Ольга Суханова
Модели артикуляции звуков на логопедических занятиях
▼ Скачать + Заказать документы
Моделирование в коррекционной работе с детьми с нарушениями речи – это наглядная основа, способствующая постановке и дифференциации звуков речи. Применение модели помогает детям с речевыми нарушениями лучше запоминать предлагаемый материал, развивает высшие психические функции.
Интересным является использование модели при постановке звуке и при дифференциации звуков. Когда ребенок видит модель звука (это положение органов артикуляции при произнесении этого звука, он сознательно начинает пытаться принять нужный артикуляционный уклад. Логопеду достаточно познакомить ребенка с моделью звука, показать ему правильное положение органов артикуляции и можно дальше продолжать работу, делая упор на модель звука. Моделирование помогает создать правильный образ положения артикуляционных органов при произнесении звука. Создание образа – это исследовательская работа, которая помогает осознать, что представляет собой артикуляционный аппарат и какие органы задействованы при произнесении звука.
Публикация «Модели артикуляции звуков на логопедических занятиях» размещена в разделах
- Артикуляция. Артикуляционная гимнастика
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Темочки
На этапе постановки звука мы используем модель звука как основу, образец правильного произношения. При автоматизации звука модель – это подсказка правильного произношения. Закреплению правильной артикуляции помогают не только речедвигательный и слуховой анализаторы, но и зрительный. Целесообразно использовать такие упражнения с моделями звуков :
- показать модель артикуляции отрабатываемого звука, когда услышишь его среди других звуков;
- назвать слоги со звуком, модель артикуляции которого вы видите;
- назвать слова со звуком, модель артикуляции которого вы видите;
- выбрать картинки, в названии которых есть звук, модель артикуляции которого вы видите;
- выделить из текста слова со звуком, модель артикуляции которого вы видите;
- составить слова на слог, заданный моделью артикуляции;
- составить слова из звуков, модели артикуляции которых вы видите.
При дифференциации звуков мы сравниваем модели артикуляции звуков, отмечаем какие органы изменяют свое положение. Используем такие упражнения:
-выделить дифференцируемые звуки из потока звуков показом соответствующих моделей; произнести это звуки;
- выделить дифференцируемые звуки из ряда слогов показом соответствующих моделей; произнести эти слоги;
- выбрать картинки, в названии которых есть дифференцируемые звуки, показать модели артикуляции этих звуков.
Игры с моделями звуков :
- подобрать слова (подбирать слова по изучаемым лексическим темам) со звуком, заданным моделью : в начале слова, в середине слова, в конце слова;
- чтение слогов, заданных моделями звуков;
- чтение слов, заданных моделями звуков;
- выбрать картинки, названия которых подходят к схеме с заданным модулем звуком;
- продолжить цепочку слов, заменяя в слове один звук другим, заменяя и модель звука в схеме;
- назвать слова, начинающиеся на слог, заданный модулями звуков.