Получи документы

Использование кейс-технологии при формировании у дошкольников основ безопасности жизнедеятельности

Ирина Чуксина
Использование кейс-технологии при формировании у дошкольников основ безопасности жизнедеятельности

Безопасность жизни ребенка и охрана его здоровья - одна из актуальнейших задач дошкольного образования. При этом важно не только оберегать от опасностей, а готовить его к встрече с возможными трудностями, формировать представления о наиболее опасных ситуациях, прививать ему навыки безопасного поведения в быту, социуме и природе. Эта задача ставится в образовательной области социально - коммуникативного развития дошкольников определенного ФГОС ДО.

Публикация «Использование кейс-технологии при формировании у дошкольников основ безопасности жизнедеятельности» размещена в разделах

Формирование культуры безопасности – это одна из актуальных задач дошкольного воспитания, которой практика воспитания, к сожалению, уделяет недостаточное внимание.

Решение современных задач дошкольного образования в связи с внедрением ФГОС ДО требует использования активных методов организации детских видов деятельности - метода проблемного изложения, частично поискового и исследовательского методов и вовлечения родителей в образовательный процесс. В своей работе по данному направлению я решила использовать кейс технологию. Что же такое кейс - технология?

Кейс-технология - это проблемно-ситуативное обучение. Это технология, когда дошкольники должны изучить ситуацию, разобраться в проблеме, а затем предложить воспитателю возможные пути решения и совместно со взрослым выбрать самый оптимальный путь выхода из проблемы.

Сущностью кейс-технологий является анализ проблемной ситуации. Воспитанники должны разрешить поставленную проблему и получить реакцию окружающих (других воспитанников и воспитателя) на свои действия. При этом они должны понимать, что возможны различные решения проблемы. Поэтому воспитатель должен помочь дошкольникам рассуждать, спорить, а не навязывать им свое мнение.

В процессе создания кейса я намечаю восемь этапов работы.

1. Разработать проблемную ситуацию.

2. Оформить кейс – подобрать иллюстрации, фотографии, макеты и другие материалы.

3. Показать кейс дошкольникам, дать им время ознакомится с ним.

4. Обсудить с детьми проблемную ситуацию, совместно озвучить задание.

5. Предоставить дошкольникам время на самостоятельный поиск решения кейса.

6. Поддержать дискуссию в подгруппах, помогать оценивать решения ситуации, которые предлагают дети.

7. Выслушать/посмотреть/проверить решение детей.

8. Подвести итоги.

В своей работе я использую следующие виды кейсов :

-кейс-текстовая информация, представленная в устном изложении (это могут быть отрывки различных произведений, стихотворения);

-кейс-иллюстрации или фото-кейс;

- кейс-ситуация.

Применение кейс технологии возможно в любом направлении основ безопасности. Свою работу я разделила на 3 блока:

1. Формирование безопасного поведения дома (в быту);

Задачи:

- расширять представления детей о домашних опасностях, о безопасном поведении в сложной ситуации;

- закреплять знание номеров телефонов аварийных служб.

2. Формирование безопасного поведения на улице и в общественных местах;

- систематизировать и закреплять представления детей о правилах дорожного движения.

3. Пожарная безопасность.

- развивать умение быстро и правильно действовать в чрезвычайной ситуации.

- закреплять знания о предметах, которые могут стать причиной возникновения пожара, развивать логическое мышление.

Мною была разработана картотека кейсов по формированию основ безопасности.

Например, Формирование безопасного поведения дома (в быту).

Фото – кейс. Детям предлагается рассмотреть фотографию. На ней изображены дети в раздевалке, которые собираются на прогулку.

- Ребята, что не так на фотографии?

- Что не правильно делает девочка? (девочка подставила руку в приоткрывшийся шкафчик)

- Почему вы решили что это не правильно? (дети могут прищемить девочке руку и она будет плакать, потому что это больно)

- Что необходимо сделать, чтобы ничего плохого не произошло? (открыть дверцу, или сказать девочке, чтобы она убрала руку)

Обсудите с товарищами и придумайте правило, которое поможет другим деткам быть аккуратнее в такой ситуации. (Никогда не подставлять руки в открывшиеся двери) Разыгрывание подобной ситуации (проговаривание детьми тех слов которые они могут сказать другу, который поступает также как девочка) .

Формирование безопасного поведения на улице и в общественных местах

Фото – кейс. На фотографии изображены дети, гуляющие по рельсам железной дороги. - Ребята, что не правильно делают дети? (идут по железной дороге)

- Почему вы решили, что это не правильно? (приведет к травме)

- Что необходимо сделать, чтобы не произошло беды? (не гулять на железной дороге) Подумайте, обсудите с товарищами и придумайте правило, которое поможет другим деткам быть аккуратнее в такой ситуации. (Никогда не гулять по железной дороге)

Кейс-ситуация Мама с мальчиком шли по улице. На противоположной стороне мальчик увидел бабушку и бросился к ней. По дороге двигались автомобили.

- Что сделал не так мальчик? Что он сделал неправильно? (Побежал через дорогу к бабушке)

-Почему вы считаете, что он поступил не так? (он не посмотрел не вправо не влево, побежал через дорогу)

- Как надо было действовать мальчику? (дождаться, когда проедут автомобили, вместе с мамой за руку перейти дорогу)

Особенное внимание мне хочется уделить противопожарной безопасности. Из бесед с детьми я выяснила, что тема огня интересна и любопытна детям, но они не понимают все опасности игр с огнём.

Желание открывать что-то новое, непосредственность часто ставит детей перед реальными опасностями. У детей дошкольного возраста отсутствует защитная психологическая реакция на противопожарную обстановку. Многие дети не знают правил соблюдения пожарной безопасности и правил поведения во время пожара. Они обычно прячутся под кровать, в шкаф, не пытаются убежать даже тогда, когда это можно сделать. Подсчитано: на тысячу пожаров сто вспыхивает по вине детей, которые становятся жертвами своего незнания и легкомыслия. Число детей пострадавших от пожара возрастает с каждым годом. Многие из них не знают номера «01». Это не может не вызвать тревогу.

Родители подходят к этой проблеме недостаточно серьезно. Детям разрешают играть пожароопасными предметами, в доступном месте хранятся спички, зажигалки. Чтобы изменить отношение человека к этой проблеме, необходимо уже с дошкольного возраста заниматься вопросами пожарной безопасности. Эта работа должна вестись целенаправленно и систематически.

Кейс- иллюстрация.

Ребятам пришло письмо от Нюши с картинками (спички, печь, огонь, Крош с ожогом)

Задаю вопрос для проведения «мозгового штурма»

-Что могло случиться?

-Почему так произошло

-Что необходимо делать, чтобы такого не случилось?

Мнения детей разделились. Одни предположили, что Крош без спроса взял спички, стал баловаться и случился пожар. Другие предположили, что он помогал Ежику приготовить обед.

Для дальнейшей работы ребятам был предоставлен кейс - иллюстрация. (слайд 9) Дети рассматривали картинки, отображающие возможные причины пожара, обсуждали, анализировали ситуацию. Разобрав ситуацию, ребята пришли к выводу, что играть со спичками нельзя. В конце работы с кейсом, обязательно нужно задать вопрос «Играют ли они со спичками», «Чтобы они сделали в такой ситуации?».

Фото – кейс.

Детям предлагаю рассмотреть иллюстрации к сказке «Кошкин дом» С. Маршака.

На стенде поочередно появляется картинки:

1. Спички 2. Огонь 3. Сгоревший дом.

Детям задаю вопросы :

-Ребята, объясните, что случилось? (Загорелся дом). –

-Почему так произошло? (кто-то, баловался спичками)

-Что необходимо делать, чтобы такого не случилось?

-Подумайте, как найти выход из сложившейся ситуации, чтобы не происходило таких последствий. Что вы видите на фото? Какие средства помогают погасить костёр?

Далее дети рассматривают иллюстрации с изображение пожарной техники, средств огнетушения. Воспитатель рассказывает о работе пожарных и службе МЧС, о современной технике, средствах и людях, которые выезжают, когда случается беда-пожар

В конце обсуждения предлагаю детям придумать правило, которое поможет другим деткам быть аккуратнее в такой ситуации. (Спички детям не игрушки)

Фото – кейс. Дети рассматривают картинки:

1. Утюг включенный 2. Прожженная рубашка 3. Огонь

- Ребята, объясните, что случилось? (загорание)

- Почему так произошло? (забыли выключить утюг)

- Что необходимо делать, чтобы такого не случилось? (не забывать выключать электрические приборы) .

-Подумайте, обсудите с товарищами и придумайте правило, которое поможет другим деткам быть аккуратнее в такой ситуации (Никогда не трогать электрические приборы! Всегда выключать электрические приборы из розетки).

Использование кейс-ситуацию. К ребятам обращаются лесные звери и Незнайка. Они просят детей рассудить их. Незнайка рассказывает историю о том, как он пошел в лес, попал под дождь и промок. Ему встретился добрый лесник, который высушил, обогрел и накормил в своей избушке. Он утверждают- огонь-друг. А лесные жители говорят- враг.

-Кто же прав?

-Объясните, почему вы так решили?

Ребята рассматривали схему «в каких случаях огонь- друг, а в каких враг и пришли к выводу, что Огонь наш друг, но при неосторожном с ним обращении он становится коварным врагом!. В конце ребята выдвигают свои правила, чтобы избежать такой ситуации.

В результате проделанной мной работы у детей сформировалось осознанное и ответственное отношение к выполнению правил пожарной безопасности, выработались знания, умения и навыки, необходимые для действия в экстремальных ситуациях.

Также в процессе использования технологии ребята научились: получать необходимую информацию в общении; соотносить свои интересы с интересами других; доказывать свою точку зрения, аргументировать ответ, формулировать вопрос, участвовать в дискуссии; применять самостоятельно, без помощи взрослого полученные знания в реальной жизни.

Таким образом, применение в педагогической практике кейс-технологии позволяет сделать работу по формированию основ безопасности поведения дошкольников более развернутой.

Учитывая положительные результаты работы, мне бы хотелось продолжить её в этом направлении.

Публикации по теме:

Формирование социальной компетентности детей дошкольного возраста с использованием кейс-технологии «Формирование социальной компетентности детей дошкольного возраста с использованием кейс - технологии» 2 слайд. Главной задачей государственной.

«Уголок безопасности» как форма взаимодействия с семьей по формированию у детей основ безопасности жизнедеятельности«Уголок безопасности» как форма взаимодействия с семьей по формированию у детей основ безопасности жизнедеятельности Здравствуйте, друзья и гости странички. Спешу поделиться с Вами очередной публикацией из опыта работы. Недавно у нас в группе прошла «Неделя.

Формирование у дошкольников основ пожарной безопасности. Отчет о проведении недели пожарной безопасности в средней группеФормирование у дошкольников основ пожарной безопасности. Отчет о проведении недели пожарной безопасности в средней группе Отчет о проведении недели пожарной безопасности в средней группе №2 «Бусинки» Особенно часто дети травмируются и погибают во время пожаров,.

Использование информационно-коммуникативных технологий в процессе формирования у детей основ безопасности жизнедеятельностиИспользование информационно-коммуникативных технологий в процессе формирования у детей основ безопасности жизнедеятельности Слайд 2 Безопасность – актуальный вопрос. Количество несчастных случаев с детьми возрастает. Такие особенности дошкольника, как доверчивость,.

Использование технологии макетирования в игровой деятельности дошкольниковИспользование технологии макетирования в игровой деятельности дошкольников Использование технологии макетирования в игровой деятельности дошкольников. Воспитатель :Гуляева Оксана Николаевна Место работы: МБДОУ.

Конспект НОД по безопасности жизнедеятельности и антитеррору «Путешествие в Страну Безопасности» (вторая младшая группа) Задачи. Обучающие: - обучать основам личной безопасности; - сформировать умения применять правила безопасного поведения в различных жизненных.

Перспективный план работы с детьми по формированию основ безопасности жизнедеятельности. Старший дошкольный возраст Основной целью, главной задачей любого цивилизованного общества, является обеспечение здоровья и сохранение жизни детей. В практику дошкольных.

Практическое использование ИКТ технологий в формировании элементарных математических представлений у дошкольников. Непосредственно образовательная деятельность в детском саду имеет свою специфику. Она должна быть эмоциональной, яркой, с привлечением большого.

Рабочая программа воспитателя по формированию основ безопасности у дошкольников 3–5 лет «Моя безопасность» Пояснительная записка • дошкольной образовательной организации обязательная и первоочередная задача взрослых (педагогов и родителей) состоит.

Система работы по обеспечению безопасности жизнедеятельности дошкольников Проблема безопасности жизнедеятельности человека признается во всем мире. ООН называет эту проблему одной из приоритетных в научных исследованиях.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Использование кейс-технологии при формировании у дошкольников основ безопасности жизнедеятельности
Опубликовано: 22 марта 2020 в 15:33
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
23 мая. День гендерного воспитания. Передвижка «Гендерное воспитание»

Воспитание дошкольников требует гендерного подхода, но не все родители знают значение этого термина. 

22 мая. День вежливости и этикета. Передвижка «Воспитание вежливости»

Сегодняшний день посвящен важным социальным навыкам — вежливости и умению соблюдать правила этикета. 


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД