марина мерчанская
Использование нетрадиционных техник изодеятельности для развития речи, моторных функций и сенсорной культуры дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие детей зависит от правильного выбора методов обучения. Необходимо учитывать возрастные особенности детей и отклонения в развитии, характерные для той или иной категории проблемных детей.
У детей с общим недоразвитием речи помимо речевых нарушений, а так же нарушений некоторых психических функций недостаточно развита тонкая моторика пальцев рук. Их движения неловки, плохо скоординированы, ребята неправильно держат карандаш, плохо ориентируются на листе бумаги. Поэтому, занимаясь традиционной изобразительной деятельностью, такие дети испытывают неловкость, неудовлетворенность конечным результатом.
Публикация «Использование нетрадиционных техник изодеятельности для развития речи, моторных функций и сенсорной культуры дошкольников» размещена в разделах
- ИЗО. Изобразительная деятельность в детском саду
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Темочки
Нетрадиционная изобразительная деятельность привлекает своей простотой и доступностью, раскрывает возможность использования хорошо знакомых предметов в качестве художественных материалов. Так же нетрадиционная изобразительная деятельность играет важную роль в общем психическом развитии ребенка, развитии мелкой моторики, тактильного восприятия, и конечно, развитии речевых навыков, решая коррекционно-развивающие задачи, что очень важно для детей с ОНР. Занимаясь изобразительной деятельностью нетрадиционными способами, ребенок каждый раз открывает для себя, что рисовать можно не только кистью, но и смятой бумагой, которую тоже можно макнуть в краску. Деревья можно изобразить с помощью трубочки для коктейля, выдувая краску в разных направлениях, а красивые цветы из тонких жгутиков цветной бумаги, используя для этого технику «бумагопластика»…
По содержанию рисунка можно судить об уровне речевого развития ребенка, выявить состояние изобразительных, сенсомоторных способностей и навыков детей, уровне их знаний и представлений об окружающем мире. Дети-пятилетки могут рисовать на самые разнообразные темы. Однако, из-за недостаточного развития мелкой и общей моторики у детей с ОНР происходит торможение процесса творчества и общего уровня сенсорного развития, особенно мышления и речи. Поэтому, порой, яркие образы тускнеют, краски растекаются, карандаши не слушаются, рисунок не получается и юный художник расстраивается. У большинства детей творчество само по себе не развивается и никак не проявляется. Для полноценного эстетического развития и формирования художественно-творческих способностей детей необходимы определенные условия.
Опыт показывает, что одно из наиболее важных условий успешного развития детского художественного творчества – разнообразие и вариативность работы с детьми на занятиях. Новизна обстановки, необычное начало работы, красивые и разнообразны материалы, интересные для детей неповторяющиеся задания, возможность выбора и ещё многие другие факторы – вот что помогает не допустить в детскую изобразительную деятельность однообразие и скуку, обеспечивает живость и непосредственность детского восприятия и деятельности.
В своей работе мы опирались на примерную общеобразовательную программу «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Веракса. Художественно-эстетическое воспитание в данной программе реализуется в процессе ознакомления с природой, разными видами искусства и художественно-эстетической деятельности. Оно направлено на развитие у ребенка любви к прекрасному, обогащение его духовного мира, эстетического восприятия и чувств, воображения, отношения к окружающей действительности, приобщение к искусству как неотъемлемой части духовной и материальной культуры, художественно- эстетического формирования и развития личности ребенка.
Т. С. Комарова особое внимание уделяла развитию сенсорной способности, которую можно и нужно формировать в дошкольном возрасте. В структуре этой способности выделяются три компонента:
техника рисования, (способы правильно держания карандаша, кисти и овладение рациональными приемами их использования, овладение техникой линии, штриха, пятна);
формообразующие движения (движения направленные на передачу формы предмета);
регуляция рисовальных движений по ряду качеств (темпу, ритму, амплитуде, силе нажима, плавность движения, непрерывность, удержание направления движения по прямой, дуге, окружности, умение изменять направление под углом, переход от движения по прямой к движению по дуге и наоборот.
Однако в данной программе нет разнообразия используемого материала.
Поэтому мы изучили и включили в свою деятельность ряд методических пособий, предлагающих обширный выбор новейших, современных техник.
Активно используем в своей практике разработки Ф. С. Каринского, который считает, что чем раньше начинается выявление творческих возможностей детей, тем свободнее и интереснее сможет ребенок творить по законам красоты. Вся деятельность детей рассматривается в единстве эстетического восприятия действительности, практической художественной деятельности и восприятия ими изобразительного искусства. Эта программа хороша тем, что она не навязывает детям изображение, а развивает их фантазию, умение видеть и переносить на бумагу тот мир, который видит сам ребенок.
В пособии О. В. Павловой «Изобразительная деятельность» комплексное структурирование занятий сочетает игровые элементы с программными требованиями по развитию речи, ознакомлению с окружающим миром, физической культуре.
Также в своей работе мы используем методические разработки Т. А. Николкиной по изобразительной деятельности. У этого автора интересно составлены занятия, которые включают в себя задания на развитие графомоторных навыков, зрительную, пальчиковую гимнастику. Все части образовательной деятельности объедены одним игровым сюжетом, что делает занятия интересным и цельным. Мне понравилось, что при объяснении и показе рисунка автор использует технологическую карту. В пособии есть подробные конспекты занятий по рассматриванию картин художников, что способствует развитию художественного вкуса у детей.
Нетрадиционные виды изобразительной деятельности – это один из способов развития детей с общим недоразвитием речи.
Многие дети не способны самостоятельно оценить красоту какого-либо предмета или явления. В этом мы должны помочь, иначе понятие «красиво» останется формальным для ребенка, не приобретет конкретного смысла. Для того, чтобы дети поняли, чем прекрасен тот или иной предмет или явление, мы сами должны уметь искренне чувствовать, видеть красоту в жизни. А это качество нужно развивать в себе и в детях постоянно. Как этого достичь? День за днем наблюдать, рассматривать, рассуждать, вглядываться, прислушиваться.
Выбор методов и приемов – это всегда поиск оптимального пути обучения и воспитания, т. е. наиболее выгодного пути, позволяющего быстро и с разумными затратами энергии и средств достичь намеченной цели и решить поставленные задачи. При выборе методов и приемов нужно учитывать характер предстоящей деятельности, поставленные программные задачи, индивидуальных особенности с детей с ОНР.
Изодеятельность для детей – радостный, вдохновенный труд, к которому не надо принуждать, но очень важно стимулировать и поддерживать малыша, открывая новые возможности изодеятельности. Нестандартные подходы в организации изодеятельности удивляют и восхищают детей, тем самым вызывая стремление заниматься таким интересным делом.
При организации деятельности, выборе техники, материала и темы необходимо учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка.
У детей с речевыми нарушениями отмечается повышенная утомляемость, часто они не могут сосредоточиться на выполнении задания, испытывают затруднения при словесном описании своих действий, поэтому необходимо учить ребят общаться, поощрять их желание наблюдать за работой друг друга. Педагог должен создавать спокойную рабочую обстановку, а так же в процессе работы проводить динамические паузы и физкультминутки.
Занимаясь изобразительной деятельностью с использованием нетрадиционных техник и материалов, дети получают не только знания и навыки, но и радость и удовольствие.
Поэтому мы и решили использовать нетрадиционную технику рисования в коррекционной работе с детьми с общим недоразвитием речи.
