Ольга Новоселова
Сказка в экологическом образовании дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Сказка способна сделать привлекательным и интересным процесс обучения, она без назиданий формирует нравственного и гуманного человека. Кроме того, сказка откроет необозримые просторы для ребёнка - художника, артиста, сочинителя, фантазёра, деятеля, она будет обогащать его речь и эрудицию, воспитывать социальное и экологическое самосознание. Сказка сделает маленького человека более мудрым и счастливым. Нужны ли ещё доводы в пользу сказки?
Публикация «Сказка в экологическом образовании дошкольников» размещена в разделах
Всем нам известно, что сказка была в разных странах основой народной педагогики на протяжении тысячелетий. Даже взрослый человек подсознательно тянется к удивительным событиям и явлениям, ребёнок же, особенно старший дошкольник или младший школьник, очень серьёзно относится к сказочному сюжету, готов слушать и обсуждать его, сопереживать героям, затевать игры по мотивам сказки, разыгрывать сценки, самозабвенно рисовать иллюстрации. При этом дети переживают ярчайшие эмоции, в сознании их формируются образы настолько выразительные, что ребята готовы спорить с ними, защищать их, волноваться за них, то есть - любить. Это ли не благодатная почва для понимания природы, формирования любви к ней, потребности хранить её и быть ей благодарным.
Если говорить о специфике нашего предмета - познания окружающего мира и экологии, сказка будет анализироваться не с традиционных позиций, а с естественнонаучной точки зрения, с учётом взаимозависимости человека и природы, в первую очередь.
Здесь нужно сказать отдельно о том, как подходить к выбору сказки. Если народные сказки мира чаще всего вполне экологичны, то к авторским произведениям нужно подходить более тщательно. Конечно, если речь идёт о таких писателях, как Бианки, Сладков, Шим, Акимушкин, Дитрих, Дмитриев, Паустовский, Пришвин и другие мастера детской литературы, которым мы благодарны за прекрасное знание природы и глубоко человеческое отношение к ней, можно с полным доверием воспользоваться любым их текстом, который смело назовём познавательной сказкой. Это обогатит и детей, и педагога. Но, к сожалению, не все авторы столь ответственны. Многие из них, особенно из числа современных писателей, предлагают ребёнку сказки, выполняющие лишь развлекательную функцию, зачастую отражающие невысокий уровень знаний о природе, и выражают личные взгляды автора на отношение человека к ней. Подобные тексты способны даже навредить в работе с детьми, поэтому желательно избежать их. Не хотелось бы предлагать вниманию ребёнка и те истории, которые приветствуют сугубо потребительское отношение к природе. Многие авторы советского периода часто грешили именно таким подходом к воспитанию молодого гражданина - хозяина и повелителя природы, поворачивающего вспять реки.
В последнее время становится очень популярным такой вид деятельности как проект. Это очень интересная, но требующая времени и усилий работа, которая тоже может строиться на основе сказки. Могу предложить вашему вниманию результаты нашей работы по проектам с младшими школьниками, но уверена, что проекты можно адаптировать и на возраст дошкольника. Очень нравятся детям всевозможные конкурсы, которые тоже будут иметь в основе сказку. Возможно, это будет конкурс иллюстраций, поделок или сказочных историй, которые сочинили ваши мальчишки и девчонки. Очень важно помнить при этом, что необходимо продумать способ публикации, обнародования этих детских работ, так как ребёнку очень важно, чтобы сказка стала известной, хотя бы среди сверстников, родителей, любимых воспитателей. В таком случае дети становятся увлеченными сказочниками, творцами, что говорит об их развитии, к которому мы с вами тоже приложили руки, и, конечно же, свои сердца.