тАТЬЯНА хМЕЛЕВСКАЯ
Использование камешков Марблс с детьми раннего дошкольного возраста для развития познавательной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида № 37 «Ягодка»
города Губкина Белгородской области
«Использование камешков Марблс с детьми раннего дошкольного возраста для развития познавательной деятельности»
Хмелевская Т. В., воспитатель
2023
Публикация «Использование камешков Марблс с детьми раннего дошкольного возраста для развития познавательной деятельности» размещена в разделах
Одной из основных сторон дошкольного воспитания является формирование у детей познавательной деятельности, осуществление сенсорного воспитания как основы всестороннего развития.
Познавательное развитие очень важно для ребенка и занимает особое место в его жизни. Малыш активно получает знания о предметах и явлениях, сосредоточенных вокруг него, и учится ориентироваться в таком незнакомом, но столь притягательном окружающем мире.
Перед началом работы по ознакомлению детей раннего возраста с дидактическими играми с использованием камешков Марблс поставила цель : создать условия для развития познавательного интереса у детей, обогащения и накопления опыта детей в ходе предметно – игровой деятельности через игры с использованием камешков Марблс для развития познавательной деятельности.
Чтобы выполнить поставленную цель, начала работу в следующих направлениях:
- систематизация материала о дидактических играх и пособиях;
- пополнение развивающей среды;
- привлечение и активизация родителей к сенсорному воспитанию.
С целью формирования у детей раннего возраста познавательного развития в работе использовались дидактические игры и пособия с использованием камешков Марблс изготовленные своими руками.
Применение камушков «Марблс» - это один из нетрадиционных приемов обучения, интересный для детей. Это универсальное пособие представляет собой готовые наборы стеклянных камушков разного цвета и различные задания с ними. Как правило, это многофункциональные пособия, так как их с легкостью можно использовать на занятиях, в индивидуальной работе с детьми, а также в самостоятельной деятельности детей в виде дидактических игр. Для более эффективного развития процесса познания организации с маленькими детьми познавательно-исследовательской деятельности используются разнообразные дидактические игры с использованием камешков «Марблс».
Работа началась с поиска и приобретения самого материала, то есть камней «Марблс». Коллекция получилась большой и разнообразной. Цвет, форма, фактура камней позволили разработать большое количество игр и упражнений для детей раннего возраста.
Многие игры были заранее продуманы: материал, безопасность, оформление, а самое главное, то каким образом они будут использоваться для достижения основной цели, а именно развития у детей познавательной деятельности. В процессе изготовления каждого пособия приходили новые идеи и решения, которые помогали модернизировать и обогащать развивающую значимость пособия – игры, продуманы варианты ее применения в организации познавательно-исследовательской деятельности с детьми раннего возраста.
Первый этап – включал в себя знакомство детей с играми с использованием камешков Марблс. Особой популярностью среди детей группы раннего возраста пользуются такие упражнения и игры как «Разложи по цвету», «Мозайка», «Разноцветные заплатки», «Гусеница», «Волшебные цвета». В ходе выполнения различных заданий дети закрепляли цвет и форму предметов, познакомились с фактурой камней, изучили размер и многое другое. В игре «Разложи по цвету» детям было предложено разложить камешки по цвету в разноцветные стаканчики.
В игре «Мозайка» дети выкладывали камешки на основу рисунка подбирая их по определенному цвету. В игре «Разноцветные заплатки», «Гусеница» детям было предложено закрыть белые отверстия на шаблоне с помощью камней Марблс, подбирая их по цвету. Игра «Волшебные цвета» представляла собой небольшую коробочку, наполненную разноцветными камешками. Для начала познакомила детей с коробочкой наполненной разноцветными шариками. В процессе игры детям были заданы различные задания, например, найти только красные шарики и с помощью пинцета переложить их в колбочку, по такому же принципу находились другие цвета.
Следующий этап включал в себя - разработку необходимых дополнительных средств и материалов, направленных на развитие сенсомоторных способностей, фантазии, воображения, художественно – эстетических умений и навыков, элементарных математических представлений, зрительного восприятия. На этом этапе задания значительно усложнились, детям предстояло не только классифицировать камешки по какому – либо признаку, но и «раскрашивать» иллюстрации с помощью их.
Картотека иллюстраций получилась разноцветной, яркой и на разные темы: «Цветы», «Транспорт», «Сказочные сюжеты», «Игрушки». Благодаря тому, что иллюстрации цветные, детям было предложено выбрать необходимый цвет. Такие задания учат выполнять щипковый и пинцетный пальчиковый захват, развивают координацию движений рук, ориентировку на плоскости, внимание. Для усложнения задач в копилку к цветным иллюстрациям постепенно добавлялись черно-белые раскраски, так же на различные темы. Это позволило детям проявить самостоятельность в выборе цвета и формы камней для «рисования». Для закрепления знаний о простейших геометрических фигурах использовались карты с контурами геометрических фигур и организованы такие игры: «Обведи по контуру», «Выложи дорожку».
В игре «Обведи по контуру» ребенку было предложено выложить по контуру геометрическую фигуру, образец которого находился на столе перед ним. В игре «Выложи дорожку», педагогом было предложено ребёнку с помощью камней выложить дорожку с изображением геометрических фигур определенного цвета. Камни должны соответствовать цвету геометрической фигуры на шаблоне.
Для закрепления знаний у дошкольников, полученных в детском саду, параллельно велась работу с родителями.
Были оформлены консультации «Камешки Марблс – разноцветное счастье детей», «Использование камешков Марблс в работе с детьми раннего возраста», «Изготовление дидактических игр с использование камешков «Марблс» своими руками для развития познавательной деятельности детей раннего возраста». Параллельно подключала родителей к организации продуктивной деятельности детей, так как один ребенок с этой деятельностью не справится.
Таким образом, систематическая, последовательная работа с детьми по познавательному развитию с использованием камешков Марблс для развития познавательной деятельности способствует не только развитию зрительного и цветового восприятия, но и формирует познавательный интерес, что в значительной мере способствует эффективной работе с ребенком в других направлениях.