При планировании работы по обучению детей рисованию через нетрадиционные техники мы учитывали, что ребёнок должен приобретать опыт художественной деятельности, знакомиться с новыми техниками рисования, развивать ручную умелость
Для работы по программе было составлено годовое перспективное планирование. При этом мы учитывали комплексно-тематический принцип планирования, опираясь на лексические темы. Кроме того, учитывая специфику детей с ОНР, ставили задачи по развитию художественных способностей и развитию речи
Основной вид деятельности, используемый нами в работе с детьми - игра. Игры детей дошкольного возраста различаются по содержанию, характерным особенностям, по тому, какое место они занимают в жизни ребёнка, в его воспитании и обучении
А если учесть, что игра и рисование являются самыми любимыми видами деятельности детей, то можно сделать вывод, что игровая деятельность способствует развитию целостной личности. Становится ясно, что между игрой и рисованием нет противоречий.
Игра – вид деятельности, мотив которой заключается не в результате, а в самом процессе, а в рисование ребёнок учится ставить и определять цель и добиваться конкретных результатов.
Разграничивать игру и детское рисование, особенно в нетрадиционных техниках, не стоит, они дополняют друг друга
Выгодский Л. С. писал: «В игре ребёнок всегда выше своего возраста, выше своего обычного повседневного поведения, он в игре как бы на голову выше сам себя. Игра в конденсированном виде содержит в себе …все тенденции развития, ребёнок в игре как бы пытается сделать прыжок над уровнем своего обычного поведения»
Техники нетрадиционного рисования, которые мы используем в работе с детьми, имеющими общее недоразвитие речи :
рисование пальчиками;
рисование ватными палочками;
тычок жесткой полусухой кистью;
рисование ладошками и из ладошек;
рисование печатками и различными предметами;
рисование восковыми мелками и свечой;
печать по трафарету;
набрызг;
рисование мятой бумагой;
рисование пластилином;
аппликация из бумажных шариков;
рисование сыпучим материалом (песок, манка, скорлупа и т. д.);
кляксография с трубочкой.
на всех парусах по водной глади.
Нами была составлена картотека нетрадиционных техник художественного творчества.
Приведу пример использования некоторых из них.
Печатка – техника, позволяющая многократно изображать один и тот же предмет, составляя из его отпечатков разные композиции.
Описание техники :
Для начала нужно изготовить «печатку». Печатки изготовить несложно самим: надо взять ластик, нарисовать на торце рисунок и срезать всё ненужное. «Печатка» готова!
Прижимаем её к подушечке с краской, а затем к листу бумаги. Получается ровный и чёткий отпечаток. Составляй любую композицию!
Упражнения:
Для детей младшей группы можно предложить нарисовать:
цветы для пчёлки;
бабочек порхающих над лугом;
грибы на полянке;
овощи в корзинке;
фрукты в вазе и т. п.
Кляксография – игры с кляксами помогают развить глазомер, координацию и силу движений, фантазию и воображение.
Описание техники :
Кляксографию используем в качестве игр и развлечений.
Поставим большую, яркую кляксу. Возьмём трубочку для коктейля и осторожно подуем на каплю, побежала она вверх, оставляя за собой след. Повернём лист и снова подуем.
А можно сделать ещё одну кляксу, но другого цвета, пусть встретятся. А на что же похожи их следы?
Упражнения:
«Волшебная поляна» Поставим на листе разноцветные капли и раздуем их в разные стороны. Дорисуем стебли листья.
«Букет цветов» Нарисуем вазу, стебли, листья. а цветы сделаем из клякс. Вот какие астры получились.
«Волшебная лампа» Нарисуем сказочную лампу. Капнем кляксу – загорелся в лампе свет. А чтобы ярко горел и светил всем добрым людям, раздуем каплю.
Набрызг – непростая техника.
Описание техники :
Её суть в разбрызгивании капель с помощью приспособленной для этого зубной щётки и деревянной лопатки (стеки). Держа в левой руке зубную щётку наберём немного краски, а стекой будем проводить по поверхности щётки – быстрыми движениями по направлению к себе. Брызги полетят на бумагу. Вот и всё. Лучше осваивать эту технику летом на прогулке так как сначала капли краски летят не только на бумагу.
