Вера Сафонова
Использование кинетического песка в работе с детьми с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы
Дети с ОВЗ отличаются, с одной стороны: повышенной нервной возбудимостью, тревожностью, агрессивностью, гиперактивностью; с другой стороны: пассивностью, замкнутостью, закрытостью, поведенческими расстройствами.
Помимо этого у детей имеются и другие проблемы: нарушение речи или полное её отсутствие, недостаточное развитие координации движений, мелкой моторики рук, отсутствие чувства ритма, нарушение речевой памяти, внимания, восприятия и т. д.
Публикация «Использование кинетического песка в работе с детьми с ОВЗ» размещена в разделах
- Кинетический песок
- Песок. Все материалы с использованием песка
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
Опыт работы показал, что одним из наиболее продуктивных и действенных методов обучения, развития и организации коррекционной работы с детьми, имеющих подобные проблемы, является – песочная игротерапия.
Ребенок часто словами не может выразить свои переживания, страхи, и ему на помощь приходят игры с песком. Проигрывая взволновавшие его ситуации с помощью игрушечных фигурок, создавая картину собственного мира из песка, ребенок освобождается от напряжения.
Кинетический песок можно купить в различных цветах. В том числе есть наборы сразу с несколькими цветами в комплекте.
Игры с кинетическим песком надолго увлекают детей и развивают их мелкую моторику, связанную с развитием речи, мышлением, воображением, зрительной и двигательной памятью, координацией и вниманием. В процессе игры у детей развиваются тактильная чувствительность и осязание.
Игры – упражнения с кинетическим песком :
1. Здравствуй, песок!
Цель: снижение психофизического напряжения.
Ход игры: Педагог просит по-разному «поздороваться с песком»,
Ребенок: • дотрагивается до песка поочередно пальцами одной, потом второй руки, затем всеми пальцами одновременно; • сжимает кулаки с песком, затем медленно высыпает его в песочницу; • дотрагивается до песка всей ладошкой, • перетирает песок между пальцами, ладонями.
2. Песочный дождик
Цель: регуляция мышечного напряжения, расслабление.
Ход игры: Ребенок медленно, а затем быстро сыплет песок из своего кулачка в песочницу, на ладонь взрослого, на свою ладонь.
3. Необыкновенные следы
Цель: развитие тактильной чувствительности, воображения.
Ход игры: Используются разнообразные формочки. Потом дети озвучивают или показывают чьи это следы.
4. Домики для зверят.
Цель: развитие мелкой моторики, способности к звукоподражанию.
Ход: Педагог строит дом. Затем спрашивает ребенка: «Как ты думаешь, чей это домик?». Ребенок выбирает подходящую игрушку: зайчика, лису, медведя, мышку и обыгрывает постройки.
5. Пекарь.
Цель: развитие мелкой моторики, речи.
Ход: ребенок «выпекает» из песка разнообразные изделия — булочки, пирожки, тортики, использует разнообразные формочки, затем угощает пирожками гостей, кукол.
6. Ферма.
Цель: развитие мелкой моторики, речи.
Ход: ребенок лепит забор по кругу. Это ферма. Надо накормить животных, собрать их по зову пастуха к кормушке.
7. Прятки
Цель: развитие мелкой моторики, речи, математических представлений.
Ход: педагог заранее прячет в песочнице различные предметы и предлагает ребенку найти их. Задачей ребенка может быть найти конкретную игрушку, найти все игрушки, найти определенное количество игрушек. Для детей постарше можно прятать цифры или буквы и просить найти определенную цифру или определенную букву. Из найденных цифр можно составлять примеры, а из найденных букв — слова.
Список использованной литературы :
1. Бережная Н. Ф. Использование песочницы в коррекции эмоционально-волевой и социальной сфер детей раннего и младшего дошкольного возраста. - Дошкольная педагогика, 2007 г.
2. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д., Грабенко Т. М. Чудеса на песке. Практикум по песочной терапии. – СПб. : Речь, 2010.
3. Копытин А. И., Свистовская Е. Е. Руководство по детско-подростковой и семейной арт-терапии. – СПб. : Речь, 2010.
4. Кузуб Н. В., Э. И. Осипук Э. И. В гостях у песочной феи. Организация педагогической песочницы и игр с песком для детей дошкольного возраста. Методическое пособие для воспитателей и психологов дошкольных учреждений. СПб. : Речь: М. : Сфера, 2011.