что изменилось?»
Цель: Развитие свойств внимания и памяти.
Для игры использовать разные картинки от 6 до 12 (с учетом особенностей ребенка).
Картинки выкладываются в один ряд, ребенка просят запомнить все картинки, как они расположены. Затем ребенок закрывает глаза, а взрослый убирает картинку либо меняет местами.
Игра «Логический поезд»
Материал: карточки, на которых изображены времена года, природные явления, одежда, головные уборы, бытовые предметы, животные, растения, и одна карточка с изображением паровоза.
Предназначение игры : Нужно найти и объяснить связь между картинками-вагончиками.
Ребенок должен объяснить, как он скрепляет вагончики.
Вариант 1.
Пример 1: 1 сапоги, за ними 2 тучка (сапоги одевают в дождливую погоду).
Пример 2: 1 сапоги, за ними 2 мяч (сапоги и мяч резиновые).
Вариант 2.
Ставить рядом можно любые вагончики, составляя логическую цепочку не только по признакам предмета, а по любой связи между ними (название предметов начинаются с одной буквы, или они рифмуются между собой, или: «и то, и другое есть у нас на даче, дома»).
Это игра очень хорошо развивает речь, логическое мышление и фантазию.
Пример 1: Солдат + суп (солдат любит суп) + самолет (солдаты бываю летчики) + птица (у самолета и птицы есть крылья).
Пример 2: Корабль + мотоцикл + самолет (это транспорт) + колесо (есть у самолета) + обруч (круглый как колесо) + часы (тоже круглые).
Вариант 3.
Вагончики составляются, отыскивая не общее, а противоположности.
Пример 1: колючий ёж, а рядом пушистый кот.
Пример 2: Холодная снежинка – горячий чай.
Пример 3: Большой слон с маленькой мышкой.
Игра «Длинная история»
Игрок выбирает несколько карточек, которые будут в его истории.
Выкладывает карточки так, чтобы с предыдущей карточкой образовывала связный рассказ.