Упражнения:
«Салфетки» Сделаем набрызг разными красками и полюбуемся эффектом.
«Снегопад» По цветному тону делаем набрызг белой краской.
Кружатся в танце белые снежинки.
«Закружила золотая осень» Цветной краской (золотой) набрызгать листву. Кисточкой прорисовать стволы деревьев, ветки кустов. Получается красивый осенний лес.
Рисование ладошками – очень интересная техника.
Описание техники :
Обмакиваем всю ладонь или её часть в краску и оставляем отпечаток на бумаге.
Можно «раскрасить» ладонь в разные цвета и оставляем отпечаток на бумаге. В таком случае мы краску не только видим, но и чувствуем.
К отпечаткам ладоней можно добавить отпечатки одного или нескольких пальцев в разных комбинациях.
Упражнения:
Предложите детям представить:
«Потеряли перчатки по дороге котятки…»Раскрасим левую руку и приложим её к листу бумаги – одна перчатка нашлась! А теперь раскрасим правую руку (поучимся рисовать левой) и приложим отпечаток рядом. Обе перчатки нашлись!
«Чьё лицо?» Отпечаток одной ладони без пальцев похож на чьё – то лицо. Может быть к нам в гости пришёл домовёнок Кузя? Или Гном? Осталось взять кисточку и добавить необходимые детали.
«Наши птицы» Отпечаток руки может превратиться и в утку, и в лебедя, и в любую волшебную птицу, и в важного индюка, задиристого петуха, гадкого утёнка.
«Цветы» Отпечаток всей ладони, приложенный к нарисованному цветочному горшку может быть кактусом или ещё каким-нибудь цветком.
«Животные» С помощью данной техники можно изобразить и испугавшихся животных, у которых шерсть встала дыбом.
«Ежи» Прекрасная ежиная семья может выйти на прогулку, если прикладывать отпечатки разных по размеру ладошек.
При развитии детского изобразительного творчества в контексте со связной речью большое значение имеет использование художественного слова. Художественное слово усиливает чувства детей, речевую мыслительную деятельность. Можно обратиться и к проверенному практикой приему работы, когда прочитанное воспитателем четверостишье пробуждает детей к воспроизведению в рисунке впечатлений от стихотворения. Чтение стихотворений, потешек, песенок на занятиях рисованием повышает эмоциональное отношение детей, способствует формированию образного представления об изображаемом. Для этого мы используем произведения мелодичные, звонкие, с красивым ритмом, с четкой рифмой. Изобразительность и выразительность в поэзии тесно связаны между собой. Выразительность в рисунке создается при помощи звучных слов, передающих характер образа игрушки, дерева, животного и пр. Выразительные средства языка повышают эмоциональное настроение маленького рисовальщика. Прежде чем дети возьмут в руки кисти и краски, мы на музыкальном фоне читаем строчки стихотворения по теме предстоящего занятия. Занятия по изодеятельности, посвященные сезонному изображению природы, начинаем с подбора слов, подчеркивающих очарование этого времени года. Здесь уместен прием – игра «Слово на ладошке» : – «Я ладошку раскрываю, слова ваши принимаю». С помощью этого приема у детей с общим недоразвитием речи обогащается описательный словарь. Так, во время прохождения лексической темы «Осень» на занятии по изодеятельности, перед тем, как рисовать осенние листочки, дети «складывали» на ладошку «красивые слова об осенних листьях» : багряные, золотые, легкие, воздушные, лапчатые, разноцветные, листопадные.
На занятиях по изодеятельности мы применяем различные приемы работы с детьми:
обследование предметов (резиновых, пластмассовых, стеклянных бумажных, деревянных);
комментирование действий (берем карандаш в правую руку, ставим карандаш в левый верхний угол и т. д.);
воспроизведение движений в воздухе (“рисование” предметов на заданную тему);
подробные вопросы к детям по форме и цвету;
предварительные упражнения для развития мелкой моторики.
