надежда агаева
Использование краткосрочных проектов в работе с детьми старшего возраста на примере проекта «Масленица»
▼ Скачать + Заказать документы
1 слайд:
Использование краткосрочных проектов в работе с детьми старшего возраста на примере проекта «Масленица»
2 слайд:
«… Дети любят искать, сами находить. В этом их сила», - писал Альберт Эйнштейн (физик-теоретик); а «… творчество - разновидность поисковой активности», утверждал Вадим Семенович Ротенберг (доктор медицинских наук, психофизиолог, и что «на ребенка надо смотреть не как на ученика, а как на маленького «искателя истины», необходимо поддерживать и питать в нем дух неугомонного искания истины, лелеять проснувшуюся жажду знания», - писал Константин Николаевич Вентцель (педагог-теоретик). Принятый на веру материал обычно легко и быстро забывается, но если ребенок сам выработает мысль, самостоятельно освоив новое знание, то мысль эта сделается его собственностью.
Темочки:
- Масленица. Русский народный праздник
- Проекты на тему Масленицы и масленичной недели
- Проекты, проектная деятельность
- Старшая группа
- Темочки
С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него всё впервые: солнце и дождь, страх и радость. Самостоятельно ребёнок не может найти ответ на все интересующие его вопросы – ему помогают взрослые. В дошкольных учреждениях воспитатели широко используют метод проблемного обучения: вопросы, развивающие логическое мышление, моделирование проблемных ситуаций, экспериментирование, опытно-исследовательская деятельность, решение кроссвордов, шарад, головоломок, а также проектирование.
3 слайд:
Слово «проект» заимствовано из латыни и означает «выброшенный вперед», «выступающий», «бросающийся в глаза». Сейчас этот термин связывается с понятием «проблема».
Проект – это цель, принятая и освоенная детьми, актуальная для них, это детская самодеятельность, конкретное творческое дело, поэтапное движение к цели; это метод организованного освоения ребенком окружающей среды; это звено в системе воспитания, в цепи.
Педагогическое проектирование позволяет интегрировать сведения из разных областей знаний для решения одной проблемы и применять их на практике. Процесс обучения становится не только более экономным, но и более интересным.
4 слайд:
Проектная деятельность развивает наблюдательность, творческое и критическое мышление, самодисциплину, культуру речи, позволяет участникам быть более активными в дошкольной жизни. Ребенок ощущает себя значимым в группе сверстников, видит свой вклад в общее дело, радуется своим успехам.
Знания, приобретенные детьми в ходе проекта, становятся достоянием их личного опыта. Они получены в ответ на вопросы, поставленные самими детьми в процессе деятельности. Причем необходимость этих знаний продиктована содержанием деятельности. Они нужны детям и поэтому интересны им.
Проект, в классическом понимании, предполагает большой объем времени, усилий, как со стороны педагога, так и со стороны воспитанников.
Проекты бывают долгосрочными, среднесрочные, краткосрочные.
Я в своей деятельности чаще всего использую проекты краткосрочные.
Отличительной чертой краткосрочного проекта являются сжатые сроки его реализации. Но, не смотря на это, решение небольших проблем дает значимый результат для расширения кругозора детей.
5 слайд: Мы бы хотели представить вашему вниманию один из таких проектов «Широкая Масленица», организованный в подготовительной группе. Организация проекта возникла из проблемы того что детей в преддверии этого праздника заинтересовал вопрос: «Почему жгут чучело?», «Почему едят блины?», а также ряд других вопросов. Подумав с ними, мы решили все это выяснить.
Участники проекта : дети подготовительной группы, воспитатели, родители.
Вид проекта : творческо-информационный.
Тип проекта :
по количеству детей – групповой;
по доминирующей деятельности – игровой, творческий;
по продолжительности – краткосрочный;
Сроки реализации: одна неделя
Ожидаемый результат: приобщение детей к традиции празднования народного праздника – Масленицы; создание атмосферы радости; повышение познавательного интереса к родной истории.
6 слайд:
Цель: Формирование и развитие личности ребёнка на традициях русской культуры.
7 слайд:
Задачи:
- Познакомить с традициями русского праздника;
- Дать представление о русских народных играх-забавах;
- Воспитывать чувство патриотизма, основанного на русских традициях.
Актуальность.
Актуальность изучения данного праздника связана с тем, что невозможно воспитать настоящего гражданина своей страны и патриота, не зная обычаев и традиций собственных предков, прошлого своего народа. Из реализации народного творчества складывается культура, традиции которой передаются из поколения в поколение. Поэтому-то столь важно соблюдение традиций и главное, их понимание. Одним из таких традиционных народных праздников является Масленица.
Проблема проекта.
Имея богатейшие народные традиции в проведении календарных праздников, в том числе праздника Масленицы, в котором переплелись народные и православные корни, мы отходим от этих традиций, тем самым лишаем возможности детей прикоснуться к духовно- нравственным основам, к лучшим образцам устного и музыкального творчества
Глубокое нравственное начало содержит чин покаяния в день Прощеного воскресения. Масленица один из самых радостных и светлых праздников на Руси. Дает детям возможность понять всю глубину, широту и глубокий смысл этого веселого и немножко грустного праздника.
8 слайд:
Масленица – это озорное и веселое прощание с зимой и встреча весны, несущей оживление в природе и солнечное тепло. Сначала пекли пресные лепешки, а когда научились готовить тесто для блинов, стали печь их.
Древние люди считали блин символом солнца, поскольку он, как и солнце, желтый, круглый и горячий, и верили, что вместе с блином они съедают частичку его тепла и могущества.
9 слайд:
Есть несколько объяснений появлению названия праздника «Масленица».
По одной версии название «Масленица» возникло потому, что на этой неделе по православному обычаю мясо уже исключается из пищи, а молочные продукты ещё можно употреблять – вот и пекут блины масленые.
10 слайд:
А если верить легендам то, Масленица родилась на Севере, отцом её был Мороз. Однажды, в самое суровое и печальное время года человек заметил её, прячущуюся за огромными сугробами, и призвал ее помочь людям, согреть и развеселить их.
11 слайд:
Главной героиней праздника была Масленица, воплощенная в чучеле.
Кукла «Масленица» - обязательный атрибут этого праздника, так как она является символом злой и холодной зимы.
Изготавливают куклу из веток, прутьев, соломы, вместо волос – очесы льна, заплетенные в косу, на голове – платок.
12 слайд:
Реализация проекта.
Материалы данного проекта помогут вам познакомиться с историей возникновения праздника, продемонстрировать традиции и обряды празднования Масленицы, углубить свои познания в области народной культуры.
Презентация подробно расписывает каждый день масленичной недели, которую в народе величали еще и сырной неделей. Сегодня тоже гулянья продолжаются не меньше семи дней, но не каждый скажет, как называются дни в это промежуток времени.
13 слайд:
Вся неделя делится на два периода: Узкая Масленица и Широкая Масленица.
Узкая Масленица – первые три дня, в это время можно было заниматься хозяйственными работами. А с четверга все работы прекращались, и начиналась Широкая Масленица.
14 слайд:
Понедельник «Встреча Масленицы».
В этот день из соломы делали чучело, надевали на него старую женскую одежду, насаживали это чучело на шест и с пением возили на санях по деревне. Затем Масленицу ставили на снежной горе, где начиналось катание на санях. Песни, которые поют в день встречи, очень жизнерадостны.
15 слайд:
Цель: знакомство с традициями народного праздника.
- рассказ о праздновании первого дня Масленицы;
- экскурсия в музей «Ткани», изготовление чучела Масленицы;
- рассматривание альбома «История Масленицы»; «Как Масленицу праздновали на Руси»;
- заучивание поговорок о Масленице.
16 слайд:
Вторник «Заигрыш».
С этого дня начинались разного рода развлечения: катания на санях, народные гулянья, представления. На улицах попадались большие группы ряженых, в масках, разъезжавших по знакомым домам, где устраивались весёлые домашние концерты.
17 слайд:
Цель: формирование у детей представления о русских народных играх – забавах.
- рассказ о праздновании второго дня;
- беседа на тему «Русские народные игры-забавы»;
- рассматривание репродукций художников;
- подвижные игры на улице: «Блины», «Масленичные ворота», «Гори-гори ясно»;
- слушание русских наигрышей и песен.
- изготовление бус из бросового материала
- рисование на тему «Широкая Масленица» (домашнее задание).
18 слайд:
Среда «Лакомка».
Она открывала угощение во всех домах блинами и другими яствами. В каждой семье накрывали столы с вкусной едой, пекли блины. Повсюду появлялись театры, торговые палатки. В них продавались орехи, медовые пряники. Здесь же, прямо под открытым небом, из кипящего самовара можно было выпить чаю.
19 слайд:
Цель: знакомство детей с обрядовой кухней.
- рассказ о праздновании дня «Лакомка»;
- рассматривание иллюстрационного материала;
- конкурсы: частушки, ложечники, аукцион поговорок о блинах, масленице;
- изготовление масленичного солнышка из картона и ниток;
- чаепитие с блинами;
- рисование на снегу.
20 слайд:
Четверг «Разгул».
На этот день приходилась середина игр и веселья. Возможно, именно тогда проходили и жаркие масленичные кулачные бои, ведущие свое начало из Древней Руси.
21 слайд:
Цель: формирование представления о русской тройке.
- информация о праздновании дня «Разгуляй»;
- знакомство с произведениями
- беседа «Вот мчится тройка удалая»;
- рассматривание картин: Кустодиев «Масленица», Соловьев «Тройка»;
- чтение художественной литературы по теме;
- разучивание и проведение хороводных игр:
«Карусели»; «Петушиный бой»;
- Бои подушками.
22 слайд:
Пятница «Прощай Масленица!» («Тещины Вечерки»).
Раньше зять должен был вечером лично пригласить тёщу, а утром прислать за ней специальных, парадных "позываток". Чем больше оказывалось "званых", тем больше оказывалось тёще почестей.
23 слайд:
Цель: приобщение к истокам народных традиций, вовлечение детей принять в участие в празднике.
- развлечение «Проводы русской зимы»;
- забавы, игры на улице;
- выставка игрушек народных мастеров;
- оформление альбомов «Широкая Масленица», «Блинная книга».
24 слайд:
Суббота «Золовкины посиделки».
В субботу, на золовкины посиделки (золовка - сестра мужа) молодая невестка приглашала родных мужа к себе в гости. Если золовки были ещё не замужем, тогда она созывала в гости и своих незамужних подруг. Если же сестры мужа уже были замужем, то невестка приглашала родню замужнюю и со всем поездом развозила гостей по золовкам.
25 слайд:
Воскресенье «Прощеный день».
В последний день масленицы все друг у друга просили прощения. В воскресенье сжигали чучело, как символ зимы, которая закончилась. А пепел развевали над полями - «на богатый урожай».
26 слайд:
Методическое обеспечение проекта.
27 слайд:
Поговорки о Масленице.
- Без блина не масляна;
- Не житье, а Масленица;
- На горах покататься, в блинах поваляться;
- Масленица - объедуха, деньгам приберуха;
- Хоть все с себя заложить, а Масленицу проводить;
- Не все коту Масленица, а будет и великий пост.
28 слайд:
К традициям празднования Масленицы часто обращались художники и писатели, изображая их в своих произведениях.
29 слайд:
В. И. Суриков «Взятие снежного городка».
30 слайд:
Б. Кустодиев «Масленица»,1919г.
31 слайд:
К. Е. Маковский "Народное гуляние во время Масленицы на Адмиралтейской площади в Петербурге" 1869 г.
32 слайд:
Ермолаев В. Ю. «Масленица в Царицыно»,2008.
33 слайд:
Семен Кожин «Масленица. Проводы». Россия, ХVII век.
34 слайд:
Заключение.
Проходили века, менялась жизнь, с принятием на Руси христианства, появились новые церковные праздники, но широкая Масленица продолжала и продолжает жить. Ее встречают и провожают с той же неудержимой удалью, что и в далекие времена.
В своей работе мы узнали много нового об истории празднования Масленицы в России, познакомились с обычаями и традициями русского народа.
Анализируя результаты проекта, мы увидели, что дети с большим интересом включаются в различные виды деятельности, проявляют чувство ответственности за себя и других.
35 слайд:
1. «Книга о вкусной и здоровой пище».
М, «Агропромиздат», 1985.
2. Ляховская Л. П. «Энциклопедия православной обрядовой кухни».
С-П, «Интерласт», 1994.
3. Соколова В. К. «Весенне-летние календарные обряды русских, украинцев и белоруссов XIX – начала XX веков».
М, «Наука», 1979.
4. Интернет.
36 слайд:
Благодарим за внимание!