Татьяна Гицевич
Использование малых фольклорных форм для развития театральной деятельности у детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Педагогический проект по приобщению детей к народной культуре «Использование малых фольклорных форм для развития театральной деятельности у детей старшего дошкольного возраста»
Публикация «Использование малых фольклорных форм для развития театральной деятельности у детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Народная культура, фольклор
- Народные, фольклорные праздники. Сценарии, развлечения
- Осень. Сценарии осенних развлечений
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
Актуальность: Известно, что дети любят играть, их не нужно заставлять это делать. Играя, мы общаемся с детьми на их территории. Именно театрализованная игра – одно из ярких эмоциональных средств, формирующих личность ребенка. В процессе театрализованной игры активизируется и совершенствуется словарный запас, звукопроизношение, темп, выразительность речи. Участие в театрализованных играх доставляет детям радость, вызывает активный интерес. Именно поэтому в игре при использовании малых фольклорных форм мы можем активизировать интерес детей к русским народным традициям, семейным ценностям.
Цель: Создание социальной ситуации развития посредством использования малых фольклорных форм для развития театральной деятельности, знаний о русской культуре, традициях народа.
Задачи:
Образовательные:
1. Развивать слуховое внимание, понимание речи, звукоподражание, активизировать словарный запас детей;
2. Учить внимательно, слушать и запоминать потешки, малые художественные произведения, загадки;
3. Учить детей играть в народные игры и водить хороводы.
Развивающие :
1. Развивать у детей художественно – речевые исполнительские способности - выразительности, эмоциональности исполнения, умения применять разнообразные интонации, выражающие характер произведения.
2. Развивать умение играть в совместные народные игры и хороводы.
Воспитательные:
I. 1. Формировать у детей представления о малых фольклорных жанрах эмоционально-положительное отношение к нему.
2. Обогащать чувства, воображение и речь детей.
3. Воспитывать дружеские чувства и гуманные взаимоотношение между детьми через художественные произведения и народные игры.
II. Совершенствовать предметно – развивающую среду, способствующую развитию театральной деятельности через знакомство с устным народным творчеством.
III. Привлекать родителей к активному участию по данному направлению работы, участвовать в праздниках и развлечениях.
Участники: воспитатели, музыкальный руководитель, воспитанники и их родители.
Сроки реализации: сентябрь 2018 - май 2019.
Ожидаемые результаты:
• Дети последовательно познакомятся с малыми формами фольклора, с народными играми и хороводами, с народным рукотворным творчеством, с несколькими обрядовыми праздниками;
• Обогатится речь за счет образных выражений, активизируется словарь ребенка, совершенствуются навыки диалогической речи, её грамматический строй, развивается эмоциональная выразительность речи.
• Расширится и активизируется словарный запас детей;
• Укрепятся коллективные действия, взаимодействия;
• Произойдет пробуждение в детях способности живо представлять себе происходящее, горячо сочувствовать, сопереживать;
• У детей проявится эмоционально – положительное отношение к детскому фольклору, формируется устойчивый интерес к народному творчеству.
• У детей появятся навыки общения и совместной игры.
Предполагаемые продукты проекта:
• Уголок театрализованной деятельности пополнится : различными видами театра, костюмами и атрибутами для театрализации.
• Уголок «Библиотека» обогатится произведениями русской и других народов мира.
• Уголок по развитию речи пополнится информационно-дидактическим материалом и картотеками.
Методы и приемы работы с детьми:
• Наглядный метод:
- Рассматривание книжных иллюстраций к произведениям, репродукций, предметов народного творчества;
- театрализованный показ произведений, как педагогом, так и детьми;
- проведение дидактических игр;
• Словесный метод:
- чтение произведений русского народа и других народов мира;
- заучивание потешек, детских песен, считалок, закличек;
-рассказывание сказок и потешек детьми по иллюстрациям;
- проведение праздников, утренников, развлечений.
• Игровой метод:
- игры-драматизации;
- игры-инсценировки;
- имитационные упражнения «Изобрази персонажа сказки»;
- дидактические игры, настольно-печатные игры;
- Разучивание физкультминуток, пальчиковых игр, народных игр;
• Практический метод:
- проведение забав на фольклорном материале;
- проигрывание народных игр;
- театрализованные постановки, как воспитателем, так и детьми;
Виды детской деятельности :
Реализация проекта осуществляется через различные виды детской деятельности : игровую, музыкально-художественную, коммуникативную, познавательную, восприятие художественной литературы.
Ресурсное обеспечение проекта:
Материально технические ресурсы:
1. Наличие в детском саду предметно-развивающей среды :
- разнообразные виды театров : настольный, пальчиковый, кукольный;
- маски персонажей сказки «Теремок», изготовление других масок для театра.
2. Информационно-дидактические ресурсы, картотеки:
• русских народных игр для детей дошкольного возраста;
• русских народных песенок, колыбельных, потешек, прибауток, закличек, загадок;
• пальчиковых гимнастик для детей;
• развития артикуляционного и дыхательного аппарата,
• обшеразвивающие упражнения для физических минуток с использованием потешек.
Информационные ресурсы :
- использование информационно-коммуникационных технологий;
- создание своих и использование готовых презентаций для проведения мероприятий.
1 этап: Подготовительный
• Опрос- анкета родителей «Что вы знаете о русском народном фольклоре».
• Обозначение актуальности и темы будущего проекта.
• Постановка цели и задач.
• Составление плана реализации проекта на год.
• Составление перспективно-тематического планирования по теме:«Использование малых фольклорных форм для развития театральной деятельности у детей старшего дошкольного возраста»с учетом интеграции образовательных областей.
• Работа с методическим материалом, литературой по данной теме.
•Пополнение различных видов театра (пальчиковый, настольный, магнитный, кукольный театр).
• Подбор народных игр, потешек, загадок, сказок, пальчиковой гимнастики, наглядного материала.
• Подбор дидактических игр.
• Привлечение родителей к текущему проекту. Индивидуальные беседы, консультации с родителями по выявлению способностей в той или иной области рукоделия и возможностей.
2 этап: Основной
1. Реализация проекта.
2. Разработка конспектов НОД, развлечений и досугов.
3 этап: Заключительный
1. Показ открытого фольклорного развлечения «В гостях у Меланьи.»
2. Презентации проекта «Использование малых фольклорных форм для развития театральной деятельности у детей старшего дошкольного возраста» коллегам и родителям воспитанников.
3. Подведение итогов и перспектива на следующий год.
2 этап: Основной.
Сентябрь:«Что такое малые формы фольклора?»
1. Рассказать детям о фольклоре, какие бывают виды устного народного творчества.
2. Уточнить представления о жанровых особенностях, назначении и употреблении в речи.
3. Воспитывать интерес к разным формам словесного народного творчества.
4. Воспитывать интерес к народному творчеству.
5. Знакомство со сказками, через постановку различного вида театра.
6. Создание картотеки малых фольклорных жанров, народных игр и хороводов, артикуляционной и пальчиковой гимнастики (слайд 3,4)
Октябрь: «Осенины»
1. Беседа: «Осенины» - это встреча осени на Руси.
2. Выставка поделок «Осенние фантазии» (совместная работа родителей с детьми).
3. Разгадывание осенних загадок.
5. Знакомство с устным народным творчеством на осеннюю тематику.
6. Праздник осени (по плану музыкального руководителя).(слайд 5,6,7)
Ноябрь: «Дождик, дождик, посильней!» .
1. Познакомить с жанровыми особенностями закличек, дразнилок, потешек, утешек
2. Учить использовать их в собственной речи.
3. Воспитывать любовь к устному народному творчеству.
4. Пополнять уголок «ряженья». (слайд 8,9,10,11)
Декабрь: «Путешествие в город загадок» .
1. Формировать представление о жанре загадки, назначении загадок.
2. Учить осмысливать загадки, составлять загадки самостоятельно.
3. Развивать познавательный интерес, любознательность, творческие способности.
4. Формировать знания детей о традициях русского народа.
5. Развивать интерес к колыбельным песням, поддерживать положительное эмоциональное отношение к народному фольклору.
6. Создание совместно с родителями настольного театра игрушек.
Январь: «Рождество»
1. Просмотр презентации «Что такое Рождество?»
3. Познакомить детей с колядками и разучить колядки на святки
4. Чтение перед сном новогодних сказок
5. «Святочные игры» на (слайд 12)
Февраль:«Спи, моя радость»
1. Активизировать в речи детей русские потешки.
2. Развивать интерес к колыбельным песням. (слайд 13)
3. Инсценировки произведений, игры-импровизации с разыгрыванием сюжета (или нескольких сюжетов) без предварительной подготовки.
Март: «Масленица»
1. Беседа с сопровождением презентацией «История и традиции праздника «Масленица»» 2. Знакомство с масленичным фольклором. Разучивание песен для встречи масленицы и прощания с масленицей
4. Гулянье «Проводы масленицы» (по плану муз. руководителя)
5. Посиделки: «Хороши русские блины» (совместная работа с родителями) (слайд14)
6. Совместно с родителями и детьми изготовить блинную книгу рецептов «Ладушки».
7. Создание картотеки народных игр.
Апрель: Пасха
1. Просмотр презентации «Пасха – Светлое Христово Воскресение»
2. Художественное творчество: «Роспись Пасхальных яиц»
3. Знакомство с пословицами и поговорками о Пасхе
4. Выставка иллюстраций старинных открыток с поговорками к Пасхе
5. Знакомство со старинными русскими народными играми с пасхальными яйцами
6. Подготовка и показ сказки детям младшего возраста сказки «Теремок».(слайд 15,16)
7. Заучивание скороговорки «На дворе трава, на траве дрова».
8. Обьяснить пословицу «Апрель с водой, май с травой».
9. Пение закличек о весне.
Май
1. Заучивание пословицы «Что посеешь, то и пожмешь».
2. Развлечение «В гостях у бабушки Меланьи».(слайд 17)
3. Д/и «Узнай сказку» (по иллюстрации).
Июнь
1. Игры-драматизации с пальчиками. Атрибуты ребенок надевает на пальцы (слайд18, он «играет» за персонажа. По ходу разворачивания сюжета действует одним или несколькими пальцами, проговаривая текст. Можно изображать действия, находясь за ширмой или свободно передвигаясь по комнате.
2. Летние забавы, считалки и дразнилки (слайд19,20,21).
3. Создание картотеки скороговорок, считалок и дразнилок.
4. Пополнение театра. (слайд 22).
Консультации для родителей: «Детский фольклор» ,«Влияние русского народного фольклора на развитие речи детей дошкольного возраста», «Использование фольклора для развитие творческих способностей детей» (слайд 23).
3 этап: Заключительный
1. Показ фольклорного развлечения детям группы раннего возраста.
2. Презентации проекта коллегам и родителям воспитанников.
3. Подведение итогов и перспектива на следующий год.
4. Фольклорное развлечение с детьми «В гостях у бабушки Меланьи».
В ходе реализации проекта:
• дети последовательно знакомятся с различными жанрами детского фольклора;
• совершенствуется процесс раскрепощения ребенка (вызывать желание выступать перед куклами и сверстниками);
• расширится и активизируется словарный запас детей;
• укрепятся коллективные действия, взаимодействия;
• происходит пробуждение в детях способности живо представлять себе происходящее, горячо сочувствовать, сопереживать;
• обогащается игровой опыт;
• называют сказочные имена персонажей, имитируют характерные действия персонажей;
• у детей проявится эмоционально – положительное отношение к устному народному творчеству и народным играм, формируется устойчивый интерес к театрализованной деятельности.
• обогатится речь за счет образных выражений, активизируется словарь ребенка, совершенствуются навыки диалогической речи, её грамматический строй, развивается эмоциональная выразительность речи.
Список используемой литературы :
1. Антипина Е. А. Театрализованная деятельность детей в детском саду : игры, упражнения, сценарии. М., ТЦ Сфера, 2003.
2. Арушанова А. Г. Речь и речевое общение детей : Книга для воспитателей М. : Мозаика-Синтез, 2014.
3. Бондаренко А. К., Матусик А. И. Воспитание детей в игре : Пособие для воспитателя. - М. : Просвещение, 2013
4. Выготский Л. С. Мышление и речь. Изд. 5, испр М. : Лабиринт, 1999.
5. Даль В. И. Пословицы и поговорки русского народа. М., 2009.
6. Жаворонушки: Песни, приговорки, потешки, прибаутки, считалки / Сост. Г. Науменко. М., 1998.
7. Князева О. Л., Маханёва М. Д. Приобщение детей к истокам русской культуры: Учеб. -метод. Пособие 2-е изд., перераб. и доп. сПб,. 2008.
8. Козлова С. А., Куликова Т. А. Дошкольная педагогика. - М. : Академия, 2015
9. Русский фольклор / Сост. В. Аникин. М., 2016.