Нами используется и прием “незавершенный рисунок”, который незаменим для развития творческих способностей и в рисовании, и в развитии речи. Незаконченные фигурки можно превращать во что угодно: в космический корабль, горы, растения, обитателей планеты, космонавтов и т. д.
У детей с нарушениями речи особые трудности возникают в составлении описательных рассказов по картине. Для облегчения этого процесса на занятиях по изо мы «превращали» треугольники (большие, маленькие, красные, оранжевые, фиолетовые, желтые) в разнообразные овощи и фрукты. У детей складывался определенный план, ими назывались: форма, цвет, размер плода; оставалось назвать вкус, вариант использования в пищу, и описательный рассказ был составлен. При рисовании ребенок рассказывал: «Я нарисовал морковку. Она – большая, оранжевая, треугольная». А потом добавлял: «На вкус – сладкая. Она растет на огороде в земле. Ее кладут в суп и салат».
Важно осуществлять взаимодействия речевой и изобразительной деятельности в блоке совместной деятельности воспитателя с детьми. В процессе выполнения практических действий, обыгрывания сюжета мы ведем непрерывный разговор с детьми. Игровая ситуация, формы работы воспитателя в этом блоке стимулирует их речевую активность. Воспитатель обозначает словом все, что происходит на бумаге. Такие комментарии позволяют уточнить значение слов производимых действий, уже известных ребенку, а также познакомить с новыми словами и их значениями, обогащая пассивный словарь. Необходимо поддерживать любую попытку ребенка-логопата прокомментировать свои действия, проговорить их, а для отдельных детей также специально создавать условия, в которых ему захочется воспользоваться активной речью.
В ходе совместного рисования дают отличные результаты специальные приемы. Мы использовали наклейки с различными изображениями, что позволило облегчить и ускорить процесс создания сюжетной картинки. Это особенно важно в работе с аутичным ребенком, который не умеет ждать. Сюжеты картинок из наклеек зависят от желаний ребенка, арсенала наклеек и фантазии взрослого:
Работу по использованию детьми нетрадиционных техник и материалов проводили по направлениям.
Первое направление-рисование пальчиками, ладошкой.
Сначала познакомили детей с техникой рисования пальчиками, ладошкой. Дети с восторгом восприняли этот вид деятельности, так как эта техника позволяет успешно выполнить рисунок. У ребенка появилась уверенность в себе, желание рисовать.
Познакомив детей с гуашью, так как она имеет более плотную фактуру, мы предлагали опустить в гуашь пальчики и нанести точки, пятнышки на бумагу. Далее слегка усложнив задание, дети набирали краски разного цвета на каждый пальчик, таким образом, учили детей основным цветам, развивали мелкую моторику рук, воображение, творческие способности. Постепенно у детей увеличивался объем художественных представлений, развивалась фантазия, изобразительные умения и навыки.
Удивительным открытием для детей явились отпечатки листьев, спичечных коробков, пуговиц. Дети с удовольствием исследовали возможности применения различных предметов в рисовании, нанося краску на деталь и отпечатывая ее на бумаге.
Затем, на полученный отпечаток кисточкой прорисовывали детали рисунка в соответствии задуманного сюжета. Работа с отпечатками помогла детям обрести уверенность в своих силах, сформировать стремление создавать красивое, глядя на окружающий мир глазами художника.
Научив детей делать отпечатки, предложили попробовать сделать оттиск смятой бумагой. Сначала брали небольшого размера бумагу, сминали и опускали в краску (акварель, гуашь, предварительно смочив ее. Затем делали оттиск на листе бумаги.
На первом этапе этой деятельности использовали в работах один-три цвета. У ребят получались пушистые снежные хлопья, цветы на поляне.
Отработав правильный нажим на бумагу при оттиске, следующем этапом предложили закрашивать контуры животных этим видом техники. Научили детей накладывать один цвет на другой, вызвав у детей интерес к экспериментированию. Животные получались разношерстные, пушистые.
На третьем этапе предложили детям больший размер бумаги. Для этого понадобилось блюдце и гуашь. Ребята делали оттиск и дорисовывали кистью полученное изображение до задуманной ими картины.
Включение в работу с детьми нетрадиционных техник рисования позволяет развивать сенсорную сферу не только за счет изучения свойств изображаемых предметов, выполнение соответствующих действий, но и за счет работы с разными изобразительными материалами. Кроме того, осуществляется стимуляция познавательного интереса ребенка (использование предметов, которые окружают малыша каждый день в новом ракурсе – можно рисовать собственной ладошкой, пальчиками, использовать вместо кисточки мятую бумагу или листик березы). Происходит развитие наглядно-образного, и словесно-логического мышления, активизация самостоятельной мыслительной деятельности детей. (Чем я еще могу рисовать? Что я могу этим материалом нарисовать) За счет использования различных изобразительных материалов, новых технических приемов, требующих точности движений, но не ограничивающих пальцы ребенка фиксированным положением (как при правильном держании кисти или карандаша, создаются условия для преодоления общей моторной неловкости, развития мелкой моторики. Ведь вместо традиционных кисти и карандаша ребенок использует для создания изображения собственные ладошки, различные печатки, трафареты, пальцы.
В процессе такой работы по мере тренировки движений рук совершенствуется состояние речи детей. Формированию психофизиологической основы речи способствует и совместная деятельность детей и педагога. Именно нетрадиционные техники рисования создают атмосферу непринужденности, открытости, раскованности, способствуют развитию инициативы, самостоятельности детей, создают эмоционально- положительное отношение к деятельности. Результат изобразительной деятельности не может быть плохим или хорошим, работа каждого ребенка индивидуальна, неповторима.
Дети очень любят свои рисунки, гордятся ими, узнают свои «произведения искусства». Создавая ситуацию успеха для каждого ребенка, мы корректируем его эмоционально-волевую сферу, что также положительно оказывается на динамике речевого развития. Кроме того, совместная деятельность, увлеченность общим делом способствует речевому развитию ребенка и через межличностное взаимодействие.
На занятиях рисованием с использованием нетрадиционных техник решаются и частные задачи развития речи. Так, создавая изображение с помощью выдувания красок («рисование мыльными пузырями», техника «кляксография», дети незаметно для себя укрепляют мышцы губ, тем самым осуществляется дыхательная гимнастика, необходимая при некоторых речевых нарушениях. Формирование активного и пассивного словаря происходит за счет использования слов, обозначающих свойства, качества того или иного материала, способов действия с ним и так далее.
Для эффективного осуществления педагогического процесса в группе мы создали соответствующую развивающую среду. Пространство сконструировано таким образом, чтобы каждый ребёнок в течение дня мог найти себе увлекательное занятие.
Изодеятельность позволяет развивать творческие возможности ребенка. Дети получают знания, умения, навыки, учатся познавать мир и осознавать себя и свое место в нем.
Название предметов, явлений, их словесное определение и описание, высказывания ребенка о том, что и как он рисует, лепит; рассказ о созданном изображении, его оценка, умение его охарактеризовать, сказать, что получилось и что не получилось и почему, развивает речь детей и способствует более глубокому осмыслению процесса изображения.
Таким образом, использование нетрадиционных техник рисования в работе с детьми, имеющими речевые нарушения, может способствовать преодолению моторной неловкости (а значит и слабых изобразительных умений, демонстрируемых детьми при проведении традиционных занятий по изобразительной деятельности); по-новому открывает перед ребёнком мир, что помогает активизировать и расширить словарный запас; даёт представление о новых возможностях взаимодействия предметов, позволяя установить грамматические закономерности при описании своих действий, а также создаёт мощную психофизиологическую базу для развития речи.