Кряжева Елена Николаевна
Использование метода мнемотехники в развитии речи детей дошкольного возраста. Опыт работы
▼ Скачать + Заказать документы
Речь один из важных показателей развития ребенка, его интеллекта, его мышления. Речь помогает ребенку входить в окружающий мир и общаться с другими людьми. Умение связно передавать свои мысли - это главный показатель владения речью.
Метод мнемотехники - это система методов и приемов, обеспечивающих запоминание, сохранения и воспроизведение информации.
Мнемотехника, или мнемоника, в переводе с греческого - "исскуство запоминания".
Публикация «Использование метода мнемотехники в развитии речи детей дошкольного возраста, Опыт работы» размещена в разделах
- Мнемотехника. Опорные картинки, мнемотаблицы
- Опыт работы, практика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Мнемотехника позволяет последовательно записывать в мозг ребенка информацию, преобразованную в комбинацию зрительных образов.
В работе с дошкоьниками используются мнемотаблицы, которые базируются на методике В. А. Казаренко "Джордано".
Мнемотаблицы - это схема, своеобразный зрительный план, который помогает детям выстроить рассказ, его последовательность, лексико-грамматическую наполняемость рассказа. Мнемотехнику можно использовать в отгадывание загадок, заучивание стихов, в пересказе.
Мнемотехника помогает решать задачи:
- развитие мелкой моторики
- развитие памяти, внимания, образного мышления.
На занятии с детьми используеться дидактический материал в форме схем, мнемотаблиц, мнемодорожек, так как наличие зрительноо плана- схемы делают рассказы, сказки связными и последовательными.
Занятие проводится по этапам:
1. Рассматривание мнемотаблицы, что на ней изображено.
2. Преобразовывание символов в образы.
3. Перессказ сказки с опорой на символы (образы).
У дошкольников наглядный материал усваивается лучше, использование мнемотаблиц позволяет детям эффективно воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, сохранять и воспроизводить ее.
Действуя с мнетаблицами и символами дети сами начинают придуывать предметы и рисовать их, составлять мнемотаблицы самостоятельно, сочинять сказки, истории. Дети учатся нестандартно мыслить, развивают речь, фантазию.
Таким образом, с помощью мнемотаблиц и схем- моделей удается достичь следующих результатов:
- расширить знания о окружающем мире;
- активизировать запас слов;
- преодалеть застенчивось, умение свободно держаться перед аудиторией.
И чем раньше мы будем учить детей рассказывать и перессказывать используя метод мнемотехники, тем лучше будет сформирована связная речь ребенка, его умственная способность и тем самым дети лучше подотовяться к школьному обучению.
Использованная литература :
1. Алексеева М. М. Методика развития речи и обучение родному языку дошкольников. - М., 2000
2. Козаренко В. А. Учебник мнемотехники. Система "Джордано" - М. 2014
3. Одинцева А. В. Использование мнемотаблиц при разучивании стихотворений с детьми дошкольного возраста. Санкт-Петербург., 2014