Галина Макулова
«Использование материалов мини-музея для ознакомления с малой Родиной»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема:
«Использование материалов мини-музея
для ознакомления с малой Родиной»
Тип музея: краеведческий
Воспитатель: Макулова Г. А
Актуальность «В любом человеке могут расцвести сотни неожиданных талантов и способностей, если ему просто предоставить для этого возможность».
Д. Лессинг. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому, мыслить самостоятельно и творчески. Патриотическое воспитание является важным условием всестороннего развития личности. Именно в дошкольном возрасте происходит первоначальный процесс зарождения зачатков патриотизма. Одним из методов работы по патриотическому воспитанию дошкольников является создание в ДОУ мини-музея. Мини-музей в условиях ДОУ позволяют реализовывать образовательную программу, являются действенным модулем развивающей предметной среды, средством индивидуализации образовательного процесса. А также расширяют кругозор, открывают возможности для творческой и самостоятельной исследовательской деятельности. В настоящее время проявляется всё больший интерес к традициям, истории, культуре своей малой родины. Поэтому в своей группе мы решили создать мини-музей, который назвали «Шатки - моя малая Родина». Целью которого является
Публикация «„Использование материалов мини-музея для ознакомления с малой Родиной“» размещена в разделах
- Мини-музеи в детском саду
- Музейная педагогика в детском саду
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший мастер-класс» февраль 2016
Цель. Формирование чувства любви к малой родине через создание и использование материалов мини-музея. Воспитание чувства патриотизма.
Задачи. 1. Образовательные -Формировать чувство патриотизма, любовь к родному поселку, интерес к его прошлому и настоящему, жизни жителей поселка в разные исторические времена. -Познакомить с людьми, прославившими Шатки в разные исторические времена. -Расширять представления детей об использовании полученных знаний и умений в разных видах деятельности (двигательной, изобразительной, игровой, речевой, а также в конструировании, экспериментировании, ручном труде и т. д. -Учить детей приемам музейной деятельности экскурсовода.
2. Развивающие:
-Развивать познавательную активность детей посредством музейной деятельности с привлечением родителей -Развивать диалогическую, связную речь и коммуникативные навыки детей умение участвовать в беседе, отвечать на вопросы и задавать их, читать наизусть стихи и прочее.
-Развивать творческое воображение через ознакомление с творчеством Шатковских поэтов и восприятие картин художников поселка.
3. Воспитательные:
-Прививать детям чувство гордости за свой родной поселок, чувство сопричастности к происходящим в нем событиям.
-Воспитывать бережное отношение к достопримечательностям и природе родного поселка и Шатковского района
-Воспитывать уважение к людям разных профессий.
При использовании музейной педагогики как инновационной технологии в системе формирования чувства патриотизма дошкольников учитывались следующие педагогические средства,
Педагогические средства, используемые в мини-музее
Форма проведения: занятия, экскурсии, целевые прогулки, развлечения, чтение художественных произведений, дидактические игры, продуктивная деятельность детей, самостоятельная игровая деятельность.
Форма организации : коллективная, групповая, индивидуальная.
Методы : -словесные – беседы, чтение художественной литературы, прослушивание. -наглядные – экскурсии, рассматривание книг, иллюстраций, фотографий, наблюдения; -практические – дидактические игры, оформление альбомов, изготовление поделок.
Приемы: обращение к жизненному опыту детей, исследовательские действия, игровые приемы.
Особенность мини - музея
Важная особенность мини-музеев — участие в их создании детей и родителей. Дошкольники чувствуют свою причастность к мини-музею. Они могут: участвовать в обсуждении его тематики, приносить из дома экспонаты, ребята из старших групп проводить экскурсии для младших, пополнять их своими рисунками.
В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в нашем мини-музее не только можно, но и нужно! Его можно посещать каждый день, самому менять, переставлять экспонаты, брать их в руки и рассматривать. В обычном музее ребенок—лишь пассивный созерцатель, а здесь он — соавтор, творец экспозиции. Причем не только он сам, но и его папа, мама, бабушка и дедушка. Мини-музей— результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей.
Оформление мини-музея :
Музейные экспонаты собраны в соответствии с возрастом детей. Коллекции мини-музея располагаются на стене и на полках шкафа в групповой комнате, поэтому всегда доступны для рассматривания, детских игр, и др. деятельности ребенка. На верхней полке представлен материал об истории Шатков (подборки картинок, альбомы «достопримечательности поселка», «профессии родителей», и др, также уголок «природа нашего края» образцы полезных ископаемых имеющиеся в недрах нашего края. Чуть ниже мы расположили книги местных поэтов, брошюру «И вновь звучит над миром Савичева Таня», альбом «Они выбрали спорт»(спортсмены прославившие наш поселок). В целях безопасности на нижней полке разместился материал для самостоятельной деятельности детей: дидактические игры «сложи картинку», «одень куклу в национальный костюм», раскраски, материал для экспериментирования (песок, глина).
Использование музея в интеграции образовательных областей:
1. Социально - коммуникативное развитие.
Первоначально была проведена предварительная подготовка детей к общению с музейной культуры. Совместно с детьми мы разработали определенные правила поведения в мини- музее.
ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ В НАШЕМ МИНИ-МУЗЕЕ
1. В нашем музее нельзя шуметь «Слушай сам и дай слушать другому»;
2. Многие экспонаты разрешено трогать рука
3. Рассмотренные экспонаты нужно положить на место.
«Сохрани историю для других»;
4. Экспонаты нельзя ломать.
5. Можно и даже нужно задавать вопросы.
6. В нашем музее можно играть, рисовать, создавать и творить.
7. Музей можно посещать каждый день, пополнять новыми экспонатами, самому менять, переставлять экспонаты.
8. Будь доброжелателен по отношению к другим
«Пусть твоему соседу тоже будет удобно рядом с тобой»;
Познакомила детей с рядом сложных для них понятий и терминов. Например, «время», «культура», «история», «экспонат», «исследователь».
«Экспонат»- предмет, выставляемый на выставке, в музее.
«История» – изучение прошлого
В процессе создания мини-музеев мы уделяли особое внимание становлению самостоятельной деятельности дошкольников. Поскольку ведущей деятельностью для ребенка является игра, в нашем мини-музее устроен уголок «игротека». Дети могут использовать игры самостоятельно в процессе самостоятельной деятельности или вместе с педагогом в процессе непосредственно образовательной деятельности.
настольная игра «Наряди куклу в национальный костюм», дети одевают кукол и называют элементы национальной одежды.
Цель: закреплять знания о национальных костюмах народов проживающих на территории поселка.
Игра «четвертый лишний»
Цель: закреплять знания об истории, достопримечательностях, природе поселка развивать логическое мышление.
Настольная игра «сложи картинку»
Игра на внимание «Найди здание по описанию»
Цель: развитие внимания, логического мыщления.
Диалог с музеем также, обогащает самостоятельную деятельность детей, позволяет им удовлетворить свою потребность в самоутверждении, признании со стороны ближайшего окружения. Дети с удовольствием выступают в роли экскурсовода перед младшими детьми, перед сверстниками, проводя экскурсию по мини-музею (показывая и рассказывая об экспонатах музея).
Наши дети становятся «экскурсоводами», увлечёно рассказывая о том, что знают сами.
ролевая игра «школа маленького экскурсовода» детям дается понятие,
что экскурсии можно проводить везде, в том числе и по детскому саду.
Цель: способствовать усвоению опыта социальных взаимоотношений, умению выражать личное отношение к событиям и фактам, учить детей оценивать собственную деятельность и деятельность окружающих, учить считаться с интересами других, развивать речь, творческие способности.
2. Познавательное развитие
Первым экспонатом нашего музея стала геральдика Шатковского района, а также символика России, (т. к герб нашего поселка неразрывно связан геральдикой страны и Нижегородской области).
Беседа «Герб родного поселка»
Цель. Продолжить знакомить детей с гербом п. Шатки, рассказать о символах, изображённых на гербе. Воспитывать в детях патриотические чувства.
Благодаря собранным экспонатам дети могут заглянуть в историческое прошлое нашего поселка Шатки и много узнать об истории, культуре малой родины. Более полно познакомиться с народами, проживающими на территории поселка, с природой родного края.
• Беседа «Путешествие в прошлое нашего поселка»
Цель: продолжить знакомить детей с историей возникновения поселка, вызвать интерес к родному поселку, познакомить с народами проживающими на территории Шатков в прошлом и настоящем.
• Беседа «Мы - Шатковцы»
Цель: углублять и уточнять представление о Шатковцах;
• Рассматривание альбома «Одежда народов проживающих на территории поселка Шатки». Дети имеют возможность рассмотреть одежду народов проживающих на территории Шатков и Шатковского района: мордвы, русских, татаров, чувашей и других народов.
Нельзя не вспомнить замечательные слова Д. С. Лихачева
«Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к Родине, её истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству».
И чтобы связь ребенка с самым дорогим не разрывалась даже во время пребывания в детском саду, мы решили оформить альбом «Профессии моих родителей».
• Оформление альбома «Профессии моих родителей».
Цель: Знакомить детей с профессиями своих родителей и получение дополнительных знаний о существующих профессиях.
• Рассматривание альбома «Профессии моих родителей»
Цель: воспитывать у детей чувство уважения к людям труда, интерес к профессиям.
Представленный альбом направлен также на осознание у детей, особенно мальчиков будущих социальных ролей: семьянин, отец, труженик в доме, защитник. И целью формирования позитивных установок к различным видам труда проведены беседы
• Беседа «Труд мужчин в семье».
Цель: формирование позитивных установок к различным видам труда.
Также использовала данный альбом для подготовки и проведения игры «путешествие в профессии»
Цель игры: Закрепить представление воспитанников о профессиях.
Развить логическое мышление, внимание, память.
Воспитать уважение и интерес к труду взрослых.
В уголке посвященном Великой Отечественной войне, дети знакомятся с именами и подвигами 9 наших земляков удостоенных за бесстрашие и героизм высокого звания Героя Советского Союза, узнают об их мужестве и храбрости. Дети видят реальные вещи времен войны, письма с фронта.
В связи с приближающимся юбилеем Великой победы родители с детьми собрали богатейший материал о своих близких родственниках (дедах, прадедах) участниках ВОв и оформили альбом «След войны в моей семье» с дальнейшей публикацией одного из воспоминаний на страницах газеты «Новый путь».
• Рассказ П. Романовой о своем прадедушке Морозове Василии Тимофеевиче участнике Великой Отечественной войны,)
Цель: Познакомить ребят с судьбой Морозова В. Т. участника Сталинградского сражения. Расширить знания детей о Великой Отечественной войне, о земляках защищавших страну в годы Великой Отечественной войны от немецких захватчиков. Воспитывать у детей чувство гордости за своих прадедов, любовь к Отчизне, малой родине. Подвести детей к пониманию того, что мы победили потому, что любим свою страну.
В нашем музее важное место отведено ленинградской школьнице Тане Савичевой. Её дневник, который стал обвинительным документом фашизма на Нюрнбергском процессе можно рассмотреть в брошюре «И вновь звучит над миром Савичева Таня»
• Рассказ с использованием иллюстраций «Жила-была Таня»»
Цель: рассказать детям о жизни Т. Савичевой, о блокаде Ленинграда.
Познакомить с достопримечательностями поселка связанными с именем Тани.
• Беседа посвящённая 85-летию со дня рождения Т. Савичевой. «И вновь звучит над миром Савичева Таня»
Природа.
Где, как ни в музее можно вблизи рассмотреть и даже потрогать дикого кабана, зайца, лисицу, познакомиться с их образом жизни животных.
Цель: продолжить знакомить детей с животным и растительным миром Шатковского края, учить детей видеть красоту природы малой родины. Воспитывать бережное отношение к природе, чувство патриотизма.
Оформление альбома «Исчезающие виды флоры и фауны Шатковского края»
Цель: познакомить детей с исчезающими видами растений, животных, с понятием «Красная книга» и причинами её создания. Воспитывать бережное отношение к природе.
• Беседа «Природа нашего края».
Цель: продолжить знакомить детей с особенностями природы нашего края, закреплять имеющиеся знания о животных и растениях. Дать понятие о заказнике. Учить детей видеть красоту природы, соблюдать правила поведения на природе. Воспитывать бережное отношение к природе, чувство патриотизма.
Данный материал широко используется для проведения НОД ознакомление с природой при изучении темы «Лес-это дом для многих жильцов» и др.
Не менее интересными оказались образцы полезных ископаемых находящиеся в недрах Шатковского района (песок, глина, щебень,) которые также можно использовать для проведения НОД «Природный материал-песок, глина, камни», а также проводить самостоятельные исследования за экпериментальным столиком.
экспериментирование «Исследование свойств песка и глины»
Цель: Познакомить детей со свойствами песка и глины. Развивать интерес к природным материалам. Показать, что человек может использовать песок, глину и камни для своих нужд. Развивать познавательный интерес.
Презентация «Знакомство с полезными ископаемыми края и использование их человеком»
Цель: показать детям необходимость полезных ископаемых Шатковского района в жизни человека.
• Составление рассказа по картинке.
• Экскурсия детей в мини-музей старшей «Б» группы
Цель: познакомиться с экспонатами музея старшей группы «Б» с целью расширения знаний о своей малой Родине. Воспитывать чувство патриотизма.
3. Речевое развитие
Каждый мини-музей – средство общения.
В нашем мини-музее есть много способов знакомства ребенка с книжной культурой, и средств по развитию речи детей, владению ею как средством общения, обогащению активного словаря, развитию связной, диалогической и монологической речи, развитию речевого творчества.
Книги местных поэтов:
Стихи: «Память. Шатковские напевы»,
«Во имя и на века»,
Книги В. П. Винидиктовой «Время выбрало их» и др.
• Чтение стихотворений местных поэтов «О Шатках»
Цель: продолжить прививать интерес детей к поэзии,
• Конкурс чтецов стихов поэтов нашего поселка.
Цель: расширить знания о литературном наследии поэтов п. Шатки и Шатковского района; формировать у детей чувство гордости за свой поселок и людей, живущих в нем; воспитывать нравственные ценности.
Для знакомства детей с различными жанрами устного народного творчества Нижегородчины имеются Нижегородские народные сказки «Золотое колечко»,
«Про Иванушку» «Лиса и Козел»и т. д., нижегородские считалки, народные игры.
• Чтение «Нижегородские народные сказки»
Цель: Знакомить с различными жанрами устного народного творчества Нижегородчины, обсуждать особенности сказок.
• Описательные рассказы детей из личного опыта
Цель: продолжать учить детей, составлять описательный рассказ
Рассматривание книг, брошюр. Дети с удовольствием рассматривают книги.
4. Художественно-эстетическое развитие.
Учитывая специфику организации работы с детьми, в наших экспозициях в качестве экспонатов выступают творческие работы детей.
-мини-макеты (изготовленные из спичечных коробков и другого бросового материала)
альбом «Птицы нашей местности», помогает детям выполнять аппликации как в НОД художественное творчество, так и самостоятельно.
Самостоятельная работа в уголке изобразительной деятельности
раскрашивание раскрасок «национальный костюм»,
работа с трафаретами, картинками по теме
Раздел «Шатки в творчестве художников»
В нем представлены работы местных художников, которые изображили на своих полотнах красоту нашего края (Шишкин, Васнецов). После рассказа педагога дети работают в «творческих мастерских»,
рисование «мое любимое место в Шатках»
5. Физическое развитие.
Игрушки–солдатики помогают быстрее запомнить старинную нижегородскую считалку «Аты-баты», которую наряду с другими считалками используем в проведении подвижных игр.
-Разучивание с детьми народных игр, в которые играли наши дедушки и бабушки.
Цель: привлекать детей к участию в народных играх,
развитие двигательной активности детей и способствовать сохранению и укреплению здоровья дошкольников.
О людях, вошедших в историю поселка своими спортивными достижениями можно узнать из альбома «Они выбрали спорт».
• Оформление альбома «Они выбрали спорт»
Цель: Познакомить дошкольников с известными спортсменами поселка, их профессиональной деятельностью и её значением в жизни других людей. Воспитывать желание быть сильными, здоровыми.
• Рассматривание альбома «Они выбрали спорт»
- Беседа «Спорт-это здоровье»
Работа с социумом
1. Экскурсия в музей им. Т. Савичевой.
2. Публикация статей на страницах газеты Новый путь.
Работа с родителями
-Пополнение экспозиции мини-музея новыми экспонатами
- рекомендации родителям «Как познакомить ребенка со своим поселком».
-Привлечь к изготовлению макетов «Наш посёлок»
-Привлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс через совместную с детьми деятельность.
Вывод:
Полученные знания оказывают положительное влияние на патриотическое воспитание детей. Дети углубили свои знания об истории родного поселка, его достопримечательностях. Учатся проявлять уважение к жителям поселка, к его традициям. развивают умение сравнивать и сопоставлять события и явления, появилось разграничение старого и нового, умение воспринимать конкретные исторические события, возрос познавательный интерес. В процессе работы по ознакомлению дошкольников с малой Родиной у детей обогатился и активизировался словарь, сформировался интерес к исследованию природы родного края, значительно расширилось представление об окружающем мире.
Результатом работы так же явились положительные изменения в отношении родителей к проблеме патриотического воспитания.