Ирина Чуксина
Использование кейс-технологии при формировании у дошкольников основ безопасности жизнедеятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Безопасность жизни ребенка и охрана его здоровья - одна из актуальнейших задач дошкольного образования. При этом важно не только оберегать от опасностей, а готовить его к встрече с возможными трудностями, формировать представления о наиболее опасных ситуациях, прививать ему навыки безопасного поведения в быту, социуме и природе. Эта задача ставится в образовательной области социально - коммуникативного развития дошкольников определенного ФГОС ДО.
Публикация «Использование кейс-технологии при формировании у дошкольников основ безопасности жизнедеятельности» размещена в разделах
Формирование культуры безопасности – это одна из актуальных задач дошкольного воспитания, которой практика воспитания, к сожалению, уделяет недостаточное внимание.
Решение современных задач дошкольного образования в связи с внедрением ФГОС ДО требует использования активных методов организации детских видов деятельности - метода проблемного изложения, частично поискового и исследовательского методов и вовлечения родителей в образовательный процесс. В своей работе по данному направлению я решила использовать кейс технологию. Что же такое кейс - технология?
Кейс-технология - это проблемно-ситуативное обучение. Это технология, когда дошкольники должны изучить ситуацию, разобраться в проблеме, а затем предложить воспитателю возможные пути решения и совместно со взрослым выбрать самый оптимальный путь выхода из проблемы.
Сущностью кейс-технологий является анализ проблемной ситуации. Воспитанники должны разрешить поставленную проблему и получить реакцию окружающих (других воспитанников и воспитателя) на свои действия. При этом они должны понимать, что возможны различные решения проблемы. Поэтому воспитатель должен помочь дошкольникам рассуждать, спорить, а не навязывать им свое мнение.
В процессе создания кейса я намечаю восемь этапов работы.
1. Разработать проблемную ситуацию.
2. Оформить кейс – подобрать иллюстрации, фотографии, макеты и другие материалы.
3. Показать кейс дошкольникам, дать им время ознакомится с ним.
4. Обсудить с детьми проблемную ситуацию, совместно озвучить задание.
5. Предоставить дошкольникам время на самостоятельный поиск решения кейса.
6. Поддержать дискуссию в подгруппах, помогать оценивать решения ситуации, которые предлагают дети.
7. Выслушать/посмотреть/проверить решение детей.
8. Подвести итоги.
В своей работе я использую следующие виды кейсов :
-кейс-текстовая информация, представленная в устном изложении (это могут быть отрывки различных произведений, стихотворения);
-кейс-иллюстрации или фото-кейс;
- кейс-ситуация.
Применение кейс технологии возможно в любом направлении основ безопасности. Свою работу я разделила на 3 блока:
1. Формирование безопасного поведения дома (в быту);
Задачи:
- расширять представления детей о домашних опасностях, о безопасном поведении в сложной ситуации;
- закреплять знание номеров телефонов аварийных служб.
2. Формирование безопасного поведения на улице и в общественных местах;
- систематизировать и закреплять представления детей о правилах дорожного движения.
3. Пожарная безопасность.
- развивать умение быстро и правильно действовать в чрезвычайной ситуации.
- закреплять знания о предметах, которые могут стать причиной возникновения пожара, развивать логическое мышление.
Мною была разработана картотека кейсов по формированию основ безопасности.
Например, Формирование безопасного поведения дома (в быту).
Фото – кейс. Детям предлагается рассмотреть фотографию. На ней изображены дети в раздевалке, которые собираются на прогулку.
- Ребята, что не так на фотографии?
- Что не правильно делает девочка? (девочка подставила руку в приоткрывшийся шкафчик)
- Почему вы решили что это не правильно? (дети могут прищемить девочке руку и она будет плакать, потому что это больно)
- Что необходимо сделать, чтобы ничего плохого не произошло? (открыть дверцу, или сказать девочке, чтобы она убрала руку)
Обсудите с товарищами и придумайте правило, которое поможет другим деткам быть аккуратнее в такой ситуации. (Никогда не подставлять руки в открывшиеся двери) Разыгрывание подобной ситуации (проговаривание детьми тех слов которые они могут сказать другу, который поступает также как девочка) .
Формирование безопасного поведения на улице и в общественных местах
Фото – кейс. На фотографии изображены дети, гуляющие по рельсам железной дороги. - Ребята, что не правильно делают дети? (идут по железной дороге)
- Почему вы решили, что это не правильно? (приведет к травме)
- Что необходимо сделать, чтобы не произошло беды? (не гулять на железной дороге) Подумайте, обсудите с товарищами и придумайте правило, которое поможет другим деткам быть аккуратнее в такой ситуации. (Никогда не гулять по железной дороге)
Кейс-ситуация Мама с мальчиком шли по улице. На противоположной стороне мальчик увидел бабушку и бросился к ней. По дороге двигались автомобили.
- Что сделал не так мальчик? Что он сделал неправильно? (Побежал через дорогу к бабушке)
-Почему вы считаете, что он поступил не так? (он не посмотрел не вправо не влево, побежал через дорогу)
- Как надо было действовать мальчику? (дождаться, когда проедут автомобили, вместе с мамой за руку перейти дорогу)
Особенное внимание мне хочется уделить противопожарной безопасности. Из бесед с детьми я выяснила, что тема огня интересна и любопытна детям, но они не понимают все опасности игр с огнём.
Желание открывать что-то новое, непосредственность часто ставит детей перед реальными опасностями. У детей дошкольного возраста отсутствует защитная психологическая реакция на противопожарную обстановку. Многие дети не знают правил соблюдения пожарной безопасности и правил поведения во время пожара. Они обычно прячутся под кровать, в шкаф, не пытаются убежать даже тогда, когда это можно сделать. Подсчитано: на тысячу пожаров сто вспыхивает по вине детей, которые становятся жертвами своего незнания и легкомыслия. Число детей пострадавших от пожара возрастает с каждым годом. Многие из них не знают номера «01». Это не может не вызвать тревогу.
Родители подходят к этой проблеме недостаточно серьезно. Детям разрешают играть пожароопасными предметами, в доступном месте хранятся спички, зажигалки. Чтобы изменить отношение человека к этой проблеме, необходимо уже с дошкольного возраста заниматься вопросами пожарной безопасности. Эта работа должна вестись целенаправленно и систематически.
Кейс- иллюстрация.
Ребятам пришло письмо от Нюши с картинками (спички, печь, огонь, Крош с ожогом)
Задаю вопрос для проведения «мозгового штурма»
-Что могло случиться?
-Почему так произошло
-Что необходимо делать, чтобы такого не случилось?
Мнения детей разделились. Одни предположили, что Крош без спроса взял спички, стал баловаться и случился пожар. Другие предположили, что он помогал Ежику приготовить обед.
Для дальнейшей работы ребятам был предоставлен кейс - иллюстрация. (слайд 9) Дети рассматривали картинки, отображающие возможные причины пожара, обсуждали, анализировали ситуацию. Разобрав ситуацию, ребята пришли к выводу, что играть со спичками нельзя. В конце работы с кейсом, обязательно нужно задать вопрос «Играют ли они со спичками», «Чтобы они сделали в такой ситуации?».
Фото – кейс.
Детям предлагаю рассмотреть иллюстрации к сказке «Кошкин дом» С. Маршака.
На стенде поочередно появляется картинки:
1. Спички 2. Огонь 3. Сгоревший дом.
Детям задаю вопросы :
-Ребята, объясните, что случилось? (Загорелся дом). –
-Почему так произошло? (кто-то, баловался спичками) –
-Что необходимо делать, чтобы такого не случилось?
-Подумайте, как найти выход из сложившейся ситуации, чтобы не происходило таких последствий. Что вы видите на фото? Какие средства помогают погасить костёр?
Далее дети рассматривают иллюстрации с изображение пожарной техники, средств огнетушения. Воспитатель рассказывает о работе пожарных и службе МЧС, о современной технике, средствах и людях, которые выезжают, когда случается беда-пожар
В конце обсуждения предлагаю детям придумать правило, которое поможет другим деткам быть аккуратнее в такой ситуации. (Спички детям не игрушки)
Фото – кейс. Дети рассматривают картинки:
1. Утюг включенный 2. Прожженная рубашка 3. Огонь
- Ребята, объясните, что случилось? (загорание)
- Почему так произошло? (забыли выключить утюг)
- Что необходимо делать, чтобы такого не случилось? (не забывать выключать электрические приборы) .
-Подумайте, обсудите с товарищами и придумайте правило, которое поможет другим деткам быть аккуратнее в такой ситуации (Никогда не трогать электрические приборы! Всегда выключать электрические приборы из розетки).
Использование кейс-ситуацию. К ребятам обращаются лесные звери и Незнайка. Они просят детей рассудить их. Незнайка рассказывает историю о том, как он пошел в лес, попал под дождь и промок. Ему встретился добрый лесник, который высушил, обогрел и накормил в своей избушке. Он утверждают- огонь-друг. А лесные жители говорят- враг.
-Кто же прав?
-Объясните, почему вы так решили?
Ребята рассматривали схему «в каких случаях огонь- друг, а в каких враг и пришли к выводу, что Огонь наш друг, но при неосторожном с ним обращении он становится коварным врагом!. В конце ребята выдвигают свои правила, чтобы избежать такой ситуации.
В результате проделанной мной работы у детей сформировалось осознанное и ответственное отношение к выполнению правил пожарной безопасности, выработались знания, умения и навыки, необходимые для действия в экстремальных ситуациях.
Также в процессе использования технологии ребята научились: получать необходимую информацию в общении; соотносить свои интересы с интересами других; доказывать свою точку зрения, аргументировать ответ, формулировать вопрос, участвовать в дискуссии; применять самостоятельно, без помощи взрослого полученные знания в реальной жизни.
Таким образом, применение в педагогической практике кейс-технологии позволяет сделать работу по формированию основ безопасности поведения дошкольников более развернутой.
Учитывая положительные результаты работы, мне бы хотелось продолжить её в этом направлении.