Получи документы

Использование народного фольклора в развитии детского интеллекта

Елена Кретова
Использование народного фольклора в развитии детского интеллекта
▼ Скачать + Заказать документы

1. Влияние произведений устного народного творчества на развитие речи детей раннего возраста

Речь в жизни человека - это наиважнейшая функция, необходимая каждому. Без речи, без звучащего слова, жизнь была бы скучна и не интересна. Благодаря речи мы общаемся, передаем опыт, регулируем деятельность и поведение.

Публикация «Использование народного фольклора в развитии детского интеллекта» размещена в разделах

Речь имеет большое значение для целостного и всестороннего развития ребенка в раннем возрасте, так как она становится основным средством общения. Ребенок понимает часть слов и не все грамматические конструкции, но именно речь привлекает его внимание к предметам и действиям.

При недостатке общения, речь ребенка не развивается, и он может вырасти замкнутым. Наилучшим способом влияют на развитие речи ребенка средства устного народного творчества.

Произведения устного народного творчества таят в себе неисчерпаемые возможности для развития речевых навыков, позволяют с самого раннего детства побуждать к познавательной деятельности и речевой активности. Малый фольклор играет важную роль в воспитании детей. Деление его на жанры позволяет в определённом возрасте ребёнка обогащать его духовный мир, развивать патриотизм, уважение к прошлому своего народа, изучение его традиций, усвоение морально-нравственных норм поведения в обществе.

Малый фольклор развивает устную речь ребёнка, влияет на его духовное развитие, на его фантазию. Каждый жанр детского фольклора учит определённым нравственным нормам.

2. Использование фольклора в режимных моментах в период адаптации детей раннего возраста

В раннем возрасте у ребенка закладывается основы познавательной деятельности, именно в этом возрасте малыш знакомится с окружающим миром, делая свои первые открытия. А помогает ему во всех начинаниях - мама! С самого рождения мамочка поет ему колыбельную - выражая свою заботу и любовь. Если дитя капризничает - читает уговорушки. Мамочка всегда рядом!

Но проходит время и малыш идет в детский сад. Наша задача состоит в создании благоприятных и комфортных условий для успешной адаптации, снятия эмоционального напряжения и тревоги. Ведь в период привыкания он скучает по дому, маме, еще не может общаться с другими детьми, взрослыми.

В. А. Сухомлинский считал - «сказки, песенки, потешки независимым средством пробуждения познавательной активности, самостоятельности, индивидуальности».

Воспитатель, завлекая малыша, посадив его на колени проговаривает знакомые потешки «По-кочкам, по-кочкам», «Ехали, ехали…», это позволяет отвлечь малыша от плача, тем самым постепенно устанавливая контакт с ребёнком, вызвать у него положительные эмоции, а потешки, в которых имеются игровые приемы («Ладушки», «Поехали,поехали, «Идёт коза рогатая») вызывают потребность вступить в эмоциональный контакт со взрослым.

Важное условие работы с детьми, особенно в период адаптации к детскому саду как можно чаще вводить в образовательную деятельность использование фольклора – потешек, пестушек, закличек.

В нашей группе мы применяем малые фольклорные формы, которые побуждают малыша к повторению действий за воспитателем. Особенно хорошо потешки помогают в организации режимных моментов.

Для воспитания и привития у детей культурно-гигиенических навыков мы пользуемся потешками:

Чистая водичка

Умоет Саше личико,

Анечке - ладошки,

А пальчики - Антошке.

В первые недели адаптации ребенок испытывает стресс и часто отказывается от еды.

Использование потешек помогает накормить детей.

А у нас есть ложка

Волшебная немножко.

Вот -тарелка

Вот-еда,

Не останется следа!

Собирая малышей на прогулку, - использую одевалочки –

Раз, два, три, четыре, пять

Собираемся гулять.

Завязала Катеньке

Шарфик полосатенький.

Наденем на ножки

Валенки-сапожки

И пойдем скорей гулять,

Прыгать, бегать и скакать.

Вот потешки для укладывания спать:

Бай, бай, бай, бай,

Ты, собаченька, не лай

И в гудочек не гуди

Наших деток не буди.

Наши детки будут спать

Да большими вырастать

Маленькие заиньки

Захотели баиньки,

Захотели баиньки,

Потому что заиньки.

Мы немножечко поспим,

Мы на спинке полежим.

Мы на спинке полежим

И тихонько посопим.

Просыпаемся -

Потянушки-потягушки,

Кто тут сладкий на подушке?

Кто тут нежится в кроватке?

Чьи тут розовые пятки?

Это кто же тут проснулся,

Кто так маме улыбнулся?

И кого так любит мама?

Вот тут кто любимый самый!

Потешки помогут успокоить малыша и утешить, и установить тишину.

При плаче:

У волка боли,

У медведя боли,

У зайца боли,

У Танюшки

заживи!

Пестушка-молчанка -

Где же наши ушки?

Слушают пестушки!

А где глазки?

Смотрят сказки!

А где зубки?

Прячут губки!

Ну а ротик на замочек!

Начиная свой день с потешки, ребенок узнаёт знакомые ему слова, это сопровождается положительными эмоциями: - он охотно вступает в диалог, постепенно, день за днём все больше начинает доверять воспитателю, что делает адаптацию безболезненной. Малыш чувствует защищённость и уверенность в том, что в детском саду его любят и ждут.

Малый фольклор играет важную роль в воспитании и развитии детей раннего возраста: развивает речь ребенка, способствует развитию эмоциональной сферы, учит детей общаться. С помощью народных песенок, потешек у детей воспитывается положительное отношение к режимным моментам: умыванию, причесыванию, приему пищи, одеванию, укладыванию спать. Благодаря звучности стихов, песенок все виды детской деятельности становятся более интересными, яркими, запоминающимися, эмоционально окрашенными.

Малые формы фольклора выполняют существенную роль в процессе развития речи детей. Если детям систематически рассказывают сказки, потешки, прибаутки и т. д. у них развивается слуховая сосредоточенность, навыки слушания чтения книги. Благодаря этому, к концу третьего года жизни дети способны понимать содержание произведения и эмоционально на него откликаться. В это же время у детей формируется и более сложное отношение к художественному тексту: первоначальное суждение, элементарное обобщение, вывод, первичные оценки. Трехлетний малыш с помощью взрослого может пересказать содержание короткого рассказа, небольшой сказки.

Таким образом, можно утверждать, что русский народный фольклор играет неоспоримую роль в процессе развития речи детей раннего возраста.

Публикации по теме:

Использование дидактических игр в познавательном развитии детей 3–4 лет Три – четыре года – это возраст, когда малыш старается освоить характеристики различных предметов (особенно их функции и целевое назначение).

Использование мнемотехники в развитии речи дошкольникаИспользование мнемотехники в развитии речи дошкольника В настоящее время остро чувствуется проблема развития связной речи у дошкольников, что впоследствии скажется на успеваемости ребенка в школе.

Использование фольклора в режимных моментах Использование народного фольклора в режимных моментах. Предлагаем Вашему вниманию использование народного фольклора в режимных моментах.

Использование русского фольклора в адаптации детей раннего возраста Использование русского фольклора в адаптации детей раннего возраста. Сценарий развлечения «Веснянка» в первой младшей группе МКДОУ д/с.

Консультация для педагогов «Использование фольклора на музыкальных занятиях с элементами логоритмики» Использование русского народного фольклора на музыкальных занятиях с элементами логоритмикиВсе окружающее нас живет по законам ритма. Смена.

Консультация для родителей: «Значение фольклора в музыкальном развитии детей» Фольклор является объединяющим миром детей и взрослых. Сегодня это ключ к пониманию возрастной психологии, детских художественных вкусов.

Консультация для воспитателей «Роль фольклора в развитии речи детей раннего возраста»Консультация для воспитателей «Роль фольклора в развитии речи детей раннего возраста» Психологи все чаще обращают внимание воспитателей и родителей на значение воспитания и развития детей от рождения до 3-х лет. Все приходят.

Мастер-класс по изготовлению развивающей игры «По следам народного фольклора», для детей дошкольного возрастаМастер-класс по изготовлению развивающей игры «По следам народного фольклора», для детей дошкольного возраста Цель мастер - класса: научиться делать настольные игры своими руками. Данный мастер класс, может быть полезен: воспитателям детских садов,.

Образовательный проект в первой младшей группе «Использование фольклора в разных видах деятельности» Образовательный проект в первой младшей группе МБДОУ «Детский сад № 9 комбинированного вида» г. Бавлы Участники проекта: воспитатель Богатая.

Использование фольклора в период адаптации детей раннего возраста к ДОУИспользование фольклора в период адаптации детей раннего возраста к ДОУ МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ Д/С №10 "КРОХА" Статья на тему: «Использование фольклора в период адаптации.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование народного фольклора в развитии детского интеллекта
Опубликовано: 17 января 2021 в 18:50
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Использование народного фольклора в развитии детского интеллекта» (включая файлы) размещена пользователем Елена Кретова (УИ 542217) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД