Зяблова Елена
Конспект ООД в подготовительной группе «Использование кругов Эйлера при ознакомлении с множеством»
Конспект проведения организованной образовательной деятельности (интегрированной)
по формированию элементарных математических представлений
«Использование кругов Эйлера при ознакомлении с множеством».
Тема: «Поможем птицам»
Подготовила и провела воспитатель
Зяблова Елена Олеговна
МБ ДОУ «Детский сад №117»
Город Новокузнецк
2022
Образовательные области:
Публикация «Конспект ООД в подготовительной группе „Использование кругов Эйлера при ознакомлении с множеством“» размещена в разделах
- Геометрические фигуры. Конспекты занятий по математике
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Множества
- Подготовительная группа
- Темочки
Познавательное, речевое, социально-коммуникативное, художественно-эстетическое развитие.
Программные задачи:
Образовательные:
1. Углублять и расширять сведения детей об окружающем нас мире.
2. Продолжать учить самостоятельно, составлять и решать задачи на сложение и вычитание в пределах 10.
З. Обогащать словарный запас детей, совершенствовать грамматический строй речи.
4. Закрепить понятие «четные- нечетные» числа.
5. Закрепить понятия о способах измерения расстояния.
6. Совершенствовать навыки работы с бумагой.
7. Совершенствовать навыки чтения.
Развивающие:
1. Формировать познавательный интерес детей к окружающим нас явлениям и предметам.
2. Вовлекать детей в процесс мыслительных операций, дать им возможность найти ответ на вопрос при помощи практической деятельности с использованием схем, таблиц, кругов.
3. Развивать наблюдательность, мыслительную деятельность детей, умение анализировать увиденное и формулировать выводы, опираясь на приобретенные в процессе поисковой деятельности знания.
4. Развивать моторику и координацию движений детей.
Воспитательные:
1. Воспитывать любознательное отношение к окружающему миру.
2. Прививать аккуратность, привычку к самообслуживанию, желание работать в коллективе
3. Воспитывать интерес к математическим занятиям.
Методы и приемы:
Игровой (использование сюрпризных моментов, пальчиковая игра, физминутка).
Наглядный (использование иллюстраций, карточек с заданиями, схем).
Словесный (напоминание, указание, вопросы, индивидуальные ответы детей, поощрение, использование проблемных ситуаций, анализ занятия).
Практический (поисковая деятельность, самостоятельная деятельность, упражнения.
Интеграция образовательных областей: познавательное (речевое, художественно-эстетическое, социально- коммуникативное развитие).
Материалы и оборудование:
Блоки Дьенеша с карточками-схемами, кольца Эйлера, фланелеграф «Птицы», линейки, полоски цветной бумаги, бумажные квадраты, ножницы, клей, салфетки, колонка, набор цифр по количеству детей от 1до 8, тетради, пеналы, мел.
Ход ООД:
Детям дается задание:
Первыми садятся те, у кого на столе лежит цифра, обозначающая четное число.
Воспитатель предлагает сформулировать понятие «четные- нечетные» числа.
Звучит мелодия, на фланелеграфе появляется птичка и говорит:
«У нас за городом настоящий переполох. Вернулись перелетные птицы из теплых стран, а зимующие возмущены считают себя здесь хозяевами, не пускают их в свой лес. Ребята, помирите, пожалуйста, нас!»
-Друзья, объясните, почему некоторые птицы зимуют в суровом климате, а другие улетают в теплые края? (Добиться от детей осознания того, что все зависит от возможности добывать питание: улетают птицы, добывающие живой корм.)
-Путешествие в теплые страны- нелегкая задача для пернатых, им приходится преодолевать огромные расстояния, лишения; далеко не все выживают, а те, кто возвращаются в родные края становятся надежными помощниками природы и человека. Воспитатель обращает внимание на фланелеграф.
Давайте поблагодарим всех птичек, похлопаем им (если я указываю на перелетную птицу- три раза, а если зимующую- пять раз).
Ребята, давайте решим задачки про птиц. Послушайте:
Сидели на ветке зимующие птицы. К ним прилетели перелетные, тоже красивые. Сколько всего птиц стало? (Дети высказываются. Воспитатель подводит детей к выводу:
это не задача. В задаче есть условие, вопрос и ответ, в данном условии нет цифр, поэтому невозможно выполнить арифметическое действие.)
Упражнение «Составь задачу на сложение про птиц» (Воспитатель обращает внимание на структуру задачи, ребята говорят и записывают в тетрадях.
-Дети, придумайте задачу на вычитание. (Желающий ребенок производит запись на доске.)
Упражнение «Измерь»
-Весной все птицы устраивают гнезда. В нашем весеннем лесу они тоже поселились и просят нас помочь: нужны веточки такого размера (показывает полоску бумаги). Как можно измерить данное расстояние? Я назову несколько способов. А вы выберете наиболее подходящий. (Когда ребята решили выполнить измерение при помощи линейки, воспитатель предлагает вспомнить правила измерения.)
- Птичкам необходимо, чтобы каждый из вас отрезал по три полоски длиной пять сантиметров. (Дети выполняют задание, отрезая излишки.)
-Спасибо, друзья! Давайте разомнем наши пальчики. И поможем в строительстве.
Пальчиковая игра:
Грачиха говорит грачу:
«Слетай с грачатами к врачу,
Прививки делать им пора
Для укрепления пера».
(Дети выполняют аппликацию гнезд на деревьях) .
«Птичьи ясли»
- Весной у птиц появляются птенцы. В лесу открываются ясли. Каждого птенчика нужно определить в группу, прочитав надпись на табличке. (Дети высказывают версии относительно символов на табличке. Если не догадались, то напомнить про блоки Дьенеша. Используя карточки- символы, вспомнить четыре характерных признака, по которым группируются все фигуры в наборе. Знакомлю с кругами Эйлера, предлагаю составить несколько множеств.
1задание: в синий круг поместить все квадраты, в красный круг- только красные фигуры. Остальные фигуры- вне кругов. Пронумеровать множества. Проверить результат. Возможно, дети догадаются, что есть фигуры, подходящие по признакам в оба круга, найти решение. Познакомить с пресечением множеств, сделать вывод: некоторые предметы обладают свойствами разных множеств. Поэтому круги пересекаются и образуется новое множество.
2задание: «карточки- отрицания»в зеленый круг поместить все треугольники, в желтый- все несиние фигуры. Пронумеровать множества.
3 задание:
В синий круг- все толстые фигуры, в желтый- все квадраты, в красный- все желтые. Обратить внимание на постепенность, заполняя сначала один круг, потом другой из оставшихся, потом- третий. Затем сравниваем два соседних круга, выясняем, есть ли общие фигуры, выбеляем область пересечения. Называем ее цвет (сине- желтая, переносим фигуры. Далее разбираем следующие соседние круги. В итоге должна получиться общая область пересечения, находим фигуру для нее, пронумеровываем все области, включая область вне кругов.
-Наши упражнения помогут понять карточки- схемы на «Птичьих яслях». Расселите, пожалуйста, птенцов соответственно надписи на дверях.
Физминутка:
Солнышко- солнышко,
Золотое донышко.
Гори-гори ясно,
Чтобы не погасло.
Побежал в саду ручей,
Прилетело сто грачей.
А сугробы тают- тают,
А цветочки вырастают.
Изготовление грачей способом «оригами».
Ребята, давайте разместим наших грачей в весеннем лесу. Но каждому надо занять свое место, соответственно вытянутому фанту. (Каждый ребенок тянет фант, на котором написан предлог и приклеивает в подходящее место на панно).
Рефлексия.