носкова наталья
Использование электронно-дидактических пособий в процессе формирования лексико-грамматических категорий речи
▼ Скачать + Заказать документы
Информационные технологии в последнее время стали перспективным средством коррекционно- развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи. Компьютерные технологии принадлежат к числу эффективных средств обучения, все чаще применяемых в специальной педагогике. Анализ lдеятельности показывает, что компьютерные средства представляют для специалиста не часть содержания коррекционного обучения, а дополнительный набор возможностей. Эффект их применения зависит от профессиональной компетентности педагога. Включение ИКТ в систему обучения каждого ребенка, создает большую мотивацию и психологический комфорт, а также предоставляет ребенку свободу выбора форм и средств деятельности.
Публикация «Использование электронно-дидактических пособий в процессе формирования лексико-грамматических категорий речи» размещена в разделах
Основными преимуществами использования мультимедиа ресурсов на логопедических занятиях являются:
- повышение мотивации для исправления недостатков речи детей
- обеспечение психологического комфорта на занятиях
- развитие психологической базы речи; восприятия, внимания и мышления за счет повышения уровня наглядности;
- совершенствование навыков пространственной ориентировки, развитие точности движения руки
- развитие всех сторон речи
- повышение качества обучения и работоспособности.
Одним из актуальных направлений внедрения информационных технологий в работу учителя-логопеда является использование мультимидийных презентаций.
Компьютерные обучающие игры, мультимедийные презентации можно использовать по следующим направлениям коррекционной работы
- развитие артикуляционной моторики
- развитие речевого дыхания
- здоровье сберегающие технологии
- формирование звукопроизношения
- развитие фонематического восприятия
- формирование лексико-грамматического строя речи
- обучение грамоте
- развитие связной речи
Они позволяют привнести эффект наглядности в занятие и повысить мотивационную активность детей. Каждая тематическая неделя детского сада может содержаться в презентации, например «Овощи - огород» разучивая пальчиковую гимнастику «Овощи» мы расширяем и активизируем словарь по теме и совершенствуем грамматический строй речи в согласовании местоимения с существительным. С помощью интерактивной доски дети с увлечение выполняю артикуляционную гимнастику, к вашему вниманию представлена гимнастика «В Гостях у бабушки с дедушкой».
В презентации «Фрукты - сад» с помощью игры «Один - много» дети упражняются в словообразовании, имен существительных именительного падежа, множественного числа. С помощью презентации можно выполнять задания разного содержания так в игре «Назови гласный звук» у детей формируется фонематический слух и производится обучение синтезу слова, совершенствование навыка чтения слов. Благодаря последовательному появлению заданий, дети имеют возможность выполнять задания более внимательно, использование анимации и сюрпризных моментов делает коррекционный процесс интересным и выразительным. Автоматизация звука тоже возможна при помощи интерактивных игр, так в игре «Город мастеров» производим автоматизацию звука «Р» в словах и предожениях. С помощью презентации «Зима» дети обучаются составлению рассказа по серии картинок, формируется связная речь. Также можно выполнять упражнения профилактики нарушения зрения упр. «Снежинка». В игре маленькое путешествие Чевостика дети учатся правильно использовать предлоги и образованию глаголов с помощью причтавок. Развитие фонематического восприятия дифференциацию и автоматизацию звуков также можно производить с помощью интерактивной доски в игре «слова и звуки» дети находят слова с заданным звуком, использую слоговые таблицы для автоматизации поставленных звуков
Одним из средств оптимизации процесса коррекции могут служить компьютерные игры Флеш- игры. Игры «Красное желтое» цель игры согласование существительного с прилагательным. Игра «сложи картинку» заменяет разрезные картинки, часто используемые в работе коррекционных групп игры на развитие зрительного внимания и ряд других игр которые решают множество задач коррекционной деятельности.
Для детей старшего дошкольного возраста - игра это ведущий вид деятельности, в которой формируется и развивается личность. Правильно подобранные обучающие компьютерные игры и задания являются для дошкольников, прежде всего игровой деятельностью, а затем уже учебной
Важно помнить, что при всех положительных моментах использование ИКТ педагогам следует тщательно обдумывать количество предъявленного материала и время на занятиях.