Бурова Юлия Владимировна
Использование мнемотехники в разучивании стихотворений с детьми
▼ Скачать + Заказать документы
Использование мнемотехники в разучивании стихотворений с детьми
Здравствуйте, уважаемые родители! Я рада приветствовать Вас на сегодняшнем мастер-классе, в ходе которого вы познакомитесь с такими понятиями, как «Мнемотехника», «Мнемодорожка», «Мнемотаблица», а так же узнаете, как и для чего можно использовать мнемотаблицы в домашних условиях.
Девиз сегодняшнего мастер-класса звучит так:
Послушай - ты узнаешь!
Посмотри - ты поймешь!
Темочки:
- Заучивание стихотворений с использованием мнемотаблиц
- Мнемотехника. Опорные картинки, мнемотаблицы
- Стихи для детей. Авторские детские стихотворения
- Темочки
Сделай - ты научишься!
Педагоги от родителей часто слышат такие слова – «У нас стихи не запоминаются! Не может быстро запомнить текст, путается в строчках».
В то же время родители говорят, что их ребенок великолепно запоминает рекламу или может легко пересказать очередную серию любимого мультфильма. В чём причина?
Дело в том, что в первом случае, при разучивании стихотворения, требуется произвольное запоминание (когда мы запоминаем что-то специально, это требует волевых усилий, а во втором - действует непроизвольное, основанное на эмоциях и интересе ребёнка. Вспомните любую рекламу: текст, красочные картинки, быстро сменяющие друг друга, сопровождающиеся музыкой не требуют усилий для запоминания.
Одни дети лучше запоминают слова (развита слуховая память - музыкальные, речевые звуки, а другие - зрительные образы (развита зрительная память).
Ассоциативная память - память, в которой элементы запоминаемого материала связаны между собой ассоциативно.
А что такое ассоциация? Это связь между отдельными представлениями, когда одно из них влечет за собой появление другого. Например, мы чувствуем запах пирога и вспоминаем старый деревенский дом, в котором провели свое детство. Или кто-то говорит нам «лес», и в нашем сознании всплывает образ ели.
Есть ещё интересный вид памяти - фотографическая память, которая у дошкольников встречается редко. Вспоминая что-нибудь, ребенок как бы снова видит это перед глазами и может описать во всех подробностях.
Поскольку мы с Вами определили, что память бывает разная, и она влияет на то, как развивается мышление ребёнка и его речь, то нам необходимо найти такие приёмы, которые бы развивали детскую память в целом. Такие приёмы есть. Одним из них является…
Мнемотехника – (от греч. mnemonikon – искусство запоминания)- система специальных приемов, служащих для облегчения запоминания, сохранения и воспроизведения информации.
Слово «Мнемотехника» образовано от имени греческой богини памяти Мнемозины – матери девяти муз. Первоначально мнемотехника развивалась как часть риторики (ораторского искусства) и использовалась для запоминания речей.
В настоящее время данная технология используется и в детских садах.
Феноменальная память – это не дар. Это навык. Поэтому, для выработки определённых навыков, умений в обучающий процесс вводятся различные приёмы, которые помогают развивать память. Чаще всего используют…
Мнемотаблица– это схема, в которую заложена определенная информация.
Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений. Суть заключается в следующем: на каждое слово или строку придумывается картинка (изображение); таким, образом, все стихотворение зарисовывается схематически (кодируется). После чего ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком.
На начальном этапе взрослый предлагает готовый план (схему, а по мере обучения в процесс создания включаются дети и создают свои схемы.
Сейчас я предлагаю Вам составить мнемотаблицы для разучивания стихотворений по предложенному тексту. Но, что делать, если мы не обладаем художественными способностями и нам сложно нарисовать понятный ребёнку рисунок? Выход есть! Можно заполнять мнемотаблицы картинками (распечатать или вырезать из журнала).
Так мы и сделаем. Перед Вами листы бумаги, картинки и стихотворные тексты (участники мастер-класса заполняют ячейки таблицы картинками).
Наше стихотворение «нарисовано», мнемотаблица готова. А теперь, глядя на свои мнемотаблицы, прочтите стихотворение без опоры на текст (родители читают стихотворения).Существует несколько этапов работы над стихотворениями, с которыми Вы сможете познакомиться, прочитав буклет.
Хотелось бы отметить, что детям очень нравится рисовать и работать с мнемотаблицами. Наглядная схема выступает в качестве плана речевого высказывания. Ребенок знает, с чего он может начать, чем продолжить и уточнить свой рассказ, а также как его завершить. А процесс разучивания стихотворения становится интересным и быстрым.
Уверена, что вы согласитесь со мной, если скажу, что нарисованное запечатлевается в памяти лучше, потому что закрепляется не только слово, но и образ, и движение руки (так же, как Вы сами писали шпаргалки). Верно?Дети
Принять участие
На протяжении дошкольного детства одной из задач, стоящих перед педагогами, является ознакомление детей с художественной литературой, разными ее жанрами. Поэзия, как один из жанров литературы, является источником и средством обогащения образной речи, развития поэтического слуха.
При заучивании с детьми стихотворений, мы, педагоги, зачастую сталкиваемся с такими трудностями как:
Потеря, искажение смысла стихотворения.
Изменение порядка слов, что нарушает художественную форму.
Длительность процесса заучивания (запоминания).
Припоминание, а при припоминании текста, теряется интонационная выразительность.
Монотонное зазубривание, заучивание по принципу «Надо!» не поможет глубоко усвоить материал, не вызовет в сознании ребёнка ярких образов, представлений, ассоциаций. Учитывая, что в данное время дети перенасыщены информацией, необходимо, чтобы процесс обучения был для них интересным, занимательным, развивающим.
Чтобы помочь детям в заучивании стихотворений и облегчить этот процесс, мы активно используем опорные схемы и таблицы, то есть применяем метод наглядного моделирования или мнемотехники. Использование наглядного материала превращает обычное занятие в игру. Мнемотехника - это система методов и приёмов, которая облегчает запоминание и увеличивает объем памяти путем образования дополнительных зрительных ассоциаций, обеспечивает сохранение и воспроизведение информации, позволяет организовать учебный процесс в виде игры.
Использование мнемотаблиц открывает для детей большие возможности: развивает все компоненты устной речи, способствует развитию основных психических процессов, а также стимулирует развитие мелкой моторики рук при частичном или полном воспроизведении текста.
Мнемотаблицы достаточно эффективны при разучивании стихотворений. Суть заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом все стихотворение зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком.
Как любая технология, мнемотехника строится от простого к сложному. Необходимо начинать работу с простейших мнемоквадратов (1 карточка с 1 рисунком-символом, последовательно переходить к мнемодорожкам (вид мнемосхем, которые выстраиваются в линию, и позже – к мнемотаблицам (таблица, в которую заложена определенная информация). В качестве условных обозначений могут выступать символы разнообразного характера: предметные рисунки, символические изображения предметов (силуэты, контуры, пиктограммы, геометрические фигуры, условные обозначения, цифры, слова или первые буквы слов и т. д.
Методика использования мнемотехники включает в себя четыре этапа:
I этап: Копилка слов. Развитие и активизация словаря при помощи мнемоквадратов.
На данном этапе дети «собирают» новые слова в «копилку», т. е. рисуют или обозначают при помощи символов, новые, придуманные, принесённые из дома, услышанные и пр. слова. Детям предлагается вспомнить слова, которые они «положили» в копилку слов и составить с ними предложение или рассказ. Также здесь необходимо вводить заранее слова, которые будут необходимы, при заучивании конкретного стихотворения. Дополнительно проводятся дидактические игры для развития мышления, внимания, и активизации словаря.
II этап: Чтение и далее самостоятельное составление мнемодорожек, мнемотаблиц.
Суть данного этапа заключается в том, что при чтении стихотворения на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается (или даётся готовая) картинка-схема; таким образом, всё стихотворение зарисовывается схематически. По мере обучения ребёнок активно включается в процесс создания своей собственной схемы.
III этап: Эмоциональное, выразительное воспроизведение текста стихотворения.
Выразительность исполнения требует развития техники речи: дикции, дыхания. С этой целью можно проводить разнообразные упражнения, развивающие речевой слух, речевое дыхание, отчётливое произношение звуков, слов, упражнения на развитие интонационной выразительности, воспитание умения определять смысл логических ударений. После проделанной работы детям предоставляется возможность воспроизвести текст с опорой на рисунки.
IV этап: Детское проектно-творческое моделирование.
На данном этапе дети могут применять мнемотаблицы, мнемодорожки и мнемоквадраты в самостоятельной деятельности.
Требования к мнемотаблице :
знаки и символы должны быть хорошо знакомы детям;
знаки и символы должны отображать обобщённый образ предмета;
знаки и символы предварительно обсуждаются с детьми и принимаются.
При выборе текста нужно учитывать возрастные особенности:
В младшем возрасте используются готовые цветные мнемодорожки, так как у детей остаются в памяти отдельные образы: елочка - зеленая, ягодка – красная. Малышам трудно сразу уловить информацию через мнемотаблицу, поэтому с ними удобнее работать по мнемодорожке. В данном возрасте мнемосхемы даются детям готовые, т. е. дети не принимают участия в их изготовлении для них это пока сложно. Традиционно при заучивании стихотворений с детьми младшего возраста, воспитатель может использовать игрушку в качестве демонстрации. При использовании мнемотехники данная демонстрация так же допускается. После заучивания мнемодорожки в младшем возрасте используются в основном в индивидуальной работе с детьми. бенок рассказывает стихотворение с опорой на мнемотаблицу.
С детьми среднего возраста так же используют цветные мнемотаблицы. Но изображения становятся более символичными, например, елочку мы можем обозначить двумя треугольниками, но зеленого цвета. Также происходит постепенный переход от мнемодорожек к мнемотаблицам. Количество мнемосхем в них увеличивается до 7-8 к концу года. В среднем возрасте, так же как и в младшем, дети заучивают стихотворения по готовым мнемотаблицам. Пройденный материал необходимо постоянно повторять. Это обычно происходит во время игр, заданий побуждающих детей вспоминать выученные ранее стихотворения, например, во время лепки, рисования, на прогулке, во время наблюдения.
В старшем возрасте при составлении мнемотаблиц используется более символичное изображение одного основного цвета (черное, синее) изображение, например, рисунок домика изображается как черные квадрат и треугольник.
Так же при составлении мнемотаблиц можно использовать буквы, например, явления, времена года (весна-В, цифры.
Начиная со старшей группы, дети привлекаются к составлению мнемотаблиц, т. е. предлагают использовать тот или иной цвет, символ, форму, величину и т. д. В подготовительной группе мы им предлагаем составлять схемы самостоятельно (дети сами заполняют мнемотаблицу).
Объем произведения для заучивания с помощью метода мнемотехники :
1-2 четверостишия для младших групп;
2-3 четверостишия для средних групп;
3-4 четверостишия для старших групп;
4-5 четверостиший для подготовительных групп.
Предлагаю рассмотреть, в чем различие классического метода заучивания стихотворений и метода заучивания стихотворения с использованием мнемотехники.
Классическая методика:
1. Подбор стихотворения (согласно возрастным особенностям детей).
2. Выразительное чтение педагогом стихотворения.
3. Беседа по содержанию.
4. Чтение с установкой на запоминание 5-6 раз (в старших группах можно предложить детям назвать отрывки, которые им очень понравились).
Методика заучивания стихотворения по мнемотаблице :
1. Подбор стихотворения (согласно возрастным особенностям детей)
2. Выразительное чтение педагогом стихотворения.
3. Беседа по содержанию и кодирование информации, т. е. преобразование в символы.
4. Перекодирование символов в образы (чтение схем и рассказывание стихотворения 2-3 раза)
5. Самостоятельное чтение.
Для того чтобы занятия мнемотехникой были эффективными, необходимо, чтобы у детей уже был определенный словарный запас, и конечно все занятия проводятся в форме игры. Методика мнемотехники предполагает возможность выбора педагогом формы проведения занятия. Мнемотехнику можно вести в виде самостоятельного занятия или включать ее элементы в различные виды занятий и
Как ещё можно использовать мнемотаблицы, занимаясь с ребёнком дома?
Варианты игр с мнемотаблицами :
1. Восстановить последовательность картинок по памяти;
2. Смешать их с другими и отбирать среди нескольких картинок те, которые относятся к данной теме;
3. Определять, где должна находиться “выпавшая” картинка среди других;
4. Найти лишнюю картинку;
5. Найти ошибку в последовательности картинок после прочтения текста;
6. «Распутать» два события (предъявляются вперемешку две разрезанные мнемотаблицы);
7. Игра “Не зевай, нужную картинку поднимай”. Взрослый читает отрывок текста, а ребенок находит картинку.
Таким образом, Вы можете в игровой, ненавязчивой форме разучить стихотворение или пересказать художественный текст и развивать память ребёнка.
Обращаю Ваше внимание на то, что при регулярном использовании такого способа запоминания текста, у детей вырабатывается хорошая привычка перекодировать образы в рисунки. Например, в стихотворении встречается слово «дерево» и ребёнок отображает его в рисунке, т. е. рисует дерево, и наоборот, когда он смотрит на таблицу, то на увиденный рисунок у него возникает ассоциация со словом «дерево».
Как вы думаете, этот приём им пригодится в жизни? А конкретно где? Действительно, это, в дальнейшем, поможет учиться в школе: при написании изложений (для запоминания текста дети могут выстроить цепочку символов, а так же для сочинений и диктантов, при составлении и решении задач. Этот приём запоминания может пригодиться не только детям, но и Вам самим. Вы только попробуйте и сами увидите результат!
Я думаю, что все игры с мнемотаблицами, которые показала сегодня, Вам пригодятся и так же понравятся вашим детям. Их можно использовать в домашней игротеке. Это очень интересно и увлекательно!
Желаю всем удачи!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование мнемотехники в разучивании стихотворений с детьми
Многие детки имеют такие проблемы речевого развития, как плохая дикция, недостаточный словарный запас, неспособность правильно регулировать темп и громкость речи, неумение грамматически правильно сост.
Статья: Использование приемов мнемотехники при разучивание стихотворений
Использование приёмов мнемотехники при создании мнемотаблиц с разучиваемыми стихотворениями.
Учебно-методическое пособие "Использование ИКТ и приёмов мнемотехники при разучивании стихотворений с детьми дошкольного возраста. "
Применение модельных схем при заучивании стихотворений. Использование моделирования облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения текстов, формирует приемы работы с па.
Использование приема «мнемотехника» в разучивании стихов
Использование опорных рисунков для обучения заучиванию стихотворений увлекает детей, превращает занятие в игру. Этот метод особенно эффективен для детей с речевой патологией. В дошкольном возрасте пре.
План самообразования: "Использование приема мнемотехники при заучивании стихотворений и скороговорок с детьми старшего дошкольного возраста, имеющих нарушения речи" на 2021-2022 учебный год
Мнемотехника - система приемов и методов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, развитие связной.
Консультация для родителей ”Использование приёмов мнемотехники при разучивании стихотворений с детьми дошкольного возраста”.
Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету”..
«Использование мнемотехники в разучивании стихотворений с детьми дошкольного возраста»
Использование мнемотехники в разучивании стихотворений с детьми дошкольного возраста.
Мне